Interested Article - Агасфер

Гюстав Доре « Вечный жид »

Агасфе́р ( лат. Ahasverus ), или Вечный жид — легендарный персонаж, по преданию обречённый скитаться из века в век по земле до Второго пришествия Христа . Фигура «Вечного жида» появляется в сюжетах европейской литературы и живописи.

Сюжет

Данный сюжет , послуживший материалом для многих литературных , поэтических и живописных произведений, как он рисуется в своём окончательном виде, следующий: иудей - ремесленник , мимо дома которого вели на распятие Иисуса Христа , нёсшего свой крест, отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей .

Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии: «Иди, чего медлишь?» — «Я могу медлить. Но труднее будет медлить тебе, ожидая Моего прихода»; либо «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: Ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути) — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»; либо «Я пойду, но и ты пойдёшь и будешь Меня ждать» .

Сущность легенды, если отвлечься от некоторых частностей, — воздаяние Божества человеку, выражающееся в вечном скитании или вечных муках человека, согрешившего против Божества.

Мауриций Готтлиб , Агасфер , 1876

Близкими к Агасферу в этом отношении являются и легенда о Прометее , вечно терзаемом хищной птицей, и легенда о Каине , осуждённом, как и Агасфер, на вечное скитание по земле, и Сизиф , обречённый вечно поднимать на гору камень, и наконец легенды о Тангейзере и Летучем голландце . Как и эти последние, легенда об Агасфере возникла, по-видимому, при столкновении христианства с языческими верованиями ; при вытеснении христианством остатков этих верований и получилось «приспособление» языческой или иудейской легенды к христианству. При этом мотив мести вполне отчётливо сохранился и в новой редакции.

Большое число вариантов легенды в византийских сказаниях показывает огромное её распространение в фольклоре . Тут и кузнец , ковавший гвозди для Христа и обречённый вечно ковать их, и Иуда Искариот , осуждённый на вечное скитание; многие из преданий о загробных муках относятся к тому же типу.

В Европе первые дошедшие до нас варианты изложенной в начале статьи легенды относятся к довольно позднему времени — к XIII веку . Судя по тому, что подобные легенды отчасти включены в путешествия к , можно было бы думать, что они заимствованы из византийских и восточных источников, но можно допустить, что они возникли и самостоятельно, так как месть являлась общераспространённым обычаем .

Итальянская версия, где герой называется Buttadeo или Bottadio («ударивший Бога»), не носит на себе заметных следов заимствований с Востока ; в итальянском фольклоре герой — личность , которая уже утратила следы своего преступления ; это просто добрый волшебник, дающий добрые советы и выручающий из беды.

Иной представляется версия, исходящая из среды монахов -начётчиков, хранителей легенд и апокрифов . Так, английский хронист монах из Сент-Олбанса Роджер из Вендовера в своём сочинении «Цветы истории» записал рассказ посетившего в 1228 году Англию архиепископа Великой Армении , у себя на родине лично встречавшегося с «вечным жидом», назвавшим себя Картафилом ( лат. Cartaphilus ), что значит «привратник». По словам последнего, он служил привратником у самого Понтия Пилата , и за то, что ударил идущего на Голгофу Христа был им проклят и обречён на вечное ожидание Второго пришествия , после чего крестился и вёл праведную жизнь . Ударение в данном случае ставилось на том, что человек этот был живым свидетелем дел Спасителя. Позднее эту историю включил в свою сводную «Большую хронику» монах того же аббатства в Сент-Олбансе Матвей Парижский .

Имя героя впоследствии истолковывалось схоластиками как καρτα φιλος, что значит «очень любимый»; этот эпитет прилагается в Евангелии от Иоанна к тому ученику, который возлежал у груди Иисуса во время тайной вечери и к которому обращены слова Иисуса: «Если я хочу, чтобы он остался, пока я не приду — что тебе до того?»… (Ев. Иоан., XXI, 22). Но такое толкование евангельского стиха — толкование софистическое , хотя бы потому, что следующий же стих опровергает его. Никаких намёков на легенду об Агасфере в Евангелии нет. Напротив, ясно, что легенда в специфически-христианских версиях гораздо более позднего происхождения, чем Евангелие.

