Interested Article - Королёв, Анатолий Васильевич

Анато́лий Васи́льевич Королёв ( 24 сентября 1946 , Свердловск ) — советский и современный русский писатель, прозаик, драматург и сценарист, филолог-исследователь, публицист, эссеист, художник-рисовальщик, мастер коллажа.

Член Союза писателей СССР (1991) и Русского ПЕН-центра (1997).

Биография

Анатолий Королёв родился в Свердловске (ныне Екатеринбург ) 24 сентября 1946 года . Его отец — инженер родом из шахтерской семьи, лаборантка мать из крестьян.  Вскоре семья переезжает в Молотов , где прошло его детство и юность.

Учился на филологическом факультете Пермского университета в 1965–1970 годах (один курс с Ниной Горлановой и Леонидом Юзефовичем ). Во время учёбы являлся сотрудником газеты «Пермский университет» (чем запомнился редакторам издания Нине Авериной и Игорю Ивакину ); к полувековому юбилею ПГУ в сотрудничестве с Л. В. Сахарным создал на стёклах-диапозитивах шуточную историю вуза "Сотворение университета", которая была показана в Оперном театре Перми . .

По окончании университета был призван в армию и служил офицером-дознавателем в дисциплинарном батальоне. Позже в романе «Быть Босхом» (2004), где был отражён его драматический опыт армейской службы, писатель объяснил, почему он проходил службу в таком месте:

Причина — закрытый пермский политический процесс 1971 года, по которому я проходил как свидетель. В мясорубку закрутили для устрашения человек пятьдесят, но посадили только двоих правозащитников. А для того, чтобы я понял, что такое зона с вышками на углах, и не кукарекал, меня — филолога, а не юриста, — и сослали следователем в дисциплинарный батальон Уральского военного округа, на южный Урал, в Тмутаракань, на станцию Бишкиль .

После увольнения из армии А. В. Королёв работал корреспондентом в пермской газете «Молодая гвардия» (1972–1978), был сценаристом документальных фильмов на местном телевидении. Художественный киносценарий Королёва «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (1976) получил премию Всесоюзного конкурса киносценариев ГОСКИНО СССР .

Первая профессиональная работа — дебютная повесть «Рисунок на вольную тему» — была опубликована в 1978 году в журнале «Урал» ; следующая, повесть «Ловушка на ловца» — в уральском сборнике приключений и фантастики «Поиск-80».

В 1980 году переехал в Москву . Окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе в 1981. В 1980-е годы работал параллельно как драматург и прозаик. Радиопьесы «Ночные голоса» (1984), «Транзитный перелёт» (1989), «Невесты револьвера» (1990) были поставлены в Москве , Таллине . Варшаве , Братиславе , Кёльне .

Первой опубликованной книгой А. Королёва стал философский гротеск  «Мотылёк на булавке в шляпной картонке с двойным дном», который вышел в свет в издательстве «Молодая гвардия» под названием «Страж западни» (1984); а четыре года спустя в издательстве «Советский писатель» выходит его вторая книга прозы «Ожог линзы» (1988).  Известности и узнаваемости писателя способствует публикация повести о парке «Гений местности» в журнале «Нева» (1990, № 7).

В своем дневнике писатель Сергей Есин так отобразил свои впечатления от этой повести:

Единственная радость — читал «Гений места» Анатолия Королёва. Здесь опять полюбившийся мне сплав истории, вымысла, правды, факта, умелого письма. Сама по себе прекрасна задумка сделать героем романа парк .

Анатолий Королёв — почётный профессор Пермского университета
Обложка романа "Гений местности" (2011, "Arsis Books")
Обложка романа "Гений местности" (2019, Китай)

Но уже следующая повесть — «Голова Гоголя» ( журнал «Знамя» , 1992, № 7) — вызвала бурную полемику, красноречивый разброс в рецензиях .

В 1994 году Королёв публикует роман «Эрон» (журнальный вариант — журнал «Знамя» ,1994, № 7). Роман был отмечен премией журнала «Знамя» , выдвинут на премию « Русский Букер » и вызвал бурную полемику в прессе (её итоги подвёл Александр Агеев в статье «Анатолий Королёв: кто спит в лодке?» ).

