Медведев, Дмитрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Никола́евич Медве́дев ( 23 декабря 1891 [ 4 января 1892 ], Санкт-Петербург — 18 июня 1938 , Ленинград) — русский теоретик и историк литературы, критик, литературовед. Профессор Санкт-Петербургского университета . Активный участник трех уникальных событий русской культуры: Витебского «культурного Ренессанса» 1910-х—1920-х годов , феномена петербургского Передвижного театра , научно-философского «круга Бахтина » .
Павел Николаевич Медведев родился в семье служащего Генерального штаба , личного почётного гражданина Николая Васильевича Медведева. В связи с переездом семьи в Бессарабию поступил во II Кишинёвскую классическую гимназию, которую окончил в 1909 году.
С 1909 по 1914 год Павел Николаевич — студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета , одновременно он посещает ряд курсов на историко-филологическом факультете. С 1911 года начинает печататься в петербургских газетах и журналах по вопросам литературы, искусства и философии.
С 1915 года Медведев — на фронте Первой мировой войны ; автор цикла военных репортажей из действующей армии («Под кровавой грозой») и статей на литературно-философские темы. В 1917 году в армии вступил в партию эсеров (трудовиков), но в 1918 году, из-за несогласия с политикой руководства, из партии вышел .
В 1917 году Медведев был избран в демократическую городскую думу и стал последним городским головой Витебска. После Октябрьского переворота Медведев занимается формированием в Витебске профессиональной гуманитарно-интеллектуальной среды , сотрудничает с Шагалом , Добужинским , Малевичем , Малько , выпускает городской журнал «Искусство»; по его инициативе начинает работать «Литературная студия». В 1918 году организует витебский Народный (Пролетарский) университет, в котором читает курс русской литературы и общества XIX века, издает «Записки Пролетарского университета», создает при университете «Общество свободной эстетики» и семинар по социологии.
По инициативе Медведева и Семёна Грузенберга возникает проект создания в Витебске Института гуманитарных наук и искусств, председателем оргкомитета которого избран Медведев. В 1919 году в лекторскую коллегию им приглашены философ Матвей Каган , филолог Лев Пумпянский . В руководимый Медведевым подотдел искусств, где уже работает И. И. Соллертинский , приглашён Валентин Волошинов .
С 1920 года начинается научно-философский диалог с переехавшим в Витебск Михаилом Бахтиным . Возникает содружество единомышленников, названное Бахтиным своим творческим «кругом» . В соответствии с программой Института участники «Круга» начинают работать над проблемами новой теории словесного художественного творчества, что нашло отражение в монографиях Бахтина (1929) , Волошинова (1929) , Медведева (1928) .
Несмотря на поддержку Луначарского , Институт создан не был, но круг единомышленников сохранился и продолжил свою работу в Петрограде .
В 1922 году Медведев возвращается в Петроград, где в том же году вышла его первая книга (в обложке Юрия Анненкова ) — «Памяти Блока ». Он приглашен в , который «должен быть причислен не к авангардистам (Мейерхольд) и не к завершителям классической художественной парадигмы (Станиславский), но — вместе с акмеистами, Элиотом, Рильке, Скрябиным, Ван-Гогом и им подобными до Иосифа Бродского включительно — к неотрадиционализму как одному из магистральных путей искусства нашего столетия» . Он руководит репертуаром, редактирует журнал «Записки Передвижного театра» — не только театральный, но литературно-художественный журнал, отстаивающий преемственность петербургской культуры, закрытый цензурой в 1924 году.
В 1923 году Медведев избирается в Правление петроградского отделения Всероссийского союза писателей. Он становится ведущим критиком творческого объединения писателей-«попутчиков» «Содружество», в которое входили: Н. Баршев, Николай Браун , Всеволод Рождественский , Михаил Козаков , Борис Лавренёв , И. Оксенов, М. Фроман, А. Чапыгин, Д. Четвериков и другие.
