Interested Article - Дидактическая литература

Дидакти́ческая литерату́ра (от др.-греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей .

Понятие

Традиционное определение дидактической литературы как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько сужает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так называемой описательной, или , с другой — формы тенденциозной и агитационной литературы , в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно дидактической литературы .

Включение дидактической литературы в область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем дидактической литературы. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (например, научные произведения), ни литературные формы, преследующие другие (например, мнемотехнические ) цели (рифмованные правила грамматики , катехизисы и тому подобное) не входят в понятие дидактической литературы .

Формы

Формы дидактической литературы особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья ; именно на почве этих культур создаются канонические формы дидактическая литература :

Ещё не выделившиеся на тот момент формы знания:

Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства , лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов ; явно преобладает дидактическая литература в эпоху реформации и контрреформации .

Специфическая установка дидактической литературы — «miscere utile dulci» — ставит её перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих её оформление. Это поиск фабульной формы: отсюда — тяготение дидактической литературы к аллегорическому выражению , позволяющему подавать динамически (путём введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. п.) в сущности статический материал .

В области внешнего оформления — Vortrag — можно отметить в дидактической литературе преобладание торжественной периодической речи, обильно усыпанной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров ( басня , моралите и т. п.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения .

История

Древний Восток

Остракон с фрагментом « Поучения Аменемхата » (1315—1081 годы до н. э.). Музей искусств округа Лос-Анджелес

В Древнеегипетской литературе выделялись «поучения» (sb 3 jt) , получившие расцвет в период Среднего царства и ставшие каноническими при Новом царстве . Среди известных произведений жанра — « Поучения Кагемни », « Поучения Птаххотепа », « Поучение царя Аменемхата », « Поучение верноподданного » .

В клинописном наследии шумеров литература мудрости, говорящая о судьбе и выборе человека в мире, пользовалась не меньшей популярностью. « Писец и его непутёвый сын » (IX в. до н. э.) повествует об ученике, узнающем от учителя нравы. « Сказка о хитром ниппурском бедняке » рассказывает историю обиженного градоначальником человека, которому удалось трижды безнаказанно поколотить своего обидчика. Также известны шумерские басни, пословицы и поговорки .

В библеистике принят термин "Книги мудрости"для обозначения семи писаний : « Книга Иова », « Псалтирь », « Книга притчей Соломоновых », « Книга Екклесиаста », « Книга Премудрости Соломона », « Песнь песней Соломона », « Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова » . В иудаизме их обозначают как ктувим («писания»), в христианстве «Книга Иова», «Псалтирь», «Книга притчей Соломоновых», «Книга Екклесиаста» входят в « Ветхий Завет ».

Античность

Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.), автор поэмы « Труды и дни », рассказывает, как должен трудиться и жить честный крестьянин. В Риме поэму такого же содержания написал Вергилий под заглавием « Георгики » (« Земледельческие стихи »). Поэт Тит Лукреций Кар , последователь философа-материалиста Эпикура , изобразил в поэме « О природе вещей » всё устройство мироздания, человека и общества. Врождённая склонность учить и учиться проявляется уже в одном из самых ранних произведений латинской литературы : прозаическом сочинении Катона Старшего о сельском хозяйстве . Во многих литературных жанрах в Риме обнаруживается дидактический уклон: эпосы Квинта Энния , Вергилия и Овидия , Эвгемера .

Азия

В Древнем Китае — философская поэма Лао-цзы « Дао дэ цзин ». Индийский сборник басен, сказок, притч « Панчатантра » .

Исламская литература

« Кабус-Наме» , написанная Кей-Кавусом в 1082—1083 годах рассказывает о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления, воспитании наследника и прочем.

Средневековье

Коллективной памятью народа был героический эпос , в котором нашли отражение его духовная жизнь, идеалы и ценности . Скандинавская поэма « Речи Высокого » учит смертных от лица Одина , как достойно прожить жизнь. Гномические стихи и пословицы соседствуют с волшебными песнопениями и заклинаниями .

Расцвет дидактической литературы. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения. Сентенции (изречение нравоучительного характера), заимствованные из Библии и у античных поэтов-сатириков, собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости. Из проповедей выделился особый жанр — «примеры» — лаконичные нравоучительные рассказы (« Пятнадцать радостей брака »). Например, « Римские деяния » («Gesta romanorum») послужил источником для многих новелл эпохи Возрождения , а также для шекспировской комедии « Венецианский купец ».

В бестиариях повадки животных предстают перед читателем как аллегорические образы христианских добродетелей или событий священной истории.