В предисловии книги А. В. Королёв пояснил:

В романе «Эрон» я мечтал показать нашу жизнь, как грозное единство морали, времени и пространства, как единое космическое тело в состоянии перелета из шкурного эгоизма в освежеванное состояние вселенского бытия… 20 лет я не мог найти издателя для «Эрона», хотя благополучно издал почти все, что написал – на сегодня это уже 20 книг – в том числе и те, что изданы в Италии и Франции. Неужели роман в полном объеме все-таки вышел в свет? Я пишу эти строки, не зная ответа… .

В послесловии той же книги д. филос. н., проф. Игорь Кондаков подчеркнул:

За 20 лет,  прошедшие после журнальной публикации, в течение которых роман так и не смог найти своего издателя, роль и значение «Эрона» в нашей литературе разве только ещё больше упрочились, текст не только не устарел, а набрал классической высоты. .

В «нулевые» годы выходят в свет романы «Человек-язык» (2000), «Змея в зеркале, на дне корзины с гостинцами, которую несет в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе» (2002), «Быть Босхом» (2004), «Stop, Коса!» (2008), «Хиатус» Путешествие из Софии в Софию (в соавторстве с Георги Борисовым, 2009).В 2013 году вышла книга «Обручение света и тьмы» (о романе « Мастер и Маргарита » и Михаиле Булгакове ).

По сценарию А. В. Королёва (в соавторстве) режиссёром Юрием Грымовым снят фильм «Коллекционер» (2001). По его идее снят 16-серийный фильм для канала НТВ «Беглец» (2011).

Анатолий Королёв работал внештатным обозревателем в РИА Новости (2002–2007). С 2005 года — доцент Литературного института им. Горького , где ведёт мастерскую прозы .

В ноябре 2014 в московском Театре на Малой Бронной состоялась премьера его пьесы «Формалин» в постановке художественного руководителя театра, режиссёра Сергея Голомазова .

Пьеса вызвала множество рецензий и откликов (см., напр., ).

В марте 2016 года в московском издательстве «Arsis Books» вышел роман «Дом близнецов», обложка которого вновь была оформлена самим автором (коллаж «Канатоходец», выполненный А. Королёвым в 1968 году).

11 октября 2016 года в Литературном институте имени А. М. Горького состоялись научные чтения, посвящённые 70-летию писателя .

В июле 2016 года Учёный совет Пермского университета присвоил Анатолию Королёву звание Пермского университета .

С 13 октября по 4 декабря 2016 года в музее современного искусства PERMM проходила выставка «Мои университеты», посвящённая столетию Пермского университета , на которой, среди прочих экспонатов, были представлены рисунки и коллажи Анатолия Королёва .

С в журнале « Дружба народов » началась публикация нового романа А. Королёва «Хохот», что было проанонсировано в новостном выпуске телеканала «Культура» .

В 2019 году в КНР в Хейлундзянсом книжном издательстве детской и юношеской литературы ( Харбин ) вышло сразу три романа А. Королева в переводе на китайский язык: «Гений местности» (вошла в китайскую серию «Коллекция из 50 русских книг»), «Быть Босхом» и «Человек-язык» (серия «50 лучших русских книг нового времени»).

Восприятие творчества

Произведения А. В. Королёва переведены на словацкий , немецкий , французский , польский , английский , болгарский , итальянский и китайский языки (см., напр.: La testa di Gogol traduzione di Sergio Rapetti (Edizione Tracce. 2001) ; La tete de Gogol: Traduit du russe par Luba Jurgenson (Calmann-ievy. 2005) ; Etre Hieronymus Bosch. Traduit du russe par Luba Jurgenson (Calmann-ievy. 2008) ).

Романы «Голова Гоголя», «Змея в зеркале» и «Человек-язык» включены в программу изучения современной литературы на филологическом факультете МГУ и других вузов страны.

