Модерни́зм в изобрази́тельном иску́сстве
— совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Относится к середине XX века; иногда временные рамки расширяют с 1860-х по 1970-е годы. Затрагивает как изобразительный стиль, так и содержание искусства; его определяют как своеобразную
философию
и новую форму художественного мышления.
Условной датой начала модернизма называют
1863 год
— год открытия в
Париже
«
Салона отверженных
», куда вошли работы художников, не принятых к участию в официальном
Парижском салоне
. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание произведений, основанных на внутренней свободе, особом видении мира и формирующих новый изобразительный язык, где важной составляющей становится вызов устоявшимся художественным канонам.
Содержание
История модернизма в живописи
XIX век
В настоящий момент не существует единого мнения, какой именно момент следует считать отправной точкой современного искусства, так же как не существует чётких стилистических и хронологических границ модернизма. Несмотря на то, что принципы современной
скульптуры
и
архитектуры
складываются в конце XIX века, начало современной живописи можно отнести к более раннему времени
.
Одной из условных дат возникновения современного искусства иногда называют
1863 год
, когда
Эдуард Мане
выставил в
Салоне отверженных
в
Париже
свою картину
Завтрак на траве
(Le déjeuner sur l’herbe). В некоторых случаях датой начала нового искусства определяют 1855, когда Гюстав Курбе представил картину «
Мастерская художника
», или 1784, когда
Жак-Луи Давид
завершил работу над
Клятвой Горациев
. По словам историка-искусствоведа Х. Г. Арнасона: «Каждая из этих дат имеет значение для развития современного искусства, но ни одна категорически не обозначает нового начала… Постепенная метаморфоза произошла в течение ста лет»
.
Также широко распространено мнение, что основные идеи и принципы современного искусства складываются ещё в XVII веке
, на заре искусства Нового времени. Концепции, которые в конечном итоге привели к формированию современного искусства, можно проследить и в рамках
Эпохи Просвещения
, и в XVII веке
. Например, критик и теоретик современного искусства
Клемент Гринберг
считал
Иммануила Канта
«первым настоящим Модернистом». В то же время Гринберг обращал внимание на разницу художественных программ модернизма и искусства XVIII века: «
Эпоху Просвещения
критиковали со стороны … Модернизм критикуется изнутри»
.
Важным рубежом в формировании современного искусства можно считать
Французскую революцию 1789 года.
Она обозначила новые принципы, привела к формированию новых институций, представила новые социальные и политические реалии. Искусствовед
Эрнст Гомбрих
называл новое искусство «самосознанием, которое заставило людей выбирать стиль своего здания, также как человек выбирает узор своих обоев»
.
Идеи, связанные с принципами современного искусства, складывались в рамках
романтизма
,
реализма
и
импрессионизма
. Стилистические и смысловые формы классического модернизма формировались под влиянием
постимпрессионизма
и
символизма
, которые можно считать непосредственными предшественниками и частью традиции современного искусства.
В период между 1910 годом и окончанием
Первой мировой войны
и после расцвета кубизма в Париже возникло несколько движений.
Джорджо де Кирико
переехал в июле 1911 года в Париж, где присоединился к своему брату Андреа (поэт и художник, известный как
Альберто Савинио
). Через своего брата он познакомился с
, членом жюри
Осеннего салона
, где выставлял ряд своих картин: «Загадка Оракула», «Загадка полудня» и «Автопортрет». В 1913 году он выставил свои работы в
Салоне Независимых
и
Осеннем салоне
, и его работы заметили
Пабло Пикассо
,
Гийом Аполлинер
и другие видные художники. Его неотразимые и загадочные картины считаются важным фундаментом для формирования
сюрреализма
. «Песня любви» (1914) — одно из самых известных произведений де Кирико и является ранним примером сюрреалистического стиля, хотя она была написана за десять лет до того, как движение было «основано»
Андре Бретоном
в 1924 году.
Первая мировая война положила конец этому этапу, но указала на начало ряда антихудожественных движений, таких как
дадаизм
, в том числе работы
Марселя Дюшана
и
сюрреализм
. Художественные арт-группы, такие как
Де Стейл
и
Баухаус
, выработали новые идеи о взаимосвязи искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования.
