Васса (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Васса Железнова» — трагедия Максима Горького , написанная в 1910 году и переработанная в 1935 году . Повествует о героине сложной судьбы — владелице пароходной компании, о распаде большой семьи.
В конце августа — начале сентября 1910 года Максим Горький отправил одному из редакторов журнала « Современник » заметку: «Написал пьесу о матери» (из архива А. М. Горького). Пьеса была впервые напечатана в «Сборнике товарищества „Знание“ за 1910 год», книга тридцать третья, СПБ. 1910, с подзаголовком «Сцены». Одновременно она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве , Берлин (без указания года издания).
После 1933 года Максим Горький отредактировал пьесу, а в 1935 году написал её «второй» вариант, где обострил тему классовой борьбы .
Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включён во все собрания сочинений Максима Горького.
Прототипом главной героини пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Мария Капитоновна Кашина (1857—1916, в Нижнем Новгороде её дом сохранился в перестроенном виде). Семейная трагедия Кашиных почти полностью отражена в пьесе.
Пьеса рассказывает о жизни Вассы Железновой, богатой судовладелицы.
Формально, пьеса охватывает 2 дня из жизни главной героини, но по ходу действия раскрывается предыстория персонажей.
Васса Борисовна и ее старший брат Прохор Борисович - наследники известного купеческого рода Храповых. Когда-то юная Васса полюбила красавца капитана Железнова и, несмотря на то, что жених был старше ее на 18 лет, обладал неспокойным, агрессивным нравом - настояла на своём выборе перед роднёй и вышла за него замуж. С этого решительного шага и начался путь Вассы как натуры волевой, деятельной и властной.
Теперь Вассе 42 года, её мужу 60. Но именно Васса - глава пароходства Железновых и торгового дела, миллионерша, истинная глава семьи.
Ее старший брат Прохор, напротив, в жизни повиновался лишь своим слабостям и постепенно из наследника храповских капиталов превратился фактически в приживала у сестры. При этом, если бы не Васса, Прохор бы давно пропил и прогулял свою часть наследства, но сестра забрала и крепко держит долю Прохора в своих руках, не допуская его до дел, ушедших далеко вперёд. Впрочем, Васса неплохо содержит брата, и тот продолжает проводить дни в праздности, кутежах с зятем, Сергеем Железновым. Кроме того, у вполне пожилого Прохора связь с горничной Лизой, которая беременна от него, чего страшно стыдится и скрывает, - хотя в доме её положение уже не секрет. Прохор лебезит перед Вассой и при этом ненавидит её, считая себя не только обделённым финансово, но при этом ещё и лишенным шанса сделать карьеру актёра, к которой у него лежала душа.
У Вассы и Сергея Железновых родилось многочисленное потомство, но выжило только трое детей: старший сын Фёдор, дочери Наталья и Людмила.
Фёдор, предполагаемый наследник Железновых, живет за границей, у него слабое здоровье. Из реплик персонажей становится ясно, что Фёдор, влюбившись в еврейку и участницу революционного движения Рашель, такую же сильную женщину как и Васса, разошёлся с матерью во взглядах на своё будущее и не намерен заниматься делами пароходства. Вскоре из-за преследований властей Фёдор и Рашель уехали за границу на деньги Вассы. Их сына, своего внука Колю, Васса оставила пока у себя, Коля живёт в деревне, не разделяя скитальческую жизнь родителей. Рашель, признающая силу и решительность Вассы Железновой, презирает её как капиталистку, думающую только о прибыли, но берёт её деньги на революционную борьбу и, пока Фёдор болен, согласна на то, чтобы её сын жил у бабушки. На сцене Фёдор, в отличие от Рашели, не появляется.
Старшая дочь Железновых, Наталья, обладает сильным «храповским» характером. Но при этом она под влиянием отцовской разгульной жизни, материнской категоричной властности и общего богатства приобрела вздорный нрав и сама не знает, чего хочет: проводит дни в праздности, хочет, но не может учиться. Наталья в глубине души уважает мать, но ненавидит её; своего неугомонного отца она презирает и по-своему любит. Воля Натальи рассредоточена, она бесцельно живет в родительском доме на всем готовом.
Людмила, или «Людочка» для домашних - младшая дочь Железновых, полудевушка-полуподросток. Самый добрый, наивный и одинаково всех любящий член семьи, но при этом явно пребывающая не в себе барышня, которую расстраивают ссоры внутри семьи.
Также немаловажным персонажем в доме Железновых является Анна Оношенкова, помощница и секретарь Вассы.
Первый акт
Действие начинается ранним утром в кабинете Вассы, в котором она встречается с управляющим пароходством Гурием Коротких - дела идут хорошо, но Васса ведёт неустанную борьбу с конкурентами за прибыль.