Творчество А. В. Королёва стало основным объектом нескольких диссертаций:

Кроме того, творчество писателя рассмотрено в следующих работах:

  • Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. (Глава «Постмодернизм»). Минск, 1998.
  • Дравич А. История Русской литературы XX века (глава о прозе конца века). — Варшава, 2002. (На польском языке).
  • Мартьянова И. Киноверсия русского текста: парадокс литературной кинематографичности. (Глава «Кинометафора жизни»). СПб.: Изд. САГА, 2001.
  • Мережинская А. Ю. «Конец истории» в постмодернистской прозе (о повести А. Королёва «Голова Гоголя») // Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Киев, 2001. С. 233—270.
  • Катаев В. Б. Игра в осколки. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. (Глава «Верность и измена постмодернизму»). М.: Изд. Московского университета, 2002.
  • Белобровцева И. Новейшая русская литература. Учебник для гимназии. (Глава «Реализм и постреализм»). Таллин: Колибри, 2004;
  • Скоропанова И. С. Гиперреальность мира-текста: роман Анатолия Королёва «Змея в зеркале…» // Przegląd Rusycystyczny (Польша). 2005. № 3 (11). С. 25-36.
  • Визуальный облик прозаического текста. Челябинск: Библиотека Миллера. 2006.
  • Григорьева М. А., Семьян Т. Ф. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 2.
  • Климутина А. С. Этика и онтология в романе А. Королёва «Человек-язык» // Русская литература в XX веке. 2006. № 8. С. 161—180.
  • Климутина А. С. Роман А. Королёва «Эрон» в аспекте интертекстуальных связей с романами Петрония и Апулея // . — 2008. № 4. — С. 114—119.
  • Носов С. Музей обстоятельств. (Глава. «Анатолий Королёв. „Человек-язык“»). СПб.: ЛИМБУС ПРЕСС, 2008.
  • Нефагина Г. Штрихи и пунктиры русской литературы XX века. Слупск, Минск: Белпринт, 2008.
  • Кондаков И. В. Вместо Пушкина. Этюды о русском постмодернизме. (Глава «„Эрония конца“: Опыт жизнеописания современного писателя Анатолия К.») Москва: МБА. 2011.
  • Протоэкфрасис в романе Анатолия Королёва «Эрон» // «Учёности плоды»: к 70-летнему юбилею профессора Ю. В. Шатина. Сб. научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 173—186.
  • Абашева М. П., Чащинов Е. Н. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 1 (25).
  • Абашева М. П., Чащинов Е. Н. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4 (32).
  • Степанова Н. Пушкинско-лермонтовско-гофманский коллаж Анатолия Королёва «Дама пик». Антимардонг. Сборник научных статей, посвященных 70-летию профессора И. С. Скоропановой. Минск: РИВШ, 2015. С. 307—325.
  • Гладилин Н. В. Ростки постгуманизма в романе А. Королева «Эрон». // Успехи современной науки и образования. — 2016. — № 11(5). — С. 114—118.
  • Янкус А. Г. // Имагология и компаративистика. 2018 № 9. С. 111—124.
  • Будько М. С. Образ «универсального гения» в повести Анатолия Королева «Игры гения или жизнь Леонардо» // Русская литература: известные и новые имена / кафедра русской литературы БГУ: редкол.: И. С. Скоропанова. Минск: ИВЦ Минфина, 2019 282 с. С. 75-90.
  • Завьялова Е. Е. Принципы двойничества и двойственности в «Доме близнецов» А. В. Королёва // Имагология и компаративистика. Томск, 2020. № 13. С. 216—227.
  • Завьялова Е. Е. Влюблённый бес А. В. Королёва: опыт // «Филологический класс» / «Philological class». Екатеринбург, 2020. Т. 25. № 1. С. 95-105.
  • Скоропанова И. С. Феномен смеха в романе Анатолия Королева «Хохот» // Сборник научных статей. Белорусский государственный университет, Кафедра русской литературы: редколлегия.: И. С. Скоропанова [и др.]. Минск ИВЦ Минфина 2020. 304 с. С. 185—220.
  • Скоропанова И. С. «Утонувшее время» в воспоминаниях Анатолия Королёва // Диалог эпох: сборник научных статей. Минск, 2021.
  • Скоропанова И. С. Культурфилософские шифры Анатолия Королева: книга монографических статей. М.: НИЦ «Академика», 2021. 160 с.
  • Завьялова Е. Е. Алиментарная образность в романе А. В. Королёва «Хохот» // Studia Alimentaria. Астрахань, 2022. № 1. С. 96-119.

