Березинский, Лев Самойлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев (Лео́н) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Ро́зенберг ; 27 января ( 8 февраля ) 1866 , Гродно — 27 декабря 1924 , Рюэй-Мальмезон ) — русский художник , сценограф , иллюстратор и дизайнер еврейского происхождения.
Работал преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже . Мастер станковой живописи и театральной графики , участник объединения « Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева , один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье . Отец, Израиль Самуил Барух Хаимович Рабинович, был биржевым коммерсантом и знатоком Талмуда , а мать — Басия Пинхусовна — дочерью купца первой гильдии Пинхуса Хаймовича Розенберга. В молодости дед Пинхус жил в Париже и работал там портным, вращался в светском обществе, организовал успешное предприятие по поставке сукна для русской армии и заработал значительный капитал. Его жена Ривка З. Моргенштерн была родом из Вильно. Она отказалась последовать за мужем в Санкт-Петербург, «убоявшись железной дороги», но муж всё-таки уехал, получил статус почётного гражданина и продолжил успешную карьеру коммерсанта. Дед «много жертвовал приютам для бедных и сам царь Александр II жал ему руку» . Согласно семейным архивам, от второго брака в 1870 году у Пинхуса Розенберга родился мертворождённый сын, отчаявшийся дождаться наследника мужского пола Пинхус испросил высочайшего разрешения у императора и усыновил мужа дочери, Самуила Баруха, таким образом избавив его от воинской повинности и дав возможность вступить в наследство .
В Петербурге Пинхус Розенберг жил в квартире № 4 в доме Гамбса на Невском проспекте. Она была обставлена с большим вкусом и выдержана в духе салона Второй империи, наполнена антиквариатом, изысканными вещами и произведениями искусства . Проведённые в петербургском доме деда годы в значительной степени сформировала у мальчика интерес к искусству . Способности к живописи проявились у Льва рано, важный вклад в его интерес к художеству внёс его педагог в Шестой Санкт-Петербургской гимназии Андрей Дмитриевич Лосев. Первый успех случился в старших классах: в 1883 году был объявлен конкурс на лучший портрет Жуковского, Лев победил в нём, мастерски скопировав гравюру. В том же году он прервал обучение в гимназии и поступил вольнослушателем в Академию художеств , где прошёл все курсы, от рисунков с гипса до натурных занятий. Не удалось закончить академию из-за скандала, вызванного его работой на Серебряную медаль: «Оплакивание Христа» в исполнении Льва была слишком экспрессивной и новаторской для членов комиссии, только заступничество Серова и нескольких других педагогов позволило исключить его «по причине плохого зрения» .
Родители Льва развелись и вскоре создали новые семьи. Лев, его брат Исай и сёстры София и Розалия начали жить в общей квартире на Вознесенском проспекте. Хотя сёстры давали уроки, а Исай занимался театральной критикой, основные средства зарабатывал Лев — с 1888 года он занимался книжной и журнальной иллюстрацией .
На первой своей выставке в 1889 году Лев взял псевдоним Бакст , существует как минимум три версии его происхождения. По воспоминаниям Александра Бенуа, «Лёвушка дал довольно путаное объяснение — будто он избрал такой псевдоним в память уже почившего своего родственника, не то дяди, не то деда». Племянница Бакста Мария Клячко утверждала, что Бакстер, а не Розенберг, — девичья фамилия матери. Третья версия от исследовательницы И. Пружан гласит, что фамилию Бакстер носила бабушка по материнской линии .
В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов . С 1891-го он начал путешествовать, совершая длительные поездки в Европу. В 1893-м Бакст получил крупный заказ на создание картины о прибытии адмирала Авелана и русских моряков в Париж, для работы он переехал в столицу Франции. В ней он продолжил обучение — сначала в студии Жана-Леона Жерома , затем в академии Рудольфа Жулиана и у Альберта Эдельфельта . Вплоть до 1897 года Бакст жил в Париже, но часто возвращался в Санкт-Петербург .
С середины 1890-х годов примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение « Мир искусства ». Также Бакст сотрудничал с другими популярными тогда изданиями — « Золотое руно », « Аполлон », « Весы » . В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус , Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича . В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене , выставках Артели русских художников, и проч. С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.
Зрелый период творчества Бакста начинается с 1900-х — к тому моменту он уже является признанным виртуозом в книжной иллюстрации, театральной декорации, как станковист и живописец .