Современное искусство
в США начало активно развиваться после
Арсенальной выставки
в 1913 году и с помощью европейских художников, которые переехали в США во время Первой мировой войны.
К концу 1970-х годов, когда культурные критики заговорили о «закате живописи» (название провокационного
эссе
, написанного в 1981 году
Дугласом Кримпом
), новое
медиаискусство
само по себе стало категорией с растущим числом художников, экспериментирующих с технологиями, такими как видеоарт. Живопись приобрела новое значение в 1980-х и 1990-х годах, о чём свидетельствует рост
неоэкспрессионизма
и возрождение
фигуративной живописи
.
К концу XX века ряд художников и архитекторов начали сомневаться в идее «
модерна
» и перешли к созданию типично
постмодернистских
работ.
↑
H. Horvard Arnason, Marla F. Prather.
. — Prentice Hall Press, 1998-09-01. — 856 с. —
ISBN 9780131833135
.
22 декабря 2021 года.
Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. СПб.: Азбука-Классика, 2004.
ISBN 5-352-00706-5
.
Lawrence E. Cahoone.
. — Wiley, 2003-02-04. — 644 с. —
ISBN 9780631232131
.
16 декабря 2017 года.
Francis Frascina, Charles Harrison, Deirdre Paul.
. — SAGE Publications, 1982-12-28. — 344 с. —
ISBN 9781853960321
.
20 января 2022 года.
E. H. Gombrich.
. — Phaidon Press, 1995-04-09. — 698 с. —
ISBN 9780714833552
.
16 декабря 2017 года.
Литература
Arnason, H. Harvard. 1998.
History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography
. Fourth Edition, rev. by Marla F. Prather, after the third edition, revised by Daniel Wheeler. New York: Harry N. Abrams, Inc.
ISBN 0-8109-3439-6
; Upper Saddle River, New Jersey: Prentice-Hall.
ISBN 0-13-183313-8
; London: Thames & Hudson.
ISBN 0-500-23757-3
[Fifth edition, revised by Peter Kalb, Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall; London: Pearson/Prentice Hall, 2004.
ISBN 0-13-184069-X
]
Atkins, Robert. 1990.
Artspeak: A Guide to Contemporary Ideas, Movements, and Buzzwords
. New York: Abbeville Press.
ISBN 1-55859-127-3
Cahoone, Lawrence E. 1996.
From Modernism to Postmodernism: An Anthology
. Cambridge, Mass: Blackwell.
ISBN 1-55786-603-1
Corinth, Lovis, Peter-Klaus Schuster, Lothar Brauner, Christoph Vitali, and Barbara Butts. 1996.
Lovis Corinth
. Munich and New York: Prestel.
ISBN 3-7913-1682-6
Frascina, Francis, and Charles Harrison (eds.) 1982.
Modern Art and Modernism: A Critical Anthology
. Published in association with The Open University. London: Harper and Row, Ltd. Reprinted, London: Paul Chapman Publishing, Ltd.
Frazier, Nancy. 2001.
The Penguin Concise Dictionary of Art History
. New York: Penguin Books.
ISBN 0-14-051420-1
Gombrich, E. H. 1958.
The Story of Art
. London: Phaidon.
OCLC
Mullins, Charlotte. 2006.
Painting People: Figure Painting Today
. New York: D.A.P.
ISBN 978-1-933045-38-2
Dempsey, Amy. 2002.
Art in the Modern Era: A Guide to Schools and Movements
. New York: Harry A. Abrams.
ISBN 0-8109-4172-4
, John Jacobus, and Daniel Wheeler. 2004.
Modern Art
. Revised and Updated 3rd Edition. New York: The Vendome Press [Pearson/Prentice Hall].
ISBN 0-13-189565-6
(cloth) 0-13-150519-X (pbk)
Kolocotroni, Vassiliki, Jane Goldman, and Olga Taxidou (eds.). 1998.
Modernism: An Anthology of Sources and Documents
. Chicago: University of Chicago Press.
ISBN 0-226-45073-2
(cloth)
ISBN 0-226-45074-0
(pbk)
Ozenfant, Amédée. 1952.
Foundations of Modern Art
. New York: Dover Publications.
OCLC
Read, Herbert and Benedict. 1975.
A Concise History of Modern Painting. Thames and Hudson.
ISBN 978-0-500-20141-1