Отзывы

Сергей Чупринин :

Говоря о своем интересе к „пограничным ситуациям“, а также о собственном „стремлении утяжелить ношу чтения, стремлении транслировать через текст тот ужас, в котором пребывает сердце читателя“, Королев подчеркивает: „После Освенцима, под которым надо понимать глобальный кризис всех гуманистических ценностей, кризис всяких ответов XX века, новый роман уже не может любить читателя“. Поэтому каждое новое произведение писателя превращается в своего рода художественную и этическую провокацию, что и вызывает предельно разноречивые отклики и споры в прессе .

Александр Агеев :

Королёв — редкий, может быть, единственный из современных русских писателей, который наследует не по прямой — то есть не реализму, не модернизму, не XIX и не XX веку, а рационалистической литературе эпохи Просвещения .

Владимир Катаев :

Автор пользуется чисто постмодернистской манерой письма: вольное и ироничное обращение с классикой, эссеистичность, когда не просто пишется произведение, но комментируется сам процесс писания, и др. Но при этом он … настаивает на мысли об огромной ответственности литературы, писателя перед читателями и перед народом. Прибегая к постмодернистским приемам, он настаивает на противоположной постмодернизму идее ответственности литературы. Что мы видим в повести („Голова Гоголя“) Королева — просто отступление от логичной для постмодернизма схемы или родовую связь с той самой классической традицией, от уважения и преклонения перед которой его и всех нас призывают избавиться?

Примечательны отзывы читателей о творчестве писателя. Вот, например, что пишет Мария GINnolmoto о романе «Голова Гоголя»:

Редкий случай не обманутого ожидания… Яркие метафоры, самобытный орнамент слов, пугающая честность, смелые ассоциации, которые при всей своей оригинальности погружают умелого и опытного читателя в мир, ему подсознательно знакомый, — вся эта густая, бедная развлекательным кислородом, но обогащенная бесчисленными аллюзиями среда столь была приятна моему сознанию, что не отдаться безоглядно её вязкости, её густоте и мутной прозрачности было невозможно. И погружаясь все глубже и глубже, расслабившись в ласкающих потоках авторского слова и авторской мысли, я не хотела даже думать о том, что страницы книги не замкнуты в ленту Мёбиуса, а значит, экстазу придет неизбежный конец. Хотя кого я обманываю? В ста пятидесяти страницах повести плотность смысла на букву текста так велика, что при повторном чтении я вряд ли вообще узнаю книгу. Настоящая литература. Браво, Королёв!

Разное

«Обручение света и тьмы». Обложка оформлена автором в технике коллажа.
  • Анатолий Королёв поддерживает версию, что автором диплома рогоносца , сыгравшего роковую роль в судьбе Александра Пушкина , был сам… Пушкин, который, таким вот способом хотел получить, наконец, повод для дуэли с Дантесом .
  • Наибольшего количества литературных премий за отдельное произведение были удостоены писатели Андрей Волос (5), Марина Вишневецкая (3), Илья Кочергин (3) и Анатолий Королёв (3): за роман «Быть Босхом» он получил премию журнала «Знамя» , малую премию Аполлона Григорьева и премию Правительства Москвы .
  • А. Королёв начинал как художник и рисовальщик, его рисунками и коллажами оформлены книги: «Дракон» (2003), «Genius Locus» (2011), «Обручение света и тьмы» (2013). В журнале «Знамя» пошла выставка работ писателя, приуроченная к публикации романа «Быть Босхом». В издании литературного музея «Писатель рисующий» ему посвящена отдельная главка, проиллюстрированная его же графическими работами .
  • Рисунки и коллажи писателя из книги «Дракон» (2003) :
Амур с луком

