Interested Article - «Ревизор» с вышибанием
- 2020-10-02
- 1
«„Ревизор“ с вышибанием» — фельетон Михаила Булгакова , написанный в 1924 году. Произведение представляет собой миниатюрную вариацию по мотивам гоголевского « Ревизора ». Фельетон был впервые опубликован в газете « Гудок » с подзаголовком «Новая постановка» (1924, 24 декабря).
Сюжет
В клубе при станции N начинается спектакль «Ревизор». На сцене — Городничий , Земляника и другие действующие лица. Суфлёр , сидящий в будке, шёпотом читает текст пьесы, актёры его повторяют. Внезапно на сцене появляется взъерошенный человек во френче, с разорванным воротом. Это член клуба. Актёры, стараясь не выходить из ролей, подсказывают ему, как найти выход, но тот мечется и путается в декорациях. Следом появляется член правления клуба, облачённый в пиджак и красный галстук. Он пытается схватить безбилетника, который, однако, громко протестует: «Вы не имеете права. Я — член!». Возникает суматоха, Городничий прерывает спектакль, член клуба падает в оркестровую яму , развеселившаяся публика свистит и зовёт милицию .
История создания
Михаил Булгаков, ставший сотрудником газеты «Гудок» в 1922 году, рассказывал, что в дневные часы он писал новостные заметки о торговле и промышленности, а по ночам сочинял фельетоны . Фельетонисты «Гудка», как правило, черпали темы из сообщений рабкоров, оповещавших газету о всевозможных недостатках. В одном из писем, присланных в редакцию, содержалась краткая информация: «У нас в клубе член правления за шиворот ухватил члена клуба и выбросил его из фойе». Как заметил литературовед Виктор Петелин , одной строки оказалось достаточно, чтобы «воображение Булгакова „заработало“». Фельетон, эпиграфом к которому стала рабкоровская фраза, был опубликован в «Гудке» 24 декабря 1924 года .
Художественное своеобразие
Для Булгакова написание фельетонов стало своеобразным прологом к самостоятельной работе над произведениями для театра — сатирические миниатюры, нередко представлявшие собой сценки или небольшие пьесы, помогали ему осваивать технику жанра . Они сочинялись молниеносно (Михаил Афанасьевич утверждал, что «в полчаса всё заканчивалось») и были близки к театральным импровизациям . Занимательность и актуальность жанра дали писателю возможность создать в газете «фельетонный театрик Булгакова» . При написании коротких сатирических пьес Булгаков нередко использовал классические произведения, привлекая хрестоматийных героев в качестве персонажей нового времени. Так, связь с Гоголем присутствует в фельетоне «„Ревизор“ с вышибанием», который исследователи называют «крошечной вариацией на мотивы „Ревизора“». В этой миниатюрной пьесе Булгаков не только обыграл известный сюжет, но и применил театральный приём под названием «сцена на сцене». По словам театроведа Елены Кухты, появление во время спектакля члена клуба озадачивает актёров, но не зрителей, уверенных в том, что перед ними — Хлестаков . Зато последовавший чуть позже выход члена правления клуба — Хлестакова № 2 — заставляет публику стать соучастниками действа .
Парадокс развалившегося спектакля заключается в том, что он состоялся: Хлестаковы явились и «катастрофа» — всеобщий скандал — налицо, а значит, «Ревизор» сыгран .
Гоголевские герои появлялись и в других фельетонах Булгакова. К примеру, в « Похождениях Чичикова » (1922) в нэпмановскую Москву направлялись ожившие персонажи « Мёртвых душ » , а фельетон «Как бутон женился» (1922), написанный по жалобе рабкора о том, что в одном из учреждений провизионные билеты выдавались только женатым сотрудникам, обыгрывал сюжет комедии « Женитьба » . Кроме фельетонов Булгаков обращался к творчеству своего любимого писателя и в других своих работах: киносценарии « Похождения Чичикова, или Мёртвые души » и «Ревизор». Одним из средств гоголевской поэтики, применяемых в произведениях Булгакова, является использование канцелярита в сатирических целях при изображении действительности. Это имеет место в повестях «Похождениях Чичикова» и « Дьяволиаде », романе « Мастер и Маргарит », таких рассказах, как «Двуликий Чемс», «При исполнении святых обязанностей», «Ревизор с вышибанием» и других .
Примечания
- , с. 254—255.
- , с. 125.
- , с. 246.
- , с. 124—125.
- , с. 247.
- , с. 249—250.
- ↑ , с. 254.
- , с. 253.
- , с. 255.
- , с. 224.
Литература
- Вишневская, Г. Гоголевские традиции в творчестве М. Булгакова // Волинь-Житомирщина. Історико-філологічний збірник з регіональних проблем. — 2002. — № 9 . — С. 223—227 .
- Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. — М. : Московский рабочий , 1989. — 495 с. — ISBN 5-239-00644-X .
- Кухта Е. А. Сатирический театр фельетонов М. Булгакова в «Гудке» // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей / Составитель А. А. Нинов. — М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — С. 246—259. — 496 с.
Ссылки
- от 18 ноября 2011 на Wayback Machine в Лаборатории фантастики
- 2020-10-02
- 1