Мартин, Тони (рок-певец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Мартин , ( англ. John Martyn OBE , от рождения Ян Дэвид МакГичи (Iain David McGeachy); 11 сентября 1948 — 29 января 2009 ) — британский гитарист , певец и исполнитель собственных песен. За сорокалетнюю карьеру Джон выпустил двадцать студийных альбомов, работал с такими музыкантами, как Эрик Клэптон , Дэвид Гилмор и Фил Коллинз . Его называли гитаристом и певцом, в чьей музыке были грани между фолком, джазом, роком и блюзом .
Мартин родился на Бичкрофт Авеню, Нью Молден, графство Суррей , Англия . Родители Джона, оба оперные певцы, развелись, когда ему было пять и он провёл своё детство в Англии и Шотландии. Большую часть времени Джон проводил с бабушкой. К городу Глазго он стал привязан, когда поступил в Академию Шолэндс.
Мартин начал свою профессиональную музыкальную карьеру в семнадцать лет, под руководством Хамиша Имлаха (Hamish Imlach). Джон играл смесь блюза и фолка, что вылилось в уникальный стиль и сделало его ключевой фигурой на Лондонской фолк-сцене середины 60-х. Он подписал контракт с « Айлэнд Рекордс » (Island Records) Криса Блэквелла в 1967 и выпустил свой первый альбом под названием « » в следующем году.
За ним последовал альбом « », где Джон сделал шаг в сторону джаза. К началу 70-х Мартин выработал принципиально новый, уникальный звук гитары: использовались эффекты эхо, фэйзер и фузз . Это звук впервые появился на альбоме « », который он записал вместе со своей женой Беверли Мартин (в девичестве Беверли Катнер) в 1970, до этого работавшей с Ником Дрейком и Джимми Пейджем . Её второй альбом с Джоном Мартином был выпущен в том же году и получил название « ». Тем не менее, в «Айлэнд Рекордс» чувствовали, что больше прибыли можно получить с Джона, как соло-музыканта. Беверли же продолжила появляться на бэк-вокале на альбомах мужа, попутно выступая сольно.
В 1973 году Мартин выпустил один из определяющих британских альбомов 70-х — « », титульная песня которого была посвящена Нику Дрейку, близкому другу, записывавшемуся на том же лейбле, что и Джон, и умершему в 1974 от передозировки антидепрессантов. На этом альбоме, как и на предыдущем альбоме (« », 1971), Мартин объединил творческие усилия с джазовым контрабасистом Дэнни Томпсоном, и их успешное партнёрство продлилось до самой смерти. На этом альбоме он представил свою новую, слегка размытую, вокальную манеру, тембрально напоминающую тенор-саксофон.
На волне коммерческого успеха альбома Мартин быстро записал и выпустил экспериментальный « Inside Out », сложный альбом, переполненный импровизацией, вместо отчётливой песенной структуры, имевшей место ранее. В 1974 появился « », в который вошли как экспериментальные композиции, так и большей частью песни, продолжавшие показывать уже ставший узнаваемым стиль Мартина. В сентябре следующего года выходит концертный альбом « Live at Leeds » — Мартину не удалось уговорить руководство лейбла выпустить эту пластинку. Впоследствии распространением занимался сам Джон. Живое выступление Мартина сопровождали Дэнни Томпсон и барабанщик Джон Стивенс, материал был взят из последних альбомов Мартина. После выпуска альбома Мартин взял отпуск и проводил время на Ямайке со знаменитым продюсером музыки регги — Ли «Скретч» Перри.
В 1977 он выпускает « », который дал повод называть его впоследствии «Отцом Трип-