Interested Article - Голубая роза
- 2021-09-16
- 1
«Голубая роза» — художественное объединение, которое получило свое название после одноименной выставки, прошедшей в 1907 году в Москве . В объединение входили художники, которые вместе поcещали Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Ядро группы составляли живописцы Павел Кузнецов , Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев . Художники познакомились в родном Саратове . Они вдохновлялись работами Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля .
«Голуборозовцы» следовали ценностям символизма , для их живописи характерны голубоватые, пастельные тона. Целью творчества художники видели «стремление к трансцендентному», «запредельному» . Они уделяли внимание музыкальности и нежности произведений .
История художественного объединения «Голубая роза»
Знакомство и начало работы
Ядро «Голубой розы» сформировалось ещё за 10 лет до проведения одноименной выставки. Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев стали друзьями в родном Саратове, особенно близкими были отношения Кузнецова и Уткина, которые вместе работали над проектами по оформлению театральных постановок и частных домов . Молодые художники вдохновлялись работами земляка Виктора Борисова-Мусатова, чьи произведения отличались от работ других символистов тоской по призрачному прошлому русских усадеб. Творческие последователи и друзья Борисова-Мусатова заимствовали серо-голубые и пастельно-розовые тона его картин. Через него саратовское трио узнавало о последних тенденциях в парижском и русском искусстве, а также идеях символизма .
Вскоре саратовские художники перебрались в Москву и в 1897 году поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже к 1900 году познакомились с другими будущими членами «Голубой розы» — Мартиросом Сарьяном , Николаем Сапуновым , Сергеем Судейкиным , Николаем Крымовым , Анатолием Араповым , братьями Николаем и Василием Милиоти , Иваном Кнабе, Николаем Феофилактовым, Владимиром Дриттенпрейсом, Артуром Фонвизиным , Петром Бромирским . На короткое время к группе художников примкнул Кузьма Петров-Водкин , хотя впоследствии он так и не вошел в объединение . В Московском училище преподавателями будущих «голуборозовцев» были Исаак Левитан , Константин Коровин , Валентин Серов и Паоло Трубецкой . В воспоминаниях Коровин назвал Сапунова, Судейкина, Крымова и Кузнецова одними из лучших учеников его мастерской .
Первые совместные работы художников были связаны с театром . В 1902 году Коровин привлек Кузнецова и Сапунова к созданию декораций к опере Рихарда Вагнера « Валькирия » по собственным эскизам художника . Чуть позже, последовав примеру наставника «голуборозовцев», драматург Сергей Саввич Мамонтов пригласил художников работать над оформлением антрепризы в театре « Эрмитаж » .
Произведения художников объединения вызывали неоднозначную и даже отрицательную реакцию у зрителей и критиков уже в начале совместной работы. В 1902 году Кузнецов, Уткин и Петров-Водкин получили заказ на роспись церкви Казанской Божьей Матери в Саратове . Фрески были признаны «немолитвенными и нехудожественными» и уничтожены .
В 1904 году в Саратове состоялась первая совместная выставка под названием « Алая роза », организованная Кузнецовым и Уткиным. В выставке приняли участие восемь будущих участников «Голубой розы»: Арапов, Кнабе, Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин, Феофилактов. Почетное место отводилось работам Врубеля и Борисова-Мусатова — любимых художников и духовных наставников молодых символистов .
Поддержка Николая Рябушинского
Покровителем «голуборозовцев» и инициатором знаменитой выставки стал меценат Николай Павлович Рябушинский , потомок династии московских предпринимателей . Примером молодому меценату стал Сергей Дягилев , театральный деятель, создатель и куратор журнала « Мир искусства ». Рябушинский решил издавать художественный журнал « Золотое руно ».
...проектирую <...> журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т.е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, затем от имени журнала устраивать серию ежегодных выставок.
— Описание Рябушинским идеи создания журнала
Несмотря на неодобрение критиков, в 1906 году журнал вышел в свет. Рябушинский не скупился на финансирование: журнал был полон красочных иллюстраций, плотные страницы украшали многочисленные виньетки, золотые вставки . В журнале печатались как и «мирискусники» — Лансере , Бенуа , Бакст , Сомов , так и молодые художники-«голуборозовцы», хотя изначально они объединились около журнала «Искусство», который выпускался всего один год — с 1904 по 1905 . В «Золотом руне» также публиковались работы поэтов и писателей символизма, зарубежных художников. Меценат и сам примкнул к группе художников-символистов, выставлялся и печатал свои работы вместе с ними .
