Никодим (Казанцев)
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Петро́вич Каза́нцев ( 20 августа ( 2 сентября ) 1906 года , Акмолинск , Акмолинский уезд , Акмолинская область — 13 сентября 2002 , Переделкино ) — советский и российский писатель- фантаст .
Родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске.
Окончил Сибирский технологический институт . В январе 1930 года отправился на , где сразу стал главным механиком металлургического комбината. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа» .
В 1939 году был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке . Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12).
Участник Великой Отечественной войны . Прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку , управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда (на Поклонной горе , в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр). В 1941 был военным инженером 39-го запасного сапёрного батальона, командиром батальона в/ч 5328, главным инженером завода, сотрудником НИИ № 627 ( ВНИИЭМ ). С 1942 года — начальник особой опергруппы Главного военно-инженерного управления армии при заместителе командующего Крымским фронтом . Испытывал новую технику. С 1945 был уполномоченным Государственного комитета обороны при 26-й армии 3-го Украинского фронта — демонтировал в Австрии заводы и в рамках репараций направлял их в СССР .
В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв первое место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа « Пылающий остров ».
Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета « Пионерская правда ») стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа « » (полностью опубликован в 1946 году), в 1952 году издаётся «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман « », а в 1970 году — в роман « »), а в 1964 году — роман « ».
Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы идеально соответствовали «линии партии» [ источник не указан 2393 дня ] . Повесть « Планета бурь » (1959, другое название — «Внуки Марса») была экранизирована Павлом Клушанцевым в 1962 году под тем же названием .
После выхода в свет революционной « Туманности Андромеды » Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения [ какие? ] , которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма [ что? ] , которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х — начале 1980-х годов Казанцев был фактически одним из рецензентов Государственного комитета РСФСР по делам издательств (Роскомиздат) в области фантастических произведений .
По инициативе Казанцева общемосковское собрание писателей 31 октября 1958 года приняло жёсткую формулировку резолюции, осуждающей Бориса Пастернака: «Тут в форме вопроса стоит: „кому он нужен?“ Мне кажется, что надо сказать, что он нам не нужен, и мы должны просить правительство, чтобы был сделан вывод» .
Александр Петрович был единственным из писателей, активно выступившим в защиту памяти Ивана Ефремова после обысков, которые через полгода после смерти писателя провёл в его квартире КГБ .
Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства ядерного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.
Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой палеоконтакта , собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцев считается одним из пионеров советской уфологии .
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х годов. В этот период им написаны романы « » (1973), « Фаэты » (1974), « » (1980), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения . В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой « молодогвардейской » школы фантастики.
В 1981 году Казанцев опубликовал автобиографию «Пунктир воспоминаний» — характерный документ, по которому можно составить представление, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита» .
В этой автобиографии сказано, что Казанцев организовывал встречу московских писателей с физиком Нильсом Бором . В той же автобиографии писатель утверждал о большом влиянии на него идей Циолковского о непременном расселении разума во Вселенной .
Иллюстратором многих произведений Казанцева был московский художник Виталий Лукьянец . Большинство поздних изданий проиллюстрировал художник Ю. Г. Макаров.
В 1980-х годах Казанцев издаёт романы о Пьере Ферма (« », 1984) и о Сирано де Бержераке (« », 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетёрского» исторического романа . Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий « », « » и « » (переизданы в 1997 году), дилогия « » (1997) и историко-фантастическая дилогия « » (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман « », написанный в соавторстве с сыном .
В 1990-х годах Казанцев участвовал в создании организации « Космопоиск » .
При издании романа «Фантаст» некоторые издательства, такие как «Современник», самовольно вносили свои правки в мемуары писателя (к примеру, корректор Серганова назвала предателем молодогвардейца Олега Кошевого, тогда как им был Г. Почепцов), из-за чего Казанцев перенёс инфаркт.
93-летний писатель говорил в 1999 году :
Я был и остаюсь коммунистом, голосую только за КПРФ — она не испугалась угроз и запретов, её руководители не кинулись делить народную собственность, не крали, не строили дворцов… <…> Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. <…> Победа труда неизбежна. Кто скажет другое — солжёт.
Казанцев умер на 97-м году жизни 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино . Похоронен в Москве на Введенском кладбище (25-й уч.).
Награждён орденами Отечественной войны , Красной Звезды , Трудового Красного Знамени , Дружбы народов , « Знак Почёта », медалями .
А. П. Казанцев был известен также как шахматный композитор . С 1926 года опубликовал 70 этюдов , многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник пяти личных чемпионатов СССР . Мастер спорта СССР (1955 ).
С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции , с 1975 года — международный мастер . С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.