Во втором варианте, где имя героя Buttadeus, или Малх (имя раба Кайафы — Иоан., XVIII, 10), или Ян Родуин (чисто национальное имя) и так далее, герой осуждён блуждать в каменном подземелье ; это по-видимому притча , иллюстрирующая проповеди монахов , а в дальнейшем второй вариант приобретает характер описания чудес в авантюрном романе (уже в XVI XVII веках ). Таким образом в легенде нашли отражение: 1) народные сказания и 2) новое религиозное учение, которое в эпоху возникновения легенды исходило уже из среды проповедников и монахов, социально (отчасти и национально) чуждой народу; развитие легенды в дальнейшем идёт также по двум руслам — фольклорному (крестьянская среда) и книжному (среда монашества).

Именно в народной среде герой стал евреем, караемым Христом за весь свой народ и часто символизирующим его. Еврейство, рассеянное по Европе , скитающееся и преследуемое, могло легко дать материал для такого образа. Однако окончательная, изложенная в начале версия легенды дошла до нас лишь в образцах XVI XVII веков , и столь распространённое название «Вечный Жид» ( лат. «judeus immortalis» — «бессмертный еврей», итал. «l’ebreo errante» , фр. «le juif errant» , англ. «the wandering Jew» — «странствующий еврей», нем. «der ewige Jude» , чешское и польское «wieczny Żyd» — «вечный Жид») средним векам неизвестно.

Немецкая книга об Агасфере — самый ранний вариант последней версии — относится к 1602 и описывает встречу епископа Эйцена с Агасфером в 1564 . Всевозможные описания скитаний Агасфера по разным местам Европы на всех языках исходят частью от немецкой книжки, частью от средневекового или , а сама немецкая книжка опирается на французскую обработку хроники Мэтью Парижского. Как доказал Гастон Парис в 1880 , эта окончательная версия — плод протестантского миссионерства . Орфография имени, Ahasverus , более точно воспроизводящая библейское « Ахашверош » (соответствует Артаксерксу в книге Есфирь ; возможно, Ксеркс I — см. Пурим ), исходит исключительно от протестантов , культивировавших еврейский язык. Католические переводы Библии дают «Assuerus». Протестантские теологи , начиная с самого Лютера , лелеяли мечту об обращении в новую, «подлинно христианскую» религию народа, доселе упорно сопротивлявшегося всем миссионерам. В качестве агитационного приёма служила Лютеру и гуманистическая проповедь (см. « гуманизм » и « возрождение ») о равноправии евреев и свободе совести; как агитационный приём использована была и эта легенда в новом преломлении. Протестантское учение о предопределении вполне гармонировало с легендой о гонимом и преследуемом за своё «преступление» народе-скитальце.

Фольклорные версии легенды и отголоски их в исторических, историко-культурных и богословских трудах XVII XVIII веков чрезвычайно многочисленны. Политический и экономический кризис в Германии и Франции в первую половину XVII века способствовал росту суеверий и мистических настроений и был благодарной почвой для развития подобных преданий.

Неизвестная немецкая или нидерландская версия рассказа об Агасфере, датированная 1663 г., ещё в XVII в. попала в Россию, была переведена на русский язык и начала распространяться в рукописной книжной традиции .

Литература

XVIII век

В художественную литературу Агасфер вошёл во второй половине XVIII века , в эпоху поэзии «мировой скорби». Эта поэзия не могла пройти мимо старых героев, символизирующих жажду жизни и тягу к смерти, титанические порывы, стремление к всеобщей катастрофе.

Первый образец литературного воплощения Агасфера — «лирическая рапсодия» Шубарта «Der ewige Jude» (1783), где Агасфер — воплощение желания смерти, неудовлетворённого и бесконечно мучительного; поэма кончается переменой судьбы Агасфера в «христианском духе»: Агасфер добивается покоя и смерти.

Гёте , начав своего «Der ewige Jude» в романтическую эпоху «Бури и натиска» (1792), бросил его неоконченным, поняв противоречие дохристианского остова легенды с его христианской интерпретацией. В сохранившемся фрагменте имеется налицо сатирический элемент.

