Interested Article - Винифреда

Святая Винифреда ( Венефрида ; валл. Gwenffrewi ; лат. Wenefreda, Winifreda ) — валлийская VII века. Её история была известна ещё в VIII веке, но стала популярной в Англии в XII веке, когда её агиография была впервые записана.

Целебный источник на выбранном традицией месте её обезглавливания и воскрешения теперь является святыней и местом паломничества под названием ( , Флинтшир , Уэльс ), и известен как « Лурд Уэльса».

Биография

Витраж, изображающий мученичество Винифреды ( , западное окно, собор Шрусбери , 1910 г.)

Самые старые свидетельства о жизни Винифреды относятся к XII веку . Согласно легенде, Винифреда была дочерью вождя Тегейнгла ( Tegeingl ) , валлийского дворянина Тифида ап Эйлудда ( Tyfid ap Eiludd ). Её матерью была Венло ( Wenlo ), сестра святого Беуно и родственница королей Южного Уэльса .

Согласно легенде, Карадог ( Caradog ) сын принца Алана, узнав о красоте и достоинствах девушки решил просить её руки. На момент его приезда родители девушки отправились на мессу. Узнав о том, что Винифреда решила стать монахиней Карадог пришёл в ярость пытаясь мольбой и угрозами заставить изменить решение. Испуганная девушка попыталась бежать к церкви, где находились родители, но Карадог догнал и обезглавил её . Там, где упала её голова, появился целебный источник . Впоследствии благодаря усилиям Беуно голова Винифреды была соединена с её телом, и она была возвращена к жизни. Увидев, как убийца с наглым и дерзким видом опирается на меч, Беуно воззвал к небесному наказанию, и Карадог упал замертво на месте, согласно распространённой легенде — земля разверзлась и поглотила его. Беуно покинул Холивелл и вернулся в Кернарфон ; перед уходом он сел на камень, который сейчас стоит во внешнем бассейне колодца, и там пообещал во имя Бога, что «каждый, кто на этом месте трижды попросит у Бога милости во имя святой Винифреды получит милость, о которой он просил, если это будет на благо его души» .

После восьми лет, проведённых в Холивелле, Винифреда получила благословление покинуть монастырь и удалиться вглубь страны. Она отправилась в паломничество. В конце концов она прибыла в Гвитерин ( Gwytherin ) у истока реки Элви . Позже она стала монахиней и настоятельницей в Гвитерине в Денбишире . В более сложных версиях этой истории рассказывается о многих подробностях её жизни, в том числе о паломничестве Винифреды в Рим .

Католическая энциклопедия утверждала, что святая родилась под именем Геневра около 600 года, а умерла 3 ноября 660 года. После английского завоевания имя было изменено на английскую форму Winefride . Оксфордский биографический словарь датировал смерть примерно 650 годом .

Учитывая позднюю дату появления самых ранних сохранившихся письменных отчётов о жизни Винифреды, её существование подвергается сомнению с XIX века. Она не записана ни в валлийской родословной святых, ни в календаре валлийских святых XIII века . Однако есть свидетельства её культа за столетия до появления её первой агиографии. Две небольшие части дубового реликвария VIII века были обнаружены в 1991 году и идентифицированы на основе более ранних рисунков как принадлежащие Arch Gwenfrewi , реликварию Винифреды . В реликварии, вероятно, находился предмет одежды или другой предмет, связанный со святой, но не её кости. По словам историка Линн Хайди Стамп ( Lynne Heidi Stumpe ), реликварий является «хорошим доказательством того, что она была признана святой вскоре после своей смерти» и, следовательно, её историчности . Реликварий может быть даже «самым ранним сохранившимся свидетельством формального культа любого валлийского святого» .

Почитание

Почитание Винифреды как святой мученицы засвидетельствовано с XII века. Её в основном почитают в Англии, а не в Уэльсе, что побудило Цезаря Барония перечислить её как «английскую святую» в своём Римском мартирологе 1584 года.

В 1138 году реликвии Винифреды были перевезены в Шрусбери и легли в основу святилища . — церковь XII века, расположенная в деревне , Англия .

Часть пролога жизни святой Винифреды

Подробности жизни Винифреды собраны в рукописи в Британском музее, которая, как говорят, была написана британским монахом Элериусом, современником святой, а также из рукописи жизни в Бодлианской библиотеке, составленной в 1130 г. Робертом, приором Шрусбери (умер в 1168) . Приору Роберту обычно приписывают распространение культа святой, в рамках которого он перенёс её мощи из Гвитерина в аббатство Шрусбери и написал наиболее влиятельное жизнеописание святой . Летописец Джон Тайнмутский также писал об Винифреде.

Чтобы ещё больше повысить престиж аббатства, построил новое святилище для святой Винифреды в XIV веке, прежде чем несколько монахов украли мощи святого Беуно из и установили их в церкви аббатства. Хотя аббатство было оштрафовано, реликвии разрешили оставить себе .

Издание « Золотой легенды » Уильяма Кэкстона 1483 года включало историю святой. В следующем году он напечатал её отдельное «Житиё».

Колодец святой Винифреды в Холивелле, одном из старейших постоянно посещаемых мест паломничества в Великобритании.

Святыня и колодец в Шрусбери стали главными объектами паломничества в позднем средневековье , но святыня была разрушена Генрихом VIII в 1540 году.

Колодец в Холивелле, изначально образовавшийся из горного источника, расположен ниже города на склоне крутого холма. На территории колодца также находится выставка, подробно излагающая историю святой и её святыни; Викторианский дом бывших хранителей также был преобразован в музей паломничества .

Колодец святой Винифреды, бывшая часовня колодца XIV века, Вулстон, Шропшир.