Ниже приведён один из наиболее известных этюдов Казанцева.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение. 1.d6! Кb5 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:b5 a2 9.Кd4! a1Л! 10.Кe6+ Крf7 11.Кd8+ Крg6! 12.Крg8 Лa8 13.h8К+! Крh5 14.Кhf7 ничья. По сравнению с начальной позицией произошла полная смена фигур.
Дополнительный вариант: 1…Кc4 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:c4 a2 9.Кe5! a1Л! 10.Кd7+ Крf7 11.Кe5+ Крf6 12.Кd7+ и
вечный шах
.
Политолог Ю. С. Черняховская отмечала, что литературное творчество Казанцева чрезвычайно слабо изучено, например, ему не посвящено ни одного специального диссертационного исследования. Мало представлены тексты Казанцева и в творчестве критиков-фантастоведов, как советского, так и постсоветского периода. В лучшем случае, его фамилия упоминается в ряду типичных писателей-фантастов и утопистов «оттепельной» и «застойной» эпох. Соответственно, крайне фрагментарно и критическое освещение творчества Казанцева . Отчасти, это объяснялось его ортодоксальными марксистско-ленинскими взглядами, позволявшими бороться с литературными конкурентами , а также нескрываемыми симпатиями к псевдоисторическим фантазиям и близостью к так называемой «Школе Ефремова» в издательстве « Молодая гвардия » . Черняховская выделяла в советской фантастике три художественно-философских течения «научно-технического романтизма», знаковыми представителями которых являлись братья Стругацкие (социально-политический сциентизм), А. П. Казанцев (гуманистический технократизм), И. А. Ефремов (антропологический оптимизм) .
Аркадий Стругацкий в интервью « Группе „Людены“ » 1990 года назвал Казанцева «вождём» советской фантастики .
Творческая манера Казанцева предполагала последовательную доработку своих произведений по мере получения новых научных данных или изменений авторских взглядов. По словам Константина Трунина, писательская манера была «построена на интерактиве»: произведения Казанцев предпочитал публиковать отдельными главами, из-за чего повествование часто становилось «лоскутным». Первоначальная идея иногда тонула в потоке авторской фантазии . К тематике космических полётов Казанцев обратился в конце 1950-х годов, после общения с представителями советской ракетной программы и отряда космонавтов .
Черняховская в своём докторском исследовании попыталась доказать, что вслед за Иваном Ефремовым, Казанцев в 1960-е годы пришёл к вопросу о , без объединения человечества в которой научно-технический прогресс обратится в свою противоположность, и обернётся глобальным разрушением .
Журналист Антон Первушин отмечал, что Казанцев конкретизировал в повести « Планета бурь » свою концепцию палеоконтакта . В повести (в главе «Внуки Марса») она формулировалась так: Марс некогда был населён разумными существами; полмиллиона лет назад они открыли межпланетную навигацию, построили колонию на Венере и, вероятно, посещали Землю; возможно, они наши «прародители». Дополнительные аргументы были писателем восприняты из материалов Матеста Агреста , от которого были приняты рассуждения о тектитах , Баальбекской веранде и других объектах как следах древнего посещения Земли инопланетянами. Казанцев написал предисловие к большой статье Агреста «Космонавты древности» .
Казанцев разделял гипотезу астронома Ф. Ю. Зигеля , что Марс, Луна и гипотетическая планета Фаэтон составляли трёхпланетную систему, вращавшуюся вокруг Солнца по общей орбите. Катастрофа Фаэтона привела к перемещению Марса и Луны, в ходе которого Луна потеряла всю атмосферу, а затем была захвачена Землёй, пройдя в опасной близости от неё . Данная гипотеза в той или степени присутствовала в нескольких романах писателя и почти в двадцати его статьях. Журналист, популяризатор науки Антон Первушин откровенно называл переусложнённую конструкцию Казанцева — Зигеля «странной» . Роман Казанцева « Фаэты » был вписан в большой ряд паранаучных теорий писателя, которые были популярны в среде интеллигенции и оказали существенное воздействие на развитие советской организации науки. По мнению историка советской фантастики В. В. Комиссарова, в области изучения Тунгусского метеорита вклад Казанцева был позитивным, а не негативным, что являлось единственным в своём роде примером .
Литературовед Леонид Геллер называл Казанцева «типичным советским утопистом» , темы и ситуации в романах которого были стереотипными ещё в 1950-е годы , и критиковал его излюбленную идею о палеоконтакте с позиций научной эпистемологии . Материалистическая теория появления человека предусматривает модель сознания как сложного самопрограммируемого и самонастраиваемого устройства, автомата. Самым сложным является вопрос о возникновении мышления, поскольку «программируется» этот автомат извне. Гипотеза о внеземном происхождении человечества Казанцева ничего не решает и не объясняет, ибо отодвигает решение данного вопроса .
Возвращение в грядущее
Клокочущая пустота
Небывалые были
Полярное противостояние
Теплоход «Победа»