Агасфер упоминается в романе Яна Потоцкого « Рукопись, найденная в Сарагосе ».

XIX век

Чисто философскую , свободную от пессимизма трактовку сюжета даёт Эдгар Кинэ , известный историк - философ . В его мистерии «Ahasverus» (1833) окончательно исчезает национальный мотив и мотив жажды смерти; Агасфер — символ творческой активности человечества; бессмертие Агасфера интерпретируется как победа над смертью, и Агасфер, примирённый с богом, становится творцом нового, преображённого мира. В этом произведении Кинэ отразились увлечения французской буржуазной интеллигенции 1820-х—1830-х гг. так называемой «религией прогресса».

Тейфельсдрек на Монмаут-стрит. Иллюстрация к Sartor Resartus’у Томаса Карлейля.

Томас Карлейль в своём « Sartor Resartus’е » (1834) несколько раз сравнивает главного героя Диогена Тейфельсдрека с вечным жидом (в том числе, по-немецки — der ewige Jude, — намекая, возможно, на рапсодию Шубарта).

Иное оформление легенды об Агасфере — в плане авантюрном и фантастическом , на обычной для этого сюжета мистической основе — представляет собой баллада Ленау «Der ewige Jude» (1839), где Агасфер — галлюцинация охотника , увидевшего медаль с изображением Вечного Жида, которая была сделана из пули , расплющившейся о тело Агасфера. Это яркий пример романтической композиции , в противоположность ещё классическим приёмам Шубарта и Гёте.

Роман Эжена Сю «Le Juif errant» (1845) соединяет авантюрную, полубульварную фантастику с сатирой на иезуитов и с протестом против угнетения пролетариата .

Эпигон романтизма , француз Эдуард Гренье в поэме La Mort du juif-errant (1857), и Василий Жуковский в неоконченной поэме «Странствующий жид» (1852) следуют схеме Шубарта. Жуковский варьировал композиционное построение, ведя рассказ от первого лица. Поэма Жуковского писана под влиянием фрагмента Шелли , чем объясняется заглавие «Странствующий ( англ. wandering ) жид».

Дюма посвятил герою роман « Исаак Лакедем » (1853). В песне Беранже «Le Juif errant» Агасфер — образ страждущего человечества . В поэме Гамерлинга «Ahasverus in Roma» ( 1868 ) противопоставлены жажда смерти Агасфера и жажда жизни и развлечений императора Нерона , сжигающего по совету Агасфера Рим во имя наслаждения. Жажда смерти Агасфера в конце торжествует: пресыщенный Нерон погибает.

Тот же пессимизм проявляется и у итальянца Артуро Графа , поэта пессимизма, пришедшего к мистике и оккультизму . Его драма «Фауст и Агасфер» (сборник «Poemetti Drammatici», 1891) основана на той же антитезе и проникнута тем же настроением, что и поэма Гамерлинга.

В 1893 году Льюис Уоллес опубликовал роман «Падение Царьграда», в котором Вечный Жид выведен в образе таинственного князя Индии.

Странствия Агасфера по мировой литературе подытожил в конце XIX века Рудольф Касснер в своей диссертации об образе Вечного Жида в поэзии различных народов (1897).

XX век

В XX столетии образ Агасфера развили, среди других, Киплинг в новелле «Вечный Жид», Аполлинер в новелле «Пражский прохожий», Борхес в новелле «Бессмертный», Пер Лагерквист в повестях «Сивилла» и «Смерть Агасфера», Габриэль Гарсиа Маркес в романе « Сто лет одиночества », Стефан Гейм в романе «Агасфер», Жан д’Ормессон в книге «История Вечного Жида» (1991).

Этот образ продолжает сохранять свою привлекательность и для массовой литературы, например, Агасфер действует как частный сыщик в детективно-оккультных рассказах Эдварда Хоха .

В рассказе О. Генри «Дверь, не знающая отдыха» пьяный сапожник Майк О’Бадер приходит в редакцию провинциальной газеты и заявляет, что он тот самый иерусалимский сапожник Майкоб Адер, который не позволил Христу отдохнуть у двери своего дома по пути на распятие и был за это осуждён жить до Второго пришествия; при этом Майк О’Бадер настаивает, что он не еврей.

