Interested Article - Филозов, Альберт Леонидович

Альбе́рт Леони́дович Фило́зов ( 25 июня 1937 , Свердловск 11 апреля 2016 , Москва ) — советский и российский актёр театра и кино , педагог ВГИКа , профессор РАТИ . Народный артист Российской Федерации (1994) .

Биография

Родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург ) в семье поляка-эмигранта, который в 1933 году приехал в СССР строить новый мир. В 1937 году отца репрессировали. Мать, украинка, происходила из зажиточной семьи столыпинских переселенцев в Сибирь; в период коллективизации дед по материнской линии переехал в Свердловск .

После смерти мужа мать Филозова часто поневоле меняла работу, была и киномехаником . Маленький Альберт пристрастился к кино, когда смотрел фильмы из кинобудки. Он рано увлёкся книгами, благодаря хорошему голосу попал в хор; но в переходном возрасте голос пропал, и Альберт перешёл в театральный кружок. Окончив 8 классов (учился он средне), Альберт устроился токарем на , среднее образование завершал в вечерней школе .

В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына ); его однокурсниками стали Ромашин , Лазарев , Лаврова , Покровская , Невинный .

Ещё в студенческом спектакле был замечен начинающими тогда режиссёрами А. Аловым и В. Наумовым , искавшими исполнителя роли романтического героя в фильме « Ветер ». Но тогда кинодебют не состоялся . На третьем курсе успешно прошёл пробы к фильму «Зелёный фургон» Одесской киностудии, однако руководство МХАТа строго-настрого запрещало студентам сниматься в кино, поэтому во время подписания договора он сбежал обратно в Москву.

Окончив учёбу в 1959 году , сезон 1959 / 1960 года отработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина , где вводился на роли уже очень популярного тогда Е. П. Леонова . В сезоне 1960 / 1961 годов служил в театре имени Ермоловой .

В 1961 году был призван в армию , отслужил два года в сапёрном батальоне , командовал военным оркестром в Рязанском училище связи .

В 1963 году вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 года ). В профессию входил трудно, однажды после очередной неудачи на сцене услышал от старшего коллеги по театру в утешение, «что хотя большого художника из него не выйдет, он может пригодиться на вторых, на третьих ролях» .

Работал с Борисом Львовым-Анохиным , Александром Товстоноговым , Марией Кнебель , Анатолием Васильевым Взрослая дочь молодого человека », 1979 ).

В 1972 году сыграл первую главную роль в кино (« Вид на жительство »). Актёр обратил на себя внимание, создав образ на сильнейшем контрасте внутреннего и внешнего, выражаемого прямо противоположными — мягкими, некричащими — пластическими средствами. Став востребованным в кино, постепенно научился отказываться от проходных ролей .

С 1982 года репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина « », премьера которой состоялась в июле 1985 года .

С 1989 года до конца жизни играл в спектаклях театра « Школа современной пьесы » .

В 1991 1995 годах был мастером (совместно с Арменом Джигарханяном ) актёрского курса во ВГИКе , преподавал также в РАТИ .

В 2007 году дебютировал как режиссёр, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с пьесу Ксении Степанычевой « » .

Последние годы жизни Филозов боролся с онкологическим заболеванием , пережил период ремиссии , затем его состояние снова ухудшилось. Скончался 11 апреля 2016 года в Москве на 79-м году жизни . Последние дни артист находился в больнице , а за два дня до смерти был оттуда выписан .

Похоронен 13 апреля на Ваганьковском кладбище (участок № 43) .

Могила Филозова на Ваганьковском кладбище

Признание и награды

Творчество

Критик Нина Цыркун заметила:

Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешённый взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — «знаковый» облик Альберта Филозова задал ему амплуа постороннего : иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из ) или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала « И это всё о нём »). А. Ф., впрочем, и сам прекрасно понимает, что он «другой», и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени перфекционистов , искатель совершенства — прежде всего в себе самом. Уже известный актёр, он профессионально обучался музыке и танцам — чтобы сыграть, может быть, единственную роль , где эти умения пригодятся. В кино у него сложились доверительные отношения с режиссёрами негромкой славы, но, видимо, одной с ним группы крови. Скорлупка детского кино ( Чёрная курица… , Вам и не снилось , Мэри Поппинс… , Рыжий честный влюблённый ) стала для него уютным прибежищем, тем «отдельным» миром, где ему дозволено вести частное существование, играя некую свою историю для самого себя. Он добровольно запер себя в футляр немецкой фабрикации, объявив тихую войну излишествам — узорчатой пластике, игривости голосовых модуляций: даже в самых камерных ролях А. Ф. не опускается до утеплённой «проникновенности», даже в самых патетических эпизодах не глаголит и не рубит руками воздух. Но его футляр — штука в высшей степени практичная: он впору и негодяю-перебежчику ( Вид на жительство ), и добропорядочному секретарю ( Никколо Паганини ), и фашиствующему изуверу ( Тегеран-43 ), и рохле ( Вам и не снилось ), и монструозному директору новорусского колледжа ( Кто, если не мы ). Фокус — в незаметной подсветке изнутри, преображающей матовую поверхность. Скупость не наличных, но востребованных средств; богатство скудного — режиссёр Гамлет Датский остался бы доволен актёром А. Ф. Тем более что главное сыграно им всё же не в кино, а в театре — во « Взрослой дочери молодого человека » и в « » у Анатолия Васильева . Здесь у него другая жизнь; здесь он заодно с самыми знаменитыми и модными режиссёрами, здесь он отважно пускается в самые отчаянные авантюры.

