Сеанс (журнал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Спирити́ческий сеа́нс» — рассказ Михаила Булгакова , написанный в 1922 году. Опубликован в журнале «Рупор» (1922, № 4) . Эпиграфом к произведению, созданному на основе жизненных наблюдений автора, является речитатив Мефистофеля «Не стоит вызывать его!».
Действие рассказа происходит в 1922 году в одной из московских квартир, хозяйка которой — Зинаида Ивановна Лузина — решает устроить спиритический сеанс . Для проведения ритуала, в котором участвуют приглашённые гости, приобретён инкрустированный столик; роль медиума соглашается исполнить респектабельный господин Ксаверий Антонович Лисиневич. Перед началом действа Зинаида Ивановна настоятельно просит горничную Ксюшку не покидать кухню и не шуметь.
Вначале участники сеанса вызывают дух Наполеона , который сообщает, что большевики продержатся у власти не более трёх месяцев. Это известие воодушевляет присутствующих. Французского императора сменяет древнегреческий философ Сократ , также предвещающий скорый конец действующему политическому режиму. Слушая в передней, как за тёмной дверью происходит контакт с представителями иных миров, Ксюшка решает поделиться информацией с Машей с нижнего этажа и Дусей с пятого. Сбор подруг происходит в подъезде; во время рассказа горничной о том, что «большевикам, говорят, крышка», на лестнице появляется незнакомый гражданин. Дождавшись, пока соседки обменяются новостями, он фиксирует взглядом номер квартиры, в которой скрывается Ксюшка, и быстро спускается вниз.
Сеанс в 24-й квартире завершается громким шумом и ударами со стороны парадной лестницы. Поглощённые общением с Сократом, спириты не сразу понимают, что стучат в дверь. Пока хозяин Павел Петрович пытается выяснить, чей дух явился на сей раз, в переднюю входят люди в кожаных одеждах, сообщающие, что они — представители чрезвычайной комиссии . Итогом их визита становится арест хозяина, медиума и гостей, которые проводят в заключении разные сроки — от недели до полутора месяцев.
Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа рассказывала, что в 1922 году в число московских знакомых писателя входила семейная пара — Вера Фёдоровна и Иван Павлович Крешковы, проживавшие на Малой Бронной улице , № 32 . Супруги увлекались оккультизмом и нередко устраивали в своей 24-й квартире спиритические сеансы. Михаил Афанасьевич, в целом симпатизируя хозяйке дома, тем не менее иронично относился к мистическим ритуалам и заигрыванию с потусторонними силами. По воспоминаниям Татьяны Николаевны, получив однажды приглашение на участие в таком мероприятии, писатель предложил ей устроить мистификацию: дождавшись сигнала мужа, Лаппа должна была лёгкими ударами по столу изобразить появление ду́ха .
Действо, происходившее в квартире Крешковых, было не единственным «мистическим наблюдением» Михаила Афанасьевича: так, задолго до переезда в Москву, в 1909 году, спектакль-фантазия под названием «Спиритический сеанс» был показан в Буче , где находилась дача Булгаковых. Сестра писателя Надежда Афанасьевна рассказывала своей дочери Елене Андреевне , что это было некое подобие эстрадного представления, проходившее под девизом «Нервных просят не смотреть». Восемнадцатилетний Михаил весьма активно участвовал в разработке сценария и подготовке фантазии; ему же довелось создать в постановке образ медиума .
Эти жизненные впечатления легли в основу рассказа, написанного в 1922 году. Хозяева квартиры на Малой Бронной узнали в его персонажах себя; после публикации «Спиритического сеанса» Крешков, по утверждению Татьяны Николаевны, «чуть не избил» автора: особое возмущение Ивана Павловича вызвала начальная фраза произведения («Там к тебе мужик пришёл»), характеризующая приземлённую атмосферу дома. Брат Крешкова Александр Павлович, спутницей жизни которого Лаппа стала в 1930-х годах, опасался, что заявленная в рассказе тема, а также реплики, свидетельствующие о ненависти героев к большевикам, могут стать губительными для его близких, поэтому уничтожил хранившиеся у гражданской жены письма Булгакова .
Как заметила биограф Булгакова Мариэтта Чудакова , ситуация вокруг «Спиритического сеанса» оказалась почти точным воспроизведением истории, произошедшей после публикации чеховской « Попрыгуньи », когда реакция людей, «угадавших» себя среди действующих лиц, оказалась весьма резкой:
Ивану Павловичу (не участвовавшему, как помнилось Татьяне Николаевне, в спиритических сеансах, а сидевшему в это время в соседней комнате с маленькой дочкой), казалось, по-видимому, особым бесстыдством, что человек, ухаживающий за его женой, ещё изображает это ухаживание в печати!
Дом, описанный в «Спиритическом сеансе», два года спустя «появился» в другом рассказе Булгакова — «Трактат о жилище» («Москва 20-х годов») . Кроме того, исследователи обнаруживают определённое «топографическое воздействие» этого здания, находящегося неподалёку от Патриарших прудов , на роман « Мастер и Маргарита » .
По словам литературоведа Василия Новикова , рассказ «Спиритический сеанс» представляет собой «готовый водевиль », в котором используется такое острое художественное средство, как гротеск . Как заметила Мариэтта Чудакова, это был «первый (но далеко не последний) в творчестве Булгакова случай такого гротескного и в то же время достаточно обнажённого воспроизведения прототипа». В дальнейшем подобные сатирические приёмы использовались писателем при создании образов «политически изворотливых» персонажей Сергея Тальберга и Михаила Шполянского (« Белая гвардия ») ; аналогичные мотивы просматривались в « Записках на манжетах », герой-рассказчик которого, пообедав у состоятельных знакомых, с раскаянием признался в тайном желании увидеть хозяев дома арестованными . Эта же тема развивалась и в «Мастере и Маргарите» — в тех эпизодах, когда Воланд и его свита использовали возможности советских политических служб для «наказания» отдельных персонажей .
Ситуация, запечатлённая в «Спиритическом сеансе», для Булгакова в те годы — навязчивый литературный мотив… Вот это «забирают хозяина» для Булгакова тех лет — некая воображаемая ситуация отомщения тем, кто имеет золотые десятки и соответственно ежедневный обед из нескольких блюд .
В 1938 году на экраны вышел художественный фильм « Человек с ружьём » (режиссёр Сергей Юткевич , автор сценария Николай Погодин ), один из фрагментов которого, по мнению публициста Феликса Балонова, воспроизводит сцены из рассказа «Спиритический сеанс». Несмотря на то, что действие в картине происходит пятью годами ранее, чем события, описанные Булгаковым, общая канва совпадает: в доме капиталиста собираются гости, хозяйка просит прислугу никого не пускать в зал, спириты вызывают дух Наполеона, первый же вопрос императору связан с продолжительностью власти большевиков, ритуал завершается приходом чекистов .
В поисках ответа на вопрос о том, каким образом через шестнадцать лет после публикации рассказа «Спиритический сеанс» его сюжет без указания фамилии автора оказался включённым в сценарий фильма, Феликс Балонов выдвинул свою версию:
Учитывая тогдашнее положение автора «Спиритического сеанса» на литературном и театральном фоне (снимали из репертуара или не допускали до сцены пьесы Булгакова, не печатали нигде ни одной его строчки), учитывая отношение к нему чиновников от искусства, «зарубивших» киносценарий Булгакова «Мёртвые души» (по Гоголю), почти полное его замалчивание, создатели фильма не рискнули назвать своего предтечу .