Избранные произведения

Книги

  • 1984 — Страж западни: Повесть. М.: Молодая гвардия.
  • 1988 — Ожог линзы: Повесть «Ожог линзы»; Вечная зелень. Роман; рассказы. М.: Советский писатель.
  • 1992 — Блюстители неба: Фантастический роман. Пермь: Пермская книга.
  • 1998 — Охота на ясновидца: Роман. М.: Гелеос.
  • 1998 — Избранное: Гений местности; Голова Гоголя; Эрон. М.: Терра.
  • 2000 — Голова Гоголя: Роман. Дама пик; Носы: коллажи. М.: XXI век-Согласие.
  • 2001 — Человек-язык: Роман. М: Текст.
  • 2003 — Дракон. М.: Футурум БМ.
  • 2004 — Быть Босхом: Роман. М.: Гелеос.
  • 2004 — Змея в зеркале, или Инстинкт № 5. М.: Гелеос
  • 2006 — Игры гения: Игры гения или жизнь Леонардо; Голова Гоголя; Гений местности; Змея в зеркале. М.: Гелеос.
  • 2008 — Stop, Коса!: Роман-амулет. М.: Гелеос.
  • 2011 — Гений Места. М.: ArsisBoox.
  • 2011 — Хохот, роман. Журнал «Факел». София. (На болгарском языке).
  • 2012 — Влюбленный бес. История первого русского плагиата. М: ArsisBooks.
  • 2013 — Обручение света и тьмы. О романе «Мастер и Маргарита» и Михаиле Булгакове. М: Изд. Литературного института. Переиздание: М: Изд. Литературного института. Тираж 500 экземпляров. 2021. 223 с.
  • 2014 — Эрон. Роман. Пермь: Издательский центр «Титул».
  • 2016 — Дом близнецов. Роман. М: ArsisBooks.
  • 2018 — Хохот. Роман  М: Arsis Books.
  • 2019 — Гений местности. Харбин: Хейлундзянское книжное изд-во.
  • 2019 — Быть Босхом. Харбин. Хейлундзянское книжное издательство.
  • 2019 — Человек-язык. Харбин. Хейлундзянское книжное издательство.
  • 2021 — Ледяной ларец (сказы о пещере и ее царе). Пермь. Издательский центр "Титул".
  • 2023 — Хиатус (в соавторстве с Георги Борисовым). София: издательство "Лист".

Научные публикации

  • Пушкин и Фаворский. Иллюстрация как опыт интерпретации художественного текста / Контекст 1989. — М.: Наука. — С. 69–103;
  • Орущий сфинкс. Карточные домики в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. «Знамя» № 12. 1998.
  • Белая Африка. Чеховиана. Звук лопнувшей струны. К 100-летию пьесы «Вишнёвый сад». — М.: Наука. — С. 420–436;
  • Обручение света и тьмы. О романе «Мастер и Маргарита» и Михаиле Булгакове. — М: Изд. Литературного института, 2013.

Фильмография

Награды

Премии

  • Премия Госкино СССР за лучший сценарий «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (1976).
  • Премия журнала «Знамя» за роман «Эрон» (1994).
  • Международная литературная премия Москва — Пенне за повесть «Голова Гоголя» (2000).
  • Премия журнала «Знамя» за роман «Быть Босхом» (2004).
  • Премия еженедельника «Литературная Россия» (2005).
  • Малая премия Аполлона Григорьева Академии современной российской словесности (2004).
  • Премия Правительства Москвы за роман «Быть Босхом» (2006).
  • Роман «Быть Босхом» вошел в шорт-лист премии «Большая книга» (2006).
  • Премия в сфере культуры и искусства города Перми за сборник «Ледяной ларец» (2022) .

Номинации

Романы Анатолия Королёва «Голова Гоголя», «Эрон», «Человек-язык», «Быть Босхом» «Stop, коса!» номинировались на премии: Русский Букер , Национальный бестселлер , Большая книга .