В русской литературе XX века необходимо отметить интересную «рапсодию» Владимира Богораза «Агасфер», заостряющую национальный мотив, а также оригинальную трактовку братьев Стругацких в романе « Отягощённые злом, или Сорок лет спустя » (1988), отождествляющих Агасфера с Иоанном Богословом .

В романе Ильфа и Петрова « Золотой телёнок » Остап Бендер в ответ на новую версию иностранного журналиста мифа об Адаме и Еве в антураже советского общества изложил остроумную легенду-повесть о Вечном Жиде, захотевшем посмотреть на просторы Днепра , но пойманном петлюровцами и зарубленном ими.

В повести Всеволода Иванова «Агасфер», действие которой происходит в Москве 1944 года, к советскому писателю приходит человек, представляющийся как «космополит Агасфер», и рассказывает, что он богослов из Гамбурга Пауль фон Эйтцен, в XVI веке сам выдумавший легенду об Агасфере, чтобы добиться славы и богатства, но затем против своей воли превратившийся в настоящего Агасфера.

В трилогии А. Валентинова «Око силы» «Агасфер—Вечный—Иванов» является представителем разумной, но нечеловеческой силы (причем не имеется в виду пришелец или классический сатана ), пытающийся подправить историю России, начиная с революции 1917 года. По мнению А. Валентинова одна и та же личность (Агасфер), пользуясь различными масками, управляла Советским Союзом и по мере старения биологических прототипов меняла их .

В « Звёздных дневниках Ийона Тихого » Станислава Лема Вечный Жид появился в результате попыток скорректировать историю человечества путём отправки в прошлое тайных агентов. «Что до Спинозы , то он, не спорю, был безусловно порядочный человек, однако по недосмотру допустил крестовые походы . (…) Я не знал, как быть со Спинозой — Греция уже трещала по швам от подобных мыслителей, — и сначала велел гонять его взад-вперед через все столетия с сорокавековой амплитудой; отсюда возникла легенда о Вечном Жиде».

Акутугава Рюноске в одноимённом рассказе размышляет о Вечном Жиде.

В СССР роман "Вечный жид" был неизвестен, был опубликован под другим названием "Агасфер" только в 1990 году, во время распада СССР.

XXI век

О судьбе Агасфера, поднявшего руку на пророка, повествует роман узбекского писателя Исажона Султона «Вечный скиталец» (2011), «The Eternal Wanderer» (2019).

Агасфер (Ага Сафар, Агаспаров) — один из персонажей романа Геннадия Прашкевича «Стрела Аримана».

Появляется в манге и аниме Корэ Ямадзаки « Невеста чародея », где носит сразу три имени — Иосиф, Агасфер и Картафил.

Вместе с Картфилом и Малхом появляется в романе Григория Зотова «Апокалипсис Welcome».

Агасфер является главным героем в книге «Вечная жизнь» Евгения Новикова, а события происходят в наше время. — Евгений Новиков, Москва: Яуза- Каталог; Дримбук", 2022—288 с. -Дримбук: Проза

Кинематограф

Музыка

  • У финской дум-метал группы « Reverend Bizarre » есть композиция «The Wandering Jew» с альбома «Harbinger Of Metal».
  • Российский рэпер Oxxxymiron в 2011 году выпустил альбом « Вечный жид », и в этот альбом вошла одноимённая композиция.
  • Российский рэпер Noize MC выпустил, совместно с вокалистом группы P.O.D. Полом Сандовалом , трек под названием 4 октября 2019-го года, в котором фигурирует образ Вечного жида Агасфера.
  • Российская рок-группа «Мозаика» в 1983 году записала магнитоальбом «Хаос», в котором есть песня «Агасфер».
  • Российская группа «Изморозь» на альбоме 2019 года «Культ» записала песню Агасфер.