Роли в театре и кино

« Школа современной пьесы »

  • «Пришёл мужчина к женщине» — Мужчина
  • «А чой-то ты во фраке?» — Иван Васильевич Ломов, Степан Степанович Чубуков
  • «Без зеркал» — Павел Павлович
  • «С приветом, Дон Кихот!» — Дон Кихот
  • «Другой человек»
  • «Антон Чехов. Чайка» — Дорн
  • «Записки русского путешественника» — Алик
  • «Прекрасное лекарство от тоски» — Александр
  • «Борис Акунин. Чайка» — Дорн
  • «Город» — Отец
  • «Кремль, иди ко мне!» — Николай Оннов, Полковник Одуванчиков, Цезарь Брутович, Аглая Леопольдовна
  • «Чайка. Настоящая оперетка» — Дорн
  • «Одержимые»
  • «Своими словами»
  • «Холостой Мольер»
  • «Русское варенье» — Андрей Иванович Лепёхин (Дидюля), пенсионер
  • «Москва. Психо» — Ясон
  • «Дом» — Папа Оли и дедушка Игоря
  • «Звёздная болезнь» — Юбиляр
  • «Медведь» — Миша Григорьев
  • «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» — сюжет «Юбиляр»
  • «Последний ацтек» — Мистер Гольдинер

Фильмография

Телеспектакли

Озвучивание

Юозас Будрайтис

  • 1988 — — рабочий Маслов
  • 2004 — — Иван
  • 2004 — — Вольдемар Каминский
  • 2004 — — Вольдемар Каминский




Мультфильмы

Документальные фильмы

  • 2009 — — читает закадровый текст

Личная жизнь

Был женат трижды :

Первая жена — Лидия, врач-анестезиолог (в браке с 1961 по 1963).
Вторая жена — Алла (умерла в 2023), театровед в ГИТИСе (брак продлился более 20 лет).
сын Андрей (род. 1968).
Третья жена — Наталья Тоцкая , администратор на Киевской киностудии (в браке с 1986 года).
дочери — Анастасия (род. 1994) и Анна (род. 1998) [ источник не указан 625 дней ] .

Литература

  • Сологуб В. Альберт Филозов. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. — 36 с. — 75 000 экз.

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 февраля 2017. 25 февраля 2017 года.
  2. . Дата обращения: 29 августа 2020. 28 апреля 2022 года.
  3. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  4. Сологуб В. Альберт Филозов. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. — С. 4. — 36 с. — 75 000 экз.
  5. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  6. Сологуб В. Альберт Филозов. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. — С. 8. — 36 с. — 75 000 экз.
  7. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  8. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  9. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  10. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  11. . Дата обращения: 11 августа 2019. 11 июня 2019 года.
  12. . Дата обращения: 12 мая 2009. 29 июня 2009 года.
  13. 11 декабря 2012 года. Комсомольская правда
  14. . Дата обращения: 11 апреля 2016. Архивировано из 14 апреля 2016 года.
  15. . Дата обращения: 11 апреля 2016. 19 апреля 2016 года.
  16. . Дата обращения: 11 апреля 2016. 14 апреля 2016 года.
  17. . Дата обращения: 11 апреля 2016. 11 апреля 2016 года.
  18. . Дата обращения: 11 августа 2019. 22 ноября 2019 года.
  19. . Дата обращения: 24 февраля 2017. 25 февраля 2017 года.
  20. . Дата обращения: 11 августа 2019. 10 января 2022 года.
  21. Мирон Черненко . // « Искусство кино », 1985 , № 8.
  22. . Дата обращения: 28 апреля 2022. 21 марта 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Филозов, Альберт Леонидович