Interested Article - Солнце и Луна (Средиземье)

Солнце ( англ. Sun ) и Луна ( англ. Moon ) — в легендариуме Д. Р. Р. Толкина — главные астрономические объекты искусственного происхождения. Они присутствуют почти во всех его произведениях, наиболее подробно описаны в различных версиях « Сильмариллиона », который в окончательном виде был издан в 1977 году Кристофером Толкином . Однако Солнце и Луна появляются в работах автора уже начиная с 1920-х годов.

Солнце и Луна, согласно легендариуму, были описаны в произведении «Нарси́лион» (в переводе с квенья — «Песнь о Солнце и Луне»).

История создания

Солнце и Луна были созданы Валар , чтобы освещать Арду, погрузившуюся во мрак после разрушения Светильников Валар и уничтожения Мелькором и Унголиант Двух Древ Валинора. Также Валар не хотели оставлять без какой-либо поддержки изгнанников- нолдор , синдар Белерианда и эльфов- авари , оставшихся у вод Куивиэнен .

Валиэр Ниэнна и Йаванна не смогли исцелить Два Древа, однако, прежде чем погибнуть окончательно, Телперион дал единственный серебряный цветок, а Лаурелин — тоже единственный золотой плод, которые впоследствии и стали соответственно Луной и Солнцем. Аулэ изготовил для них ладьи-сосуды, которыми стали править Тилион и Ариэн из рода майар . По замыслам Варды , обе ладьи должны были ежечасно находиться в Ильмене , но порознь друг от друга. Одна должна была отплывать от Валинора , а затем возвращаться на восток; другая в то же время должна была отбывать с востока и устремляться на запад.

Позже (не в последнюю очередь по милости Тилиона) по просьбе супругов- Валар Лориэна и Эстэ Варда изменила своё решение: теперь Солнце должно было после прихода в Валинор находиться какое-то время над Внешним Морем , после чего подданные Ульмо уносили его вглубь и переносили незримо на восток, где оно и всходило вновь. Луна же должна была делать то же самое, но всходить лишь после заката Солнца.

С первым восходом Солнца началась Первая Эпоха Средиземья , а время стало исчисляться Годами Солнца вместо прежних Валианских лет.

Луна

Майа Тилион из свиты Оромэ был выбран для управления судном, нёсшим последний цветок Телпериона, Луну.

…Исил, Сияющий, звали в древности ваниары Луну — цветок Телпэриона; нолдоры звали [её] ещё Ра́на — Бродяга…

Толкин, Дж. Р. Р. Сильмариллион. Глава 11. О Солнце, Луне и сокрытии Валинора. — Пер. Н. Эстель.

Эльфы называли Луну Исил (Ísil) или Сияющий — именем, которое дано было ей ваниар . На синдарине Луна звалась Итил (Ithil), откуда произошли названия объектов Средиземья — Минас Итиль — «крепость Луны» и Ити́лиэн — «земли Луны», а также имя Исилдур — буквально «преданный Луне».

Нолдор называли Луну Ра́на (Rána), т. е. буквально Своенравная , что было связано с тем, что Тилион не всегда соблюдал порядок прохождения по Ильменю, установленный Вардой, и нередко случалось так, что солнце и луну видели на небе одновременно (а иногда луна закрывала солнце и наступало затмение ).

В текстах легендариума Луна также именуется Серебряным Цветком , а Голлум называл её Белым лицом .

Солнце

В опубликованном « Сильмариллионе » говорится, что Солнце было плодом Лаурелин , помещённым в прозрачную ладью, созданную Аулэ; он и его помощники сотворили судно, которое должно было нести последний плод Великого Древа. Судном управляла майа из свиты Ваны .

«…и А́наром, Златым Огнём нарекли они Солнце, плод Лаурелин. Нолдоры звали их ещё Ра́на — Бродяга и Ва́са, Дух Огня, что пробуждается и пожирает»

Толкин, Дж. Р. Р. Сильмариллион. О Солнце, Луне и сокрытии Валинора. — Пер. Н. Эстель.

Эльфы называли на квенья Солнце А́нар ( Ánar ) или «Золотой Огонь». На синдарине Солнце именовалось Анор ( Ánor ). Из него позднее произошли многие названия объектов Средиземья, в частности Минас Анор — «крепость Солнца», Анориэн — «земли Солнца», а также имя — буквально «дитя Солнца».

Нолдор называли Солнце Ва́са ( Vása ), «Сердце Огня». В других местах Солнце часто именуется «Дневной Звездой» , а Голлум называл его Жёлтым лицом .

Эльфы ценили Солнце меньше, нежели Луну: ведь именно Луна являлась цветком старшего из Двух Древ и первой поднялась на небосвод Арды, а также потому что «…Солнце было создано как знак пробуждения и увядания эльфов, а Луна лелеяла их воспоминания».

