Interested Article - Азазелло
- 2020-10-30
- 1
Азазе́лло (в ранних редакциях романа Фиелло) — литературный персонаж романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита », демон , член свиты Воланда , «демон безводной пустыни, демон-убийца».
Описание
Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий.
— часть I , гл. 7
Однако в романе представлен и его истинный облик:
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца
— часть II, гл. 32
Происхождение
Имя Азазелло восходит к герою апокрифа книга Еноха ( Ветхий Завет ) падшему ангелу по имени Азазель ( ивр. עזאזל — демон ):
Согласно преданию, Азазель был знаменоносцем армии Ада.
И Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, броню, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения и косметику, так что земля развратилась.
— Енох 14
Вероятно, Булгакова «привлекло» сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя-сводника принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду . Но главная функция Азазелло в романе связана с исполнением насилия. Именно он выбрасывает из Москвы в Ялту Степана Богдановича Лиходеева, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля.
В ранних редакциях это убийство Азазелло совершал с помощью ножа, более подобающего ему как изобретателю всего существующего в мире холодного оружия . В Нехорошей квартире Азазелло появляется, войдя в прихожую прямо из зеркала, то есть тоже с помощью своего изобретения.
Образ Азазелло в кинематографе и театре
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Азазелло | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Мастер и Маргарита |
Италия
Югославия |
1972 | Александр Петрович | Павле Вуисич | |
Никогда не отвлекайтесь
на работе |
СССР | 1976 | Олег Табаков |
короткометражный
кинофельетон |
|
Мастер и Маргарита | СССР | 1977 | Юрий Любимов | Зинаида Славина | спектакль |
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | Мариуш Бенуа | |
Мастер и Маргарита | Россия | 1994 | Юрий Кара | Владимир Стеклов | |
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Александр Филиппенко | телесериал |
Воланд | Россия | 2023 | Михаил Локшин | Алексей Розин |
Литература
Урюпин Игорь Сергеевич. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 26 .
Полякова, Е. Н., Павлов А. Л. — средство выражения ирреального ужасного в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова / Е. Н. Полякова, А. Л. Павлов // Евразийское Научное Объединение. — 2019. — № 3-6(49). — С. 376—382. — EDN GNIYYK.
См. также
Примечания
- Сусанна Альперина. . Российская газета (11 октября 2021). Дата обращения: 14 июля 2022. 11 октября 2021 года.
- 2020-10-30
- 1