В 1925 году Медведев избран научным сотрудником ИРЛИ (Пушкинского Дома) , где работает над книгой о творческой истории драм и поэм Блока, спешит издать его «Дневник» и «Записные книжки», считая необходимым сохранить и защитить культурное наследие серебряного века . Выход этих книг в 1928—1930 годах стал значительным событием, а Медведев — признанным основоположником научного подхода к творчеству Александра Блока .
В конце 1920-х годов он заведует отделом художественной литературы Государственного издательства ( Госиздата ), куда входило издательство «Прибой», где, несмотря на арест Бахтина, публикует его книгу «Проблемы творчества Достоевского ». Он также готовит к публикации роман в стихах Бориса Пастернака «Спекторский» , побуждает Андрея Белого к написанию мемуаров «На рубеже двух столетий» .
С 1928 году Медведев становится научным сотрудником Института истории литературы и языков Запада и Востока (ИЛЯЗВ), где с Владимиром Шишмарёвым организует и возглавляет секцию социологической поэтики и издает «Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику» — итог многолетней работы (этому предшествовали непубликовавшиеся рукописи — «Методологические предпосылки истории литературы» и «Очерки по теории и психологии творчества», программы курсов лекций по теории литературы витебского периода , и ранние статьи 1910-х годов.
Но если спор с формалистами велся Медведевым на научной, а не на политической основе, о чём свидетельствует, в частности, его отказ выступить на обличительном собрании против формалистов, то он сам, обвиненный в «кантианстве, формализме и других видах самого чёрного мракобесия» А. Фадеевым , в то время руководителем воинствующей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) , вынужден радикально поменять свои академические планы и методологию. Рукопись «Социологическая поэтика. Т.1. Тематика» осталась невостребованной. Вышедшие позднее «В лаборатории писателя» (1933) и «Формализм и формалисты» (1934) — уже отличаются от предыдущих публикаций.
Медведев преподаёт в Ленинградском университете (профессор с 1933 года), Педагогическом институте имени Герцена , Академии искусствознания, Военно-Политической Академии имени Толмачёва; читает доклады как в Пушкинском Доме , Филармонии и Доме учёных, так и перед рабочей и солдатской аудиторией, считая просветительство святой обязанностью интеллигента. В 1937 году он подготовил к печати первый в стране учебник для вузов по русской литературе конца XIX — начала XX века и хрестоматию к нему.
Приглашённый в 1936 году в Саранск для чтения лекций в Педагогическом институте и избранный куратором этого вуза, он договаривается о приёме на работу в институт политического ссыльного Бахтина.
13 марта 1938 года в Ленинграде Павел Николаевич Медведев арестован, конфискован ценнейший архив и ряд рукописей. Анатолий Краснов-Левитин , учившийся у Медведева в Институте имени Герцена и высланный из СССР за правозащитную деятельность, написал в книге воспоминаний «Лихие годы» : «…был арестован самый популярный из наших преподавателей, профессор Медведев, известный лектор, которого знал весь Ленинград. Почему? За что? Никто не знает…».
Пущен в размол уже набранный в издательстве учебник, всё опубликованное подлежало изъятию из библиотек. Письма в НКВД в защиту Медведева написали профессора Василий Десницкий , Н. К. Пиксанов, О. В. Цехновицер , писатели Вячеслав Шишков и Михаил Зощенко . О последних днях Медведева сохранилось свидетельство Николая Заболоцкого : «П. Н. Медведев не только сам не поддавался унынию, но и пытался по мере сил подбодрить других заключенных, которыми до отказа была набита камера».
Павел Николаевич Медведев был расстрелян 17 июля 1938 года. Место захоронения тела неизвестно. Реабилитирован в 1956 году .
22 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге на фасаде дома 9 по набережной канала Грибоедова был установлен мемориальный знак « Последний адрес » Павла Николаевича Медведева .