Затем с тайным визитом приходит влиятельный член окружного суда Мельников. Он за огромное вознаграждение помогает хозяйке дома решить проблему уголовного дела, заведённого в отношении Сергея Железнова. 60-летний отец семейства сохранил своё богатырское здоровье и продолжает тратить его на попойки и разврат: в поисках "новых удовольствий" Сергей позволил себе посещать бордель с несовершеннолетними и попал в облаву.
До сего дня Вассе удавалось пока что сдерживать информацию о ведущемся расследовании, она через Мельникова раздала огромные взятки, чтобы "вытащить" Сергея. Но в то утро Мельников сообщает, что избежать суда не удастся: дело взял в руки новый, желающий сделать большую карьеру прокурор, которому нужны не деньги, а громкий процесс в отношении миллионера Железнова.
По-прежнему обещая Мельникову любые деньги за содействие, Васса тем не менее чётко сознаёт, что ее усилия тщетны и Железновым не удастся избежать скандала.
К матери приходит Людочка, но у неё пока нет времени приласкать дочь.
Она вызывает к себе горничную Лизу, упрекает её за плохую работу.
Она вызывает к себе мужа, приходящего в себя после загула, и сообщает об итогах следствия. Сергей Железнов, под мужественной внешностью которого таится слабый и опустившийся человек, не может принять реальность, он пытается обвинить жену в том, что она "мало давала" и "довела его" до каторги, хотя очевидно, что это не так и Сергей стал жертвой собственных пороков, а самой Вассе бесконечно противно происходящее. В Железновой борются сложные чувства: когда-то она страстно любила Сергея и терпела ради своей любви унижения и измены. Она и теперь не вполне равнодушна к этому яркому, но слабому и запутавшемуся мужчине. Но честь семьи для Вассы, положение детей, риск не выдать за приличных людей подросших дочерей - важней всего. Она начинает уговаривать Сергея избавить детей от позора, а себя от каторги и "принять порошок". Фактически, она толкает мужа на самоубийство. Сергей в ужасе отказывается, он готов жить на каторге, лишь бы жить. Васса заклинает Сергея, попрекая его тем, что он всегда жил для себя, не думая о последствиях: Людмилу напугал, приведя в дом проституток, с тех пор она не в себе; Наталью испортил, приучив пить вино и жить ради удовольствий. Сергей продолжает отказываться от "порошка", но менее решительно... Васса оставляет его.
В гостиной встречаются Прохор и Наталья. Прохор подслушал и уже знает, что капитана Железнова будут судить за растление. По этому поводу он пребывает в страхе перед скандалом, но также предвкушает позор Сергея, которому, несмотря на дружбу, завидовал, и очевидные проблемы сёстры, из которых ей уже не выкрутиться.
Наталья трезво рассуждает, что надо дать взятку побольше. Прохор отвечает, что мать уже столько дала - но ничего не помогло.
Горничная Лиза, мучающаяся от скрываемой беременности, рассказывает, что слышала какой-то разговор, и Васса Борисовна просила хозяина "принять порошок".
Появляется Людмила, потом сама Васса.
Несмотря на ласковость Людочки, ласкающейся к матери, атмосфера в доме сгущается. Неожиданно прибегает Лиза, обнаружившая тело мёртвого Железнова.
Наталья догадывается, что это самый выгодный исход дела, так как судить теперь некого. Внешне она остаётся равнодушной к этому факту.
Прохор, который после смерти Сергея понимает смысл разговора про "порошок", смотрит на сестру с ужасом и невольным восхищением: "Великан ты, Васса!"
Васса жестко обрывает Прохора - после того, как дело сделано, она не желает терпеть даже намеков на своё участие в убийстве или самоубийстве Сергея.
Второй акт
Со смерти Сергея Железнова проходит несколько недель. Васса обсуждает со своей помощницей Анной Оношенковой события недавнего прошлого - слухи, которые ходят в городе по поводу якобы угоревшей в бане горничной Лизы (на самом деле повесившейся, не вынеся позора своей беременности от Прохора), отношения Натальи с сыном Мельникова, флирт шофёра Пятёркина с Людочкой.
Неожиданно из-за границы приезжает невестка Рашель. Сын Вассы, Фёдор, тяжело болен и умирает. Рашель приехала забрать сына Николая, который живёт с Вассой. Внук Коля — надежда Вассы, её основной наследник, именно ему она собирается передать компанию. Рашель — революционерка, её разыскивает полиция. Васса угрожает Рашель выдачей жандармам, обещает отступить в обмен на отказ от притязаний на Колю.
Васса, несмотря на силу своего характера, глубоко страдает. Она любит своих детей, но сознает, что её дети — неудачники. Фёдор умирает, Наталья спивается, Людмила не от мира сего.
Васса неожиданно умирает. Её смерть принимается семьёй равнодушно, и только дочь Людмила оплакивает мать.
По пьесе было снято несколько фильмов, в том числе и зарубежных.