Interested Article - Выхожу один я на дорогу

«Выхожу́ оди́н я на доро́гу» — стихотворение Михаила Лермонтова , написанное в конце мая — начале июня 1841 года в Ставрополе . По мнению исследователей, в произведении зафиксирован «лирический итог исканий, тем и мотивов», к которым поэт обращался в последние годы жизни . Написано пятистопным хореем с « анапестическими ходами» . Впервые опубликовано в журнале « Отечественные записки » (1843, № 4).

Стихотворение стало основой для романса, музыку к которому в 1861 году сочинила композитор Елизавета Шашина .

Основная тема. Отзывы

Лермонтоведы указывают на наличие в стихотворении «эмблематичных слов»; за каждым из них стоит своя «поэтическая история». Так, «кремнистый путь» , о котором упоминается во второй строчке, — это моментальная точная зарисовка мира, в частности, кавказской природы, в окружении который поэт находился в последние — перед роковой дуэлью — месяцы жизни .

Образ пустыни, возникающий в третьей строке, несёт в себе мотив странничества , являющегося одним из сквозных в творчестве Лермонтова: его герой нередко чувствует себя бесприютным скитальцем, одиноко бредущим по земле . «Голубое сиянье» — это не только обозначение любимого цвета автора, но и выход на «космическую широту» при описании ночного пейзажа .

Исследователи обнаруживают тематическую перекличку этого стихотворения с другими произведениями Лермонтова («Три пальмы», « Демон », « Мцыри », «Ветка Палестины»), а также с пушкинским «Пора, мой друг, пора», его же стансами («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») и гейневским «Der Tod, das ist die kühle Nacht» .

Иллюстрация А. Г. Якимченко Тушь. 1914

Все эти прежние смысловые моменты лермонтовской лирики вступают здесь в новое трепетно-сложное соотношение — тончайшая душевная вибрация, совмещающая восторг перед мирозданием с отчужденностью от него, печальную безнадежность с надеждой на сладостное чудо .

Литературовед Эмилия Обухова сравнивает путешествие лирического героя стихотворения с полётом человека, который, с одной стороны, рассказывает о своём пребывании на высоте («В небесах торжественно и чудно»), а с другой — смотрит оттуда на родную планету («Спит земля в сиянье голубом»). Подобные «перемещения» позже совершали и Джек Лондон («Межзвездный скиталец»), и Марина Цветаева («Поэма воздуха»). Однако, как утверждает Обухова, только Лермонтов смог угадать, каков цвет Земли при наблюдениях из космоса .

Многие помнят, как потрясен был Юрий Гагарин , когда увидел из своего корабля Землю в синеве. Он тогда как-то очень точно определил этот цвет: «…синий цвет, как на полотнах Рериха » .

Одним из первых на стихотворение откликнулся Виссарион Белинский , включивший его в число тех лермонтовских произведений, которые «принадлежат к эпохе полного развития могучего таланта незабвенного поэта» . Лев Толстой отдельно выделил вторую строку — сочетание «кремнистый путь» восхитило писателя своей точностью. Литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский назвал «Выхожу один я на дорогу» «психологической и моральной утопией свободы и покоя» .

Музыкальные адаптации

Стихотворный размер и ритмика произведения таковы, что, по мнению историка Василия Ключевского , композитору, читающему «Выхожу один я на дорогу», не составит труда «подобрать мотивы и звуки при переложении на ноты» . Поэтому в разные годы к стихотворению обращались не только профессиональные авторы, но и музыканты-любители. Среди них — Пётр Булахов, Константин Вильбоа, Николай Огарёв , заметивший, что лермонтовские строчки «так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, — да ещё на совсем своеобразный лад». В общей сложности известно более двадцати вариантов романсов и песен «Выхожу один я на дорогу» .

Наибольшую известность получил вариант, написанный в 1861 году Елизаветой Шашиной. Она была композитором-любителем и выступала на концертах вместе с сестрой. Сочинённый Шашиной романс воспринимался публикой как народная песня .

Свою версию в 1979 году записала Анна Герман . Редакция « Афиша Daily » в 2015 году поставила её вариант на 7-е место в списке «25 лучших песен Анны Герман» как «высшую точку увлечения певицей песенной формы 19-го века» .

Примечания

  1. , Роднянская, с. 95.
  2. , Роднянская, с. 96.
  3. Щемелева Л. М., Коровин В. И., Песков А. М., Турбин В. Н., Муравьев Д. П., Кедров К. А., Осьмакова Н. И., Березнева А. Н., Роднянская И. Б., Гальцева Р. А., Манн Ю. В., Пульхритудова Е. М., Старостин Б. А. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; гл. ред. В. А. Мануйлов ; редкол.: И. Л. Андроников … [ и др. ]. — М. : Сов. энцикл., 1981. — С. 295.
  4. Эмилия Обухова. // Новый Берег. — 2009. — № 24 . 18 апреля 2015 года.
  5. Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова. Примечания // . — М., Л.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 2. — С. 365. 7 марта 2016 года.
  6. В. О. Ключевский. Грусть. Памяти М. Ю. Лермонтова. — 1891. — Т. 7. — С. 11.
  7. Кулёв В. В., Такун Ф. И. . Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) (2003). Дата обращения: 18 апреля 2015. 2 мая 2016 года.
  8. Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. . — М. : Советский композитор, 1983. — С. 13. 29 июня 2017 года.
  9. Розенфельд Б. М. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; гл. ред. В. А. Мануйлов ; редкол.: И. Л. Андроников … [ и др. ]. — М. : Сов. энцикл., 1981. — С. 313—323. ; Гозенпуд А. А., Иезуитова Р. В., Морозова Л. И., Гловацкий Б. С., Миллер О. В., Вацуро В. Э. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; гл. ред. В. А. Мануйлов ; редкол.: И. Л. Андроников … [ и др. ]. — М. : Сов. энцикл., 1981. — С. 620.
  10. . Дата обращения: 7 апреля 2022. 7 апреля 2022 года.

Литература

Рекомендуемая литература

Источник —

Same as Выхожу один я на дорогу