Примечания

  1. от 10 октября 2017 на Wayback Machine // ПГНИУ .
  2. от 10 октября 2017 на Wayback Machine // ПГНИУ .
  3. от 27 октября 2022 на Wayback Machine // ПГНИУ .
  4. от 4 ноября 2022 на Wayback Machine // YouTube . ПГНИУ . 19 ноября 2017 г.
  5. . Дата обращения: 30 января 2013. 13 ноября 2015 года.
  6. Цит. по Огрызко В. Кто сегодня делает литературу в России. Выпуск 1-ый» М. Литературная Россия. 2006. С. 190.
  7. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Литературно-художественный проект Folio Verso. Электрон. журн. СПб., [б. г.].
  8. Курицын В. Анатолий Королёв. Голова Гоголя: [рец. на роман] // Урал . 1992. №8. С. 157–158.
  9. Немзер А. Современный диалог с Гоголем // Новый мир . 1994. № 5. С. 208–225.
  10. от 1 мая 2015 на Wayback Machine // Журнальный зал. Знамя , 2006 №9.
  11. Королёв А. В. Эрон. Роман. Пермь. Изд. Центр «Титул», 2014. С. 6.
  12. Кондаков И. В. Послесловие // Королёв А. В. Эрон. Роман. Пермь. Изд. Центр «Титул», 2014. С. 900.
  13. от 7 ноября 2015 на Wayback Machine // Литературный института им. Горького .
  14. от 19 октября 2016 на Wayback Machine // Литературный институт имени А. М. Горького . 1 октября 2016.
  15. от 15 ноября 2016 на Wayback Machine // Т7 Информ. Новости Пермского края. 07.07.2016.
  16. от 16 ноября 2016 на Wayback Machine // Почётные профессора ПГНИУ .
  17. от 11 мая 2020 на Wayback Machine // Музей современного искусства PERMM .
  18. от 4 февраля 2018 на Wayback Machine в журнале "Дружба народов" // Культура . 29.01.2018. 1:33–1.35.
  19. Сергей Чупринин. Русская литература сегодня. Путеводитель. — М. : Олма-пресс, 2003.
  20. . Дата обращения: 30 января 2013. 1 мая 2015 года.
  21. Владимир Катаев. Игра в осколки. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. — М. : МГУ, 2002.
  22. от 25 июня 2017 на Wayback Machine . Анатолий Королёв. Голова Гоголя // Bookmix. Клуб любителей книг.
  23. Искусство кино . 2006. № 11. С. 46-51
  24. Чупринин С. Новый путеводитель. Русская литература сегодня. М.: Время, 2009.
  25. Poeta pingens/писатель рисующий. Живопись и графика писателей в собрании государственного литературного музея/Альбом-каталог. М. 2004 С. 138.
  26. Кондаков И. от 7 декабря 2022 на Wayback Machine // Литературный институт имени А. М. Горького . 16.11.2022.

Ссылки

  1. // ПГНИУ .
  2. // Почётные профессора ПГНИУ .
  3. // ПГНИУ .
  4. // Prosa oratio. Страницы биографий писателей — выпускников филологического факультета Пермского университета / сост. Н. Е. Васильева; отв. за вып. Б. В. Кондаков ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. 319 с. С. 57-87.
  5. // Литературная карта города Кунгура.
  6. // Литературный институт им. Горького .
  7. Королёв Анатолий Васильевич // Az-libr.ru. Библиотека — люди и книги.
  8. // Вся Россия — Выдающиеся личности. 2RF.ru
  9. // Пермский контекст: стихи, проза, авторы, карта литературной Перми.
  10. // Журнальный зал .
  11. // Энциклопедия «Пермский край».
  12. // Писатели России.

Видео

  1. // YouTube . Канал «Театр на Малой Бронной». 12 декабря 2014.
  2. // YouTube . Канал «Театр на Малой Бронной». 4 декабря 2014.
  3. // YouTube . Канал «Литературный институт». 13 октября 2016.
  4. // YouTube . Канал «Литературный институт». 13 октября 2016.
  5. // YouTube . Канал «Литературный институт». 13 октября 2016.
  6. // YouTube . Библио-Глобус. 17 июня 2016 г.
  7. // YouTube . ПГНИУ . 19 ноября 2017 г.
  8. // Культура . 19 сентября 2019.
Источник —

Same as Королёв, Анатолий Васильевич