Фикус бенгальский
- 1 year ago
- 0
- 0
Жорж Бенга́льский — второстепенный персонаж романа « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова . Конферансье театра Варьете , в котором происходит злополучный сеанс чёрной магии .
Полный, весёлый, надоедливый и хорошо знакомый всей Москве конферансье.
Жорж представлял знаменитый сеанс проведённый перед московской публикой помощниками Воланда в театре Варьете. Во время сеанса москвичам были представлены разные чудеса, которые на сцене перед публикой продемонстрировали помощники иностранного артиста Коровьев и Бегемот . После одного такого номера — дождя из червонцев — конферансье потребовал немедленного его разоблачения, и — кот Бегемот, по просьбе публики, и по команде Коровьева, в два поворота оторвал ему голову, однако потом, по просьбе зрительского зала и приказанию Воланда, вернул её на место. После этих злоключений Бенгальский сошёл с ума и попал в психиатрическую клинику профессора Стравинского , где был вылечен. Однако в театр Варьете он больше не вернулся.
«Жорж Бенгальский, проведя в лечебнице четыре месяца, поправился и вышел, но службу в Варьете вынужден был покинуть, и в самое горячее время, когда публика шла за билетами, — память о чёрной магии и её разоблачениях оказалась очень живуча. Бросил Бенгальский Варьете, ибо понимал, что представать ежедневно перед двумя тысячами человек, быть неизбежно узнаваемым и бесконечно подвергаться глумливым вопросам о том, как ему лучше: с головой или без головы? — слишком мучительно. Кроме того, утратил конферансье значительную дозу своей весёлости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать. Припадки эти проходили, но всё же при наличности их прежним делом нельзя было заниматься, и конферансье ушёл на покой и начал жить на свои сбережения , которых, по его скромному подсчёту, должно было хватить ему на пятнадцать лет».
В мнимой гибели Жоржа Бенгальского, которому кот Бегемот открутил голову, но потом по просьбам милосердных зрителей, ввернул её на место, отразилась сцена столь же мнимого убийства Сократа « Метаморфоз » Апулея (II века): «И, повернув направо Сократову голову, убийца Мероя, в левую сторону шеи ему до рукояти погрузила меч и излившуюся кровь старательно приняла в поднесённый к ране маленький мех, так чтобы нигде ни одной капли крови не было видно», в последствии Сократ благополучно оживает. Жоржу Бенгальскому же Бегемот, «дико взвыв, в два поворота сорвал… голову с полной шеи», а потом когда голова вернулась на место, все следы крови чудесным образом исчезли.
Фамилия Бенгальский — распространённый сценический псевдоним . Не исключено также, что Булгаков ориентировался на одного из эпизодических персонажей романа Фёдора Сологуба (Тетерникова) « Мелкий бес » — драматического артиста Бенгальского. Непосредственным прототипом Жоржа Бенгальского послужил один из конферансье, выступавших в Московском мюзик-холле (с которого списан во многом театр Варьете) — Георгий (или Жорж) Раздольский .
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Жоржа Бенгальского | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Мастер и Маргарита | СССР | 1977 | Юрий Любимов |
Готлиб Ронинсон
Семён Фарада |
спектакль |
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | Ян Коциняк | |
Мастер и Маргарита | Россия | 1994 | Юрий Кара | Амаяк Акопян | |
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Андрей Ургант | телесериал |
Воланд | Россия | 2023 | Михаил Локшин | Игорь Верник |