Благодаря усилиям Рябушинского 18 марта 1907 года в Москве в доме 8 на Мясницкой улице состоялась выставка «Голубая роза», в которой участвовали все 16 членов объединения. Мероприятие было организовано после посмертной ретроспективы работ главного вдохновителя молодых художников Виктора Борисова-Мусатова, которая прошла в том же году . Сами художники обращались к народному творчеству: произведения Крымова отсылали к лубочным сценкам, а Сапунов и Судейкин вдохновлялись народным театром . Работы на сказочные загадочные сюжеты отражали стремление художников к тайне, недостижимой мечте. Скромный символ голубой розы придумал Сапунов, который черпал вдохновение в графике Обри Бердслея .
Интерьер дома был оформлен под стать бледным и туманным произведениям — повсюду стояли вазы с цветами, стены были выкрашены в светло-голубой цвет . На выставке играла музыка Скрябина , а по вечерам в доме на Мясницкой выступали поэты Валерий Брюсов и Константин Бальмонт , Андрей Белый прочитал доклад. На экспозиции собирались главные представители московского символизма .
Событие вызвало полярные реакции: художник и критик искусства Игорь Грабарь нелестно отозвался о работе «голуборозовцев», посчитав их произведения « декадентскими » и лишенными смысла . Выставка произвела положительное впечатление на критика Сергея Маковского , который писал в отзыве: «Выставка прежде всего заинтересовывает как выражение коллективного искания» . Казимир Малевич также хвалил выставку и даже хотел выставить свои работы вместе с членами «Голубой розы» .
Выставки при поддержке журнала «Золотое руно»
После успеха 1907 года Рябушинский спонсировал ещё три выставки, и с каждой новой экспозицией его планы становились более грандиозными. В 1908 году у мецената возникла идея провести совместную выставку современного русских и французских художников-символистов . На «Салоне Золотого Руна», открывшемся 5 апреля в доме Хлудовых (Хомутовский переулок, 5а), были выставлены работы Боннара , Брака , Дега , Дени , Дерена , Сезанна , Гогена , Ван Гога , Марке , Матисса , Ренуара , Руо , Бурделя , Майоля , Родена и других . Русское искусство представляли работы «голуборозовцев», рядом с которыми выставлялись молодые Наталья Гончарова и Михаил Ларионов .
В январе 1909 года прошла вторая подобная выставка, на которую Рябушинский не пригласил французских импрессионистов, а отдал предпочтение новейшим веяниям в искусстве — кубизму и фовизму, с которыми русская публика была мало знакома. Он выставил произведения Брака, Дерена, Донгена , Марке, Матисса, Руо, Вламинка . Среди русских художников были представлены Кузнецов, Уткин, Матвеев, Милиоти, Сарьян, Кнабе, Рябушинский, Фонвизин, Ларионов, Гончарова, Петров-Водкин и другие .
Третья и последняя выставка прошла в конце декабря 1909 — январе 1910 годов. Выставка не освещалась в «Золотом руне», так как к тому моменту сам журнал уже прекратил существование из-за финансовых проблем . Однако, мероприятие имело успех. На этот раз Рябушинский стремился показать национальное русское искусство, и потому на выставке не были представлены работы зарубежных художников. Кроме «голуборозовцев» Кузнецова, Уткина, Кнабе, Сарьяна и самого Рябушинского на выставке значительно усилилась группа Ларионова-Гончаровой, в неё вошли: Машков , Кончаловский , Куприн , Фальк и другие . Эти радикальные художники в конце 1910 года сформируют собственное художественное объединение « Бубновый валет » .
После громких выставок слава объединения «Голубая роза» привлекла меценатов и любителей искусства, которые наперебой приглашали художников к оформлению новых проектов . Но творческие устремления «голуборозовцев» не ограничивались созданием живописи и скульптуры. Художники стремились воплотить в жизнь идею о синтезе искусств , что было характерно для представителей символизма .
Эта идея воплотилась в планировке и оформлении крымской усадьбы « Новый Кучук-Кой » . После нашумевшей выставки 1907 года Кузнецов, Уткин и Матвеев были приглашены действительным статским советником и сотрудником Министерства финансов в Петербурге Яковом Евгеньевичем Жуковским к созданию его имения в Крыму. Матвееву было поручено создание скульптурного оформления усадьбы (для скульптур он выбрал тему сна и мечты), Кузнецов и Уткин занялись мозаиками и росписью дома, планировкой сада . Кабинет владельца расписал Евгений Лансере, а в гроте у морского берега Врубель создал небольшие панно .
«Голуборозовцы» также расписывали московскую резиденцию Рябушинского «Черный лебедь», где хранилось большое количество их живописных и скульптурных произведений. В 1915 на вилле случился пожар, и богатое собрание Рябушинского погибло в огне .
Судьбы «голуборозовцев»
У «Голубой розы» не было четкого манифеста или объединяющей идеи . На страницах «Золотого руна» они так писали о своем творчестве:
Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник — душа. Искусство символично, ибо носит в себе символ вечного во временном. Искусство свободно, ибо создается свободным творческим порывом.
