Interested Article - Маленький человек

«Ма́ленький человек» — тип литературного героя , который появился в русской литературе с появлением реализма , то есть в 20 30 годах XIX века .

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель ». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести « Шинель ».

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки .

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. П. Чехов , А. И. Куприн , М. Горький , Л. Н. Андреев , Ф. Сологуб , А. Т. Аверченко , К. А. Тренёв , И. С. Шмелёв , С. С. Юшкевич , А. Мещеряков . Силу трагизма маленьких людей — «героев зловонных и тёмных углов» ( А. А. Григорьев ) — верно определил Пётр Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель — на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» Е. Гребёнки , 1838); охваченные страхом перед жизнью (« Человек в футляре » А. Чехова , 1898; «Наш человек в футляре» В. Пьецуха , 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами (« Двойник » Ф. Достоевского , 1846; « Дьяволиада » М. Булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка (« Записки сумасшедшего » Н. Гоголя, 1834; «Двойник» Ф. Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти (« Слабое сердце » Ф. Достоевского, 1848, « Смерть чиновника » А. Чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли (« Хамелеон » А. Чехова, 1884; «Весёлые устрицы» А. Аверченко , 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех» А. Писемского , 1861; «Горы» Е. Попова , 1989; « Гранатовый браслет » А. И. Куприна , 1910); которые хотят изменить свою жизнь путём применения магических средств («Верное лекарство» Е. Грёбенки , 1840; «Маленький человек» Ф. Сологуба , 1905); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («Старческий грех» А. Писемского; «Рассказ о Сергее Петровиче» Л. Андреева , 1900).

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма , перекочевал в литературное подполье и стал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Также проблема маленького человека присутствует и в советской литературе, в частности, в рассказе Андрея Платонова «Юшка».

В современной русской литературе тема маленького человека продолжена, например, рассказами Татьяны Толстой «Петерс» и Марины Степновой «Антуанетточка».

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 декабря 2021. 14 декабря 2021 года.
  2. Григорьев А. А. Русская литература в 1851 году // Русская литература XIX века: хрестоматия критических материалов / сост. М. Г. Зельдович и Л. Я. Лившиц. — Москва, 1975, с. 411.
  3. Вайль П. Смерть героя // Знамя , № 11, 1992, c. 228.

Литература

Источник —

Same as Маленький человек