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 апреля 2012. 23 июня 2012 года.
  2. Беккер И. Л. (рус.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского : Гуманитарные науки. — Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского , 2009. — Т. № 11 , вып. 15 . — С. 7—11 . — ISSN . 7 августа 2016 года.
  3. от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica online.
  4. www2.moderna.uu.se . Дата обращения: 4 января 2014. Архивировано из 4 января 2014 года.
  5. См. текст произведения в Викитеке : .
  6. Петухова, Е. И. Русский историко-фантастический роман 90-х годов XX века : дис. на соиск. науч. степ. канд. филол. наук по спец. 10.01.02 — рус. лит. / Е. И. Петухова ; ХГПУ им. Г. С. Сковороды. — Х. : Б.и., 2001. — 178 с.
  7. . www.afanasy.biz . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 октября 2022 года.
  8. . tver.mk.ru . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 октября 2022 года.
  9. . xn-----6kcalbbrfn0iijf7msb.xn--p1ai . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 октября 2022 года.
  10. Rim Zabarov. . tverlib.ru . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 октября 2022 года.

Библиография

  • Батюшков Ф. Вечный Жид. Новый энциклопедический словарь Бронгауз-Ефрон. т. XII. 1914 . стр. 224—230.
  • Вайсс Я . [lib.ru/SOCFANT/WAJSS/dom.txt Персонаж Огисфер Муллер (Агасфер Мюллер)] . lib.ru . Дата обращения: 14 января 2019. ( Дом в тысячу этажей )
  • Веселовский А. Н. Легенды о Вечном Жиде и императоре Траяне //МНП, 1880 , июнь; К вопросу об образовании местных легенд в Палестине. ibidem. 1885 , май.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Гамерлинг Р. Агасфер в Риме. — М. 1887 .
  • Гальстрем . Вечный Жид. драматическая поэма. «Фиорды». кн. 5. — СПб. 1910 .
  • Гейм С . Агасфер: Роман/ Пер. с нем. Б. Хлебникова. — СПб.:Амфора, 2000 . — 348 с.
  • ,
  • Ильф И., Петров Е. (недоступная ссылка — ) . www.mahoon.ru .
  • Исажон С . web.archive.org . Дата обращения: 14 января 2019.
  • Кузнецов Ю . . web.archive.org . Дата обращения: 14 января 2019.
  • Майринк Г . Зелёный Лик, 1916.
  • Пресс А. Вечный Жид. «Еврейская энциклопедия». т. V. 1910 . стр. 896—904.
  • Потоцкий Я . [www.lib.ru/INPROZ/POTOCKIJ/ Рукопись, найденная в Сарагосе] . www.lib.ru . Дата обращения: 14 января 2019.
  • Резник М . Как я написал Новый Завет, поспособствовал Эпохе Возрождения и блестяще загнал мяч в семнадцатую лунку на Пеббл-Бич
  • Стругацкие А. и Б . . www.lib.ru . Дата обращения: 14 января 2019.
  • Шелли П. Б. . worldpoetry.ru . Дата обращения: 14 января 2019.
  • Шубарт , Ленау , Беранже . Поэмы, перев. Михайловым, Минаевым и Курочкиным, собраны в книжке «Легенды об А. — Вечном жиде», под ред. и с предисловием М. Горького. — СПБ. 1919 .
  • d’Ancona A. L’Ebreo errante. Nuova Antologia. XXIIl. 1880 .
  • Cornway D. The wandering Jew. 1881 .
  • Groesse Th. Der Tannhäuser u. d. ewige Jude. — Dresden. 1861 .
  • Marie Joseph Eugene Sue. Le Juif errant. 1845
  • Morpurgo. L’Ebreo errante in Italia. 1891 .
  • Neubaur L. Die Sage vome wigen Juden. 1893 .
  • Paris G. Le Juif errant. Encyclopédie des Sciences Religieuses. dir. par M. Lichtenberger. 1881 , t. VII.
  • Paris G. «Journal des Savants». sept. 1891 .
  • Prost J. Die Sage v. ewigen Juden in d. Deutsch. Literatur. 1905
  • Schoebel A. La légende da Juif errant. 1877 .
  • Simrock. Der ewige Jude. 1853 .

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — — умер в 1929 году.

Источник —

Same as Агасфер