И для них творчество было действительно свободным: художники перестали участвовать в совместных выставках после 1910 года и лишь изредка работали друг с другом над общими проектами, предпочитая идти собственным путем . Например, произведения Мартироса Сарьяна и Павла Кузнецова были проникнуты восточными мотивами: Кузнецов много путешествовал по Средней Азии, а Сарьян писал родную Армению . Николай Феофилактов, Николай Милиоти и Николай Крымов, напротив, заинтересовались неоклассицизмом , обращались к античным сюжетам. Сапунов и Судейкин продолжили оформлять театральные постановки .
В советское время символизм считался «декадентским», чуждым «советскому зрителю». Несмотря на это многие «голуборозовцы» решили остаться в стране при новом политическом режиме и применить свои навыки в новых условиях. Лишь трое из 16 художников — Николай Милиоти, Сергей Судейкин и Николай Рябушинский — эмигрировали . Павел Кузнецов создал журнал «Путь освобождения», в котором также работали Бромирский, Крымов и Арапов. Александр Матвеев получил должность профессора петроградского Центрального училища технического рисования , Крымов и Судейкин стали членами различных комиссий по охране памятников искусства. Крымов, Кузнецов, Матвеев, Уткин, Фонвизин и Сарьян в 1920-х преподавали в художественных учебных заведениях . В 1925 году в Третьяковской галерее прошла первая ретроспективная выставка объединения «Голубая роза» .
Все эти «Голубые розы», «Бубновые валеты», «Ослиные хвосты» и прочие порождения декадентской и формалистической эстетики несли в себе реакционное содержание, утрачивали национальную независимость в области художественного творчества, одурманивали и духовно растлевали народ.
— Отзыв о творчестве объединения в журнале «Искусство», 1947 год .
Отношение к художникам было неоднозначным: в конце 1920-х Кузнецов потерял работу из-за отрицательного отзыва на выставку его работ, позже Артура Фонвизина и Александра Матвеева обвинили в формализме .
Участники
Живописцы
|
|||
А. А. Арапов | В. П. Дриттенпрейс | Н. П. Крымов |
Н. Феофилактов | А. В. Фонвизин |
Скульпторы
|
|||
А. Т. Матвеев | П. И. Бромирский |
Поэты
К. Д. Бальмонт | А. Белый | В. Я. Брюсов |
См. также
- Символизм
- Русский символизм
- Модерн
- Творческие объединения художников России и СССР
- Мир искусства (объединение)
Примечания
- ↑ Белякова Ольга Юрьевна. . Портал “Слово”. Дата обращения: 18 августа 2017. 30 августа 2017 года.
- ↑ andrey. Журналы и сайты «Фабрика контента “Точка Ру” (6 марта 2017). Дата обращения: 18 августа 2018. 7 августа 2018 года.
- ↑ Вакар И.А. . Энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 18 августа 2017. 6 сентября 2017 года.
- , с. 11.
- ↑ Виктория Хан-Магомедова. Издательский дом “Первое сентября”. Дата обращения: 18 августа 2017. 6 сентября 2017 года.
- ↑ , с. 12.
- ↑ Ида Гофман. Журнал “Третьяковская галерея” (2008). Дата обращения: 18 августа 2018. 25 декабря 2017 года.
- ↑ Мария Кретинина. Журнальный зал в РЖ, “Русский журнал” (2006). Дата обращения: 18 августа 2017. 6 сентября 2017 года.
- , с. 13.
- ↑ .
- ↑ , с. 94.
- , с. 181.
- Нащокина М.В. . ООО «Архи.ру» (1999). Дата обращения: 18 августа 2017. 6 сентября 2017 года.
- ↑ .
- Галина Малясова. . “Узнай Москву”. Дата обращения: 18 августа 2018. 15 октября 2018 года.
- ↑ Анна Толстова. АО “Коммерсантъ” (17 марта 2017). Дата обращения: 18 августа 2018. 6 сентября 2017 года.
- Вячеслав Лопатин. Журнальный зал в РЖ, “Русский журнал” (2008). Дата обращения: 18 августа 2018. 4 августа 2018 года.
Литература
- Кравченко И. / Глав. ред. Барагамян А.. — М. : “Директ-Медиа”, 2011. — Т. 95. — 49 с. — ISBN 978-5-7475-0130-0 .
- Маковский С.К. Силуэты русских художников / Глав. ред. Поляков А.П.. — Казань: Республика, 1999. — 383 с. — ISBN 5-250-02634-6 .
- Нащокина М.В. // Пути русского символизма: провинция и столица. Материалы девятых Боголюбовских чтений. — Саратов: Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, 2006. — Вып. 1 . — С. 35-44 . — ISBN 5-94370-013-7 . (недоступная ссылка)
- Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М. : Новое литературное обозрение , 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0 .
- Вакар И. А. // Энциклопедия русского авангарда
- 2021-09-16
- 1