Орки (за исключением урук-хай ) генетически не переносили Солнца и по своей воле не выходили из укрытий в то время, пока оно было в небе. Ещё больше опасались Солнца тролли : под его светом они превращались в камень. (Позже Саурон вывел породу троллей олог-хай , которые, подобно урук-хай , не боялись солнечного света.)

Ранние версии

В ранних версиях « Сильмариллиона », в частности в первом томе « Книги утраченных сказаний », включённой в 12-томный сборник « История Средиземья », Солнце было описано как огромный остров огня, Луна же описывалась как кристаллический остров. Также там было сказано, что Тилион, который управлял Луной, был тайно влюблён в Ариэн — деву, правившую Солнцем. Из-за того, что он приближался к Ариэн слишком близко, Луна была обожжена, получив навсегда тёмные пятна на своей поверхности.

По другой версии, Аулэ изобрёл и создал вирин — кристаллический материал, из которого и изготовил чашу для Розы Си́льпиона . Когда же Вала Лориэн попытался сорвать цветок, сухая ветвь надломилась, и Роза низверглась на землю так, что « часть росы-света стряхнулась, а иные хрустальные лепестки измялись, потускнев ». Так и образовались пятна, видимые на Луне.

В более поздних версиях плод Лаурелин также был низвергнут на землю, когда Аулэ споткнулся, не в силах нести столь тяжёлую ношу.

В разделе «Круглый Мир» последнего тома «Истории Средиземья» выдвинута ещё одна версия, согласно которой Солнце и Луна не были плодами Двух Древ , а на самом деле предшествовали их созданию; Два же Древа Валар были созданы, чтобы сохранить первозданный свет Солнца прежде, чем Мэлко осквернил его.

Человек на Луне

По всей видимости, именно эльфийские сообщения о Тилионе, переработанные за тысячелетия смертными народами Средиземья, послужили основой для происхождения комического фольклорного образа (вариант перевода — лунаря), упомянутого в известной песне Фродо , которую тот исполнил в трактире «Гарцующий Пони» во время своего первого посещения Пригорья .

В других произведениях Толкина можно найти историю, повествующую о старом эльфе, который скрылся на Острове Луны и построил там минарет . Такая история появляется в « Роверандом », где Человек-на-Луне также живёт в минарете. Если рассматривать эту историю в контексте эльфийских сообщений, которые изложены в легендариуме, то история Человека-на-Луне, вероятно, должна была возникнуть из легенды о Тилионе. В «Книге утраченных сказаний» этот человек именуется Uolë Kúvion , но о его появлении на Луне не говорится ничего.

Нарсил

Нарсил — меч короля Элендила (позже перекованный для Арагорна и названный Андурил), содержит в названии элементы из языка квенья «нар» и «сил» (редуцированные Аnar и Isil ), «огонь» и «белый свет», которые дают отсылку к Солнцу и Луне.

Интересные факты

  • В Испании существует музыкальная группа, носящая название Narsilion («Песнь о Солнце и Луне» в переводе с языка квенья .)

См. также

Примечания

  1. Толкин, Дж. Р. Р. Сильмариллион. Глава 11. О Солнце, Луне и сокрытии Валинора. — Пер. Н. Эстель.
  2. Толкин, Дж. Р. Р. Властелин Колец. Две твердыни. — Пер. М. Каменкович, В. Каррик.
  3. Honnegger, Thomas. The Man in the Moon: Structural Depth in Tolkien. — Рublished in «Root and Branch» (2000), from от 7 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • Толкин Дж. Р. Р. Сильмариллион. Глава 11 «О Солнце, Луне и сокрытии Валинора». (Любое издание).
  • Толкин Дж. Р. Р. История Средиземья: «Книга утраченных сказаний», том 1: «Рассказ о Солнце и Луне».
  • , a collection of papers presented by Kristine Larsen
    • from Larsen: " " Tolkien 2005, Birmingham, UK. August 12, 2005.
  • Kisor, Yvette L. "Elves (and Hobbits) always refer to the Sun as She": Some Notes on a Note in Tolkien's The Lord of the Rings, Tolkien Studies – Volume 4, 2007, pp. 212–222
  • Honnegger, Thomas "The Man in the Moon: Structural Depth in Tolkien", published in "Root and Branch" (2000), from Walking Tree Publishers .
  • Bolintineanu, Alexandra (2006). "Astronomy and Cosmology, Middle-earth". In Drout, Michael D. C.. J. R. R. Tolkien Encyclopedia: Scholarship and Critical Assessment. Routledge. — ISBN 0-415-96942-5 .
  • Беляков, С. «Отражение астрономических познаний Толкина в его творчестве».
Источник —

Same as Солнце и Луна (Средиземье)