Interested Article - Гансвурст


Га́нсвурст , Ганс Вурст ( нем. Hanswurst , Hans Wurst , от имени Hans и слова Wurst — колбаса) — комический персонаж немецкого и австрийского народного театра . Впервые появившись в фастнахтшпилях XVI века, пережил взлёт популярности в начале XVIII века благодаря венскому актёру Йозефу Страницкому , а в конце того же века практически исчез со сцены.

История

Йозеф Страницкий в образе Гансвурста

Вероятно, имя «Ганс Вурст» в значении «дурак», «простак» употреблялось ещё в XV веке . В литературе оно впервые встречается в сатирической поэме « Корабль дураков » Себастьяна Бранта , в издании 1519 года (в первом издании 1494 года персонаж именовался Hans Mist) . Позднее, в 1541 году, в своём памфлете «Против Ганса Вурста» ( Wider Hans Worst ) Мартин Лютер писал :

… словечко это — «Ганс Вурст» — не моё и не мной придумано: так люди прозвали неотёсанных болванов, которые тщатся блеснуть умом, хотя ни в словах их, ни в делах нет ни складу ни ладу .

Как театральный персонаж Гансвурст впервые появился в фастнахтшпилях XVI века, в том числе у Пауля Пробста и Ганса Сакса . Его имя (вначале писавшееся раздельно, затем слитно ) ассоциировалось с названием традиционного немецкого кушанья — колбасы . Б. П. Голдовский указывает, что подобные «гастрономические» имена бытовали в то время в разных странах: так, в Англии имелся Джек Пудинг, во Франции — Жан Поташ, в Голландии — Маринованная Селёдка, и т. п.

Постепенно сложились два разных типа этого персонажа: один — хитрый и ловкий, другой — медлительный и неуклюжий. Затем образ Ганса Вурста подвергся влиянию итальянской комедии дель арте : в частности, он позаимствовал некоторые черты Арлекина .

Позднее, в XVII веке, Гансвурст стал популярным героем комических интермедий , служивших для объединения разных частей представлений бродячих трупп. Он приобрёл устойчивые черты немецкого простолюдина, обжоры и хитреца, забияки и вместе с тем труса. По ходу действия персонаж постоянно обращался к публике, импровизировал, сыпал грубоватыми шутками .

«Изгнание Гансвурста из театра». Панно в театре Констанца .

В австрийском театре шут и комический герой Гансвурст также был известен с XVI века . Последний взлёт популярности он пережил в творчестве венского актёра Йозефа Страницкого , который создал забавную куклу, похожую на зальцбургского крестьянина и говорящую на диалекте, одетую в пёструю одежду и с ранцем в виде колбасы за спиной . По характеристике Б. П. Голдовского, Гансвурст Страницкого был «без меры чувственен, даже похотлив, изумительно прожорлив, совершенно раскован и свободен» .

В XVIII веке писатель Иоганн Кристоф Готшед и актриса Каролина Нойбер боролись против представлений с участием Гансвурста, полагая, что они формируют у зрителя чересчур примитивный вкус. В 1737 году Нойбер даже устроила в своём лейпцигском театре драматизированный суд над Гансвурстом, в ходе которого изображавшее его чучело подвергалось сожжению . Вместе с тем Лессинг возражал против попыток изгнать Гансвурста из театра, видя в этом отрыв от национальных традиций . К персонажу Гансвурста проявляли интерес и другие немецкие писатели, в том числе Гёте , устроивший в Веймарском дворце театр марионеток, где ставилась и его «Комедия о Гансвурсте» ( Hanswursts Hochzeit oder Der Lauf der Welt ) .

В конце XVIII века Гансвурст окончательно исчез с немецкой сцены, однако его образ остался в сотнях литературных произведений . Некоторые его черты унаследовал русский Петрушка . В австрийском театре Гансвурст сохранял своё значение несколько дольше, однако в XIX веке ему на смену пришли такие комические персонажи, как Касперль и Штаберль . Тем не менее в XX веке образ Гансвурста, воплощающий, по мнению исследователей-фольклористов, австрийский национальный характер и дух Вены , вновь был популяризирован .

Примечания

  1. , p. 87.
  2. Otto G. Schindler. (нем.) . Oesterreichisches Musiklexikon online . Дата обращения: 11 октября 2020. 30 сентября 2020 года.
  3. (англ.) . World Encyclopaedia of Puppetry Arts . Дата обращения: 11 октября 2020. 28 октября 2020 года.
  4. , S. 16.
  5. , p. 88.
  6. , p. 144—145.
  7. , стб. 1001.
  8. , с. 260.
  9. , с. 679.
  10. , с. 109.
  11. , с. 323.
  12. , с. 110.
  13. .
  14. , стб. 1002.
  15. : [ 3 августа 2020 ] // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 389. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4 .
  16. , с. 111.
  17. , с. 325.
  18. , с. 324—325.

Литература

  • Гансвурст // Театральная энциклопедия / П.А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. I. — Стб. 1001—1002.
  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. Hanswurst Гансвурст // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М. : АСТ , 2006. — С. 260. — 1181 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-038383-5 .
  • Э. И. Глухарева-Нелиус. Немецкий театр // История западного театра / Г. Н. Бояджиев. — М. : Искусство, 1956. — Т. 1. — 751 с.
  • Голдовский Б. П. . — М. , 2007.
  • Голдовский Б. П. // Куклы:Энциклопедия. — М. : Время, 2003. — С. 109—110.
  • Федотова М. Е. // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». — 2014. — № 4. — С. 323–331.
  • Henriette Kassay-Schuster. // Food and Theatre on the World Stage / Dorothy Chansky, Ann Folino White. — Routledge, 2015. — P. 84—100. — 186 p.
  • Martin Luther. . — Durch Hans Lufft, 1541. — 126 S.
  • Susanne Stefanski. . — MV-Wissenschaft, 2018. — 118 S.
Источник —

Same as Гансвурст