Поддерживаемая католической церковью литургическая драма с ярко выраженной дидактичностью к концу XI века потеряла связь с литургией в связи с усилением развлекательности и зрелищности, проникновением в драму мирского начала. В рамках моралистической литературы к началу XV века оформился особый жанр наставления в «искусстве умирать» (ars moriendi), где излагались правила предсмертной борьбы с дьяволом .

С « Поучения » (XII век) Владимира Всеволодовича Мономаха в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов. Оно считается первой светской проповедью .

« Домострой » является памятником русской литературы XVI века, представляющим сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Возрождение

Сатирико-дидактическое произведение представителя раннего немецкого гуманизма Себастьяна Бранта (1457 или 1458—1521) « Корабль дураков » (1494), написанное на немецком языке старомодным книттельферзом ( силлабическим стихом ), сочетает критику общественных нравов и дидактику в стремлении привить бюргерству добропорядочное поведение . Если в Средние века эти пороки осуждались как грехи, то поэт-гуманист всё несправедливое и тёмное рассматривает как проявление человеческого неразумия. По мере того как социальная обстановка в Германии всё более накалялась, жанр этот приобретал несомненную актуальность .

Дидактические стихотворения Ганса Сакса в юмористической форме перечислял «всех императоров Римской империи и сколько каждый царствовал…» (1530), повествовал «О возникновении Богемской земли и королевства» (1537), описывал сто различных представителей царства пернатых (1531) либо слагал «Шпрух о ста животных, с описанием их породы и свойств» (1545) .

Джон Баньян и Джон Мильтон в своих трудах превозносили христианскую добродетель.

Классицизм

Своеобразным манифестом французского классицизма становится дидактическая поэма Н. Буало «Поэтическое искусство». Он выделял основные эстетические требования:

  • подражание античным образцам как следствие утверждения абсолютности идеала прекрасного;
  • разум как главный критерий художественной правды: « Учитесь мыслить вы, потом уже писать »;
  • абстрактность художественного образа;
  • дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом;
  • соблюдение правил трёх единств (времени, места, действия).

Из просветительских идеалов эпохи вытекала дидактическая направленность литературы. Басня с характерным морализированным иносказанием в русском мире стала вторым после оды популярным жанром .

Расцвет дидактической литературы в эпохи классицизма и просвещения XVII XVIII веков отмечен также работами Делиль , А. Поп («Опыт о человеке»), Дидро , Руссо , Сен-Ламбер , Ломоносова («Письмо о пользе стекла»), Хераскова , Сумарокова и др.

XIX—XX века

С XIX века понятие «дидактическое» применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно -назидательное искусство) .

См. также

Примечания

  1. Литература и язык / Горкин А.П. — Современная иллюстрированная энциклопедия. — М. : Росмэн, 2006.
  2. Литературная энциклопедия / В. М. Фриче, А. В. Луначарский. — М. : Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  3. Институт востоковедения (Академия наук СССР), Институт Африки (Академия наук СССР). Восток // Наука. — 1994. — № 1—3 . — С. 112—117 .
  4. Синило, Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 680 с. — ISBN 5040110650 .
  5. / Дани А. Х. и Моэн Ж-П. — История человечества. — UNESCO, 2003. — Т. 2. III-е тысячелетие до н.э. - VII век до н.э.. — 606 с. — ISBN 9234028112 .
  6. Бухарин М. Д., И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский. . — История Древнего Востока. — 2009. 14 сентября 2017 года.
  7. Estes, D. J. Handbook on the Wisdom Books and Psalms. — Мичиган: Baker Publishing Group, 2005. — С. 141.
  8. . Симпосий Συμπόσιον . simposium.ru (17 марта 2017). Дата обращения: 13 сентября 2017. 14 сентября 2017 года.
  9. [bse.sci-lib.com/article027489.html Дидактическая литература]. — БСЭ.
  10. . Французский язык изучение . irgol.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 14 сентября 2017 года.
  11. . История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения . Дата обращения: 13 сентября 2017. 3 июня 2017 года.
  12. . Энциклопедия Всемирная история . w.histrf.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 14 сентября 2017 года.
  13. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М. : Владос, 2002. — Т. 1. — С. 65. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2 .
  14. Пронин В.А. . Искусство и литература . www.hi-edu.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 13 сентября 2017 года.
  15. . www.hi-edu.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
  16. Сазонова Лидия. . — Языки славянских культур, 2006. — С. 648. — 904 с. — (Studia philologica).

Литература

  • Дидактическая литература // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 68. — 509 с. — 300 000 экз.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — R. S. — умер в 1939 году.

Источник —

Same as Дидактическая литература