Другой колодец, названный в честь Винифреды, находится в деревушке недалеко от Освестри в Шропшире . Согласно легенде, считается, что по пути в аббатство Шрусбери тело Винифреды было размещено там на ночь, и из-под земли вырвался родник. Колодец прикрыт фахверковым коттеджем XV века. Вода течёт через ряд каменных желобов в большой пруд, который затем впадает в ручей. Коттедж находится в ведении Landmark Trust .

Источник на был известен как источник святой Винифреды и дал своё название соседнему Winifreds Lane . Кажется, нет никакой известной связи с жизнью святой, но когда-то предполагалось, что его воды помогают женщинам зачать ребёнка .

Римский мартиролог

В издании Римского мартиролога 2004 года Винифред указана 2 ноября под латинским именем лат. Winefrídae . Она указана следующим образом: «У источника, расположенного в Холивелле в Уэльсе, святая Винифреда Дева, выдающаяся в своём свидетельстве как монахиня» . Винифреда официально признана Ватиканом человеком с историческим прошлым, жившим образцовой религиозной жизнью, но без обсуждения чудес и исцелений, которые она могла совершить. Как святая I тысячелетия, она признана святой народным признанием, а не была когда-либо официально канонизирована .

В нынешнем римско-католическом литургическом календаре Уэльса день памяти Винифреды отмечается 3 ноября, поскольку 2 ноября обозначено как День поминовения усопших .

Иконография

Изображение Винифреды в витражах в Лландирноге и Лланасе сосредоточено на её обучении и статусе мученицы, но третий аспект её жизни, её религиозное лидерство, также визуально отмечен. На печати капитула собора Св. Асафа (сейчас в Национальных музеях и галереях Уэльса, Катайс-Парк, Кардифф) она изображена настоятельницей с посохом, символом лидерства и власти, и реликварием .

Отсылки в художественной литературе

Колодец святой Винифреды, называемый ср.-англ. þe Holy Hede , упоминается в средневековой поэме « Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь » (Passus II). Она также появляется как персонаж в экранизации поэмы 2021 года , где её сыграла актриса Эрин Келлиман .

Комедия XVII-го века » инсценирует историю святой Винифреды, основанную на версии рассказа Томаса Делони « Нежное ремесло » ( The Gentle Craft, 1584 г.).

Английский поэт Джерард Мэнли Хопкинс увековечил память святой в своей незаконченной драме «Колодец святой Винифреды» .

Перемещение костей Винифреды в Шрусбери описано (на базе вымысла) в «Страстях по мощам» ( A Morbid Taste for Bones ), первом из романов Эллис Питерс о брате Кадфаэле , с сюжетным поворотом, согласно которому её кости тайно оставляют в Уэльсе, а кого-то ещё помещают в святыню; святая Винифреда изображается как важный персонаж во всех книгах серии «Брат Кадфаэль». Празднование в её день памяти стало местом действия двух романов: The Rose Rent и The Pilgrim of Hate .

Австралийский писатель упоминает святую Винифреду в своём романе « Внутренние земли » ( Inland ).

Наследие

Статуя святой Винифреды возвышается над рекой Гудзон в Гудзоне, штат Нью-Йорк .

Примечания

  1. Paul Burns, Butler’s Saint for the Day (2007), от 18 ноября 2022 на Wayback Machine .
  2. 27 сентября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
  4. . Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
  5. An Essay on the Welsh Saints. — Longman, Rees, Orme, Brown, Green, and Longman, Rees, 1836. — P. 295–297.
  6. Католическая энциклопедия
  7. . Дата обращения: 28 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
  8. Sally Hallmark (2015), Gwenfrewy the Guiding Star of Gwytherin: From Maiden and Martyr to Abbess and Saint — The Cult of Gwenfrewy at Gwytherin , MA thesis (University of Wales), p. 20.
  9. от 18 ноября 2022 на Wayback Machine , People’s Collection Wales.
  10. Lynne Heidi Stumpe (1994), «Display and Veneration of Holy Relics at St Winefride’s Well and Stonyhurst», Journal of Museum Ethnography , No. 22, p. 67.
  11. Roy Fry and Tristan Gray Hulse (1994), , Source — the Holy Wells Journal , Issue 1. Archived from Source Archive Online .
  12. Janet Bord (1994), «St Winefride’s Well, Holywell, Clwyd», Folklore , 105 (1-2), p. 100.
  13. Cormack, Margaret. . — Columbia, S.C : University of South Carolina Press, 2007. — P. 204–206. — ISBN 978-1-57003-630-9 . . Дата обращения: 18 ноября 2022. Архивировано 18 ноября 2022 года.
  14. (англ.) . National Heritage List for England . Дата обращения: 19 ноября 2018.
  15. Robert [Prior of Shrewsbury], Falconer, John (trans.), Baes, Martin (engr.). . — [Saint-Omer : printed by the English College Press], 1635.
  16. . Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 августа 2022 года.
  17. . . Дата обращения: 9 ноября 2015. 18 ноября 2022 года.
  18. . B&NES Council. Дата обращения: 13 октября 2014. 3 марта 2016 года.
  19. Fry, Roy; Gray Hulse, Tristan . Source: the Holy Wells Journal, n.s. 1, Autumn 1994. Дата обращения: 13 октября 2014. 4 марта 2016 года.
  20. Martyrologium Romanum , 2004, Vatican Press (Typis Vaticanis), page 603.
  21. от 18 января 2021 на Wayback Machine , accessed 6 February 2012
  22. Desta, Yohana Vanity Fair (30 июля 2021). Дата обращения: 23 августа 2021. 21 июня 2022 года.

Литература

  • Lives of the Cambro-British Saints. — William Rees, 1853. — P. 515–529.
Источник —

Same as Винифреда