В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова , вдовой художника Н. Н. Гриценко . Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына Андрея .
В 1906—1910 годах Бакст совместно с Добужинским руководил художественной школой-студией Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге . Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов « Жупел », « Адская почта », « Сатирикон », позднее в художественном журнале « Аполлон ». Преподавал в школе Е. Н. Званцевой . Впервые Бакст принял участие в парижском Осеннем салоне в 1905 году, а с 1906 года был принят в пожизненные члены салона . В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал . За демонстративное возвращение в иудаизм из христианства в 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство .
С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Вошёл в историю как автор художник-постановщик спектаклей Русского балета Дягилева « Клеопатра » (1909); « Карнавал », « Шахерезада » и « Жар-птица » (1910); « Нарцисс » и « Видение розы » (1911), « Послеполуденный отдых фавна » и « Дафнис и Хлоя » (1912), декорации и костюмы к которым вызвали настоящий фурор и стали «революцией» в мире моды . Стилизации Бакста, его творческое переосмысление античных и восточных мотивов создали в Европе моду на тюрбаны, шаровары, кимоно, персидскую вышивку и орнаменты .
В начале 1910-х Бакст всерьез занялся созданием моделей одежды. Среди его клиенток были весьма знатные особы: великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фёкла Георгиевна Орлова-Давыдова, красавицы-сёстры Елена Павловна Олив и княгиня Наталья Павловна Горчакова .
Во время приезда в Россию в 1912 году Бакст получил от властей официальное предписание покинуть Санкт-Петербург, так как недавно принятый закон запрещал евреям проживать в северной столице. Бакст подал личное прошение императору и отправился обратно в Париж, где в 1914 году получил Орден Почётного Легиона и продолжил успешную карьеру. В том же году был избран действительным членом Академии художеств , однако получил отказ в поданном прошении о праве проживать в Петербурге .
В 1912 году после лондонских гастролей труппы Российского Императорского балета Бакст стал настоящей звездой в Англии, любимцем группы «Блумсбери» и повлиял на становление целого круга молодых британских художников. Выставка Бакста в «Обществе изящных искусств» прошла с огромным успехом, после неё супруги Ротшильды пригласили Леона создать интерьер их особняка. Для Ротшильдов Бакст создал серию портретов-эскизов и семь панелей панно на тему «Спящей красавицы», моделями для персонажей которой выступили члены семьи .
В 1918 году разорвал отношения с Дягилевым и его антрепризой. В конце 1917 года, не оплатив предыдущих работ (балета «Шутницы») и не назвав заранее точных сроков сдачи эскизов, Дягилев фактически вынудил Бакста разработать декорации к балету «Волшебная лавка». Ради этого проекта Баксту пришлось отложить массу дорогих заказов, на которую он потратил более года; однако, не уведомив художника, Дягилев принял работу Андре Дерена и провёл премьеру в Лондоне 5 июля 1919 года. Чтобы скрыть возможный конфликт, он заказал в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста как «устаревшего и утратившего привлекательность». После тридцатилетнего сотрудничества и 16 совместных балетов поступок Дягилева стал ударом для Бакста . В 1921 году он предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет « Спящая красавица » П. И. Чайковского , последнюю свою крупную постановку. В 1924 году, незадолго до смерти, Лев Самойлович Бакст был снова удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона .
Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского , Анны Павловой , Михаила Фокина , Иды Рубинштейн , Клода Дебюсси , Жана Кокто , Андрея Белого и др.
После революции Бакст помог бывшей супруге и детям выехать из России .
27 декабря 1924 года умер в Рюэй-Мальмезон от отёка лёгких .
Бакст оставил богатое литературное наследие — в течение всей жизни он состоял в переписке со многими друзьями и коллегами, публиковал статьи и эссе на трёх языках в литературных и художественных журналах, писал прозу, выступа автором каталогов к выставкам и критических статей .
Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред .
Сын — Андрей Львович Бакст (1907—1972), художник театра и кино .
Имя Льва Бакста носит одна из улиц в Гродно .
Особую славу Бакста составили его 16 работ для Русских сезонов Дягилева, а также для труппы Иды Рубинштейн .
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис . Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращённых на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь ). В 2014 году приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета „ Спящая красавица “» (1922) . На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО , прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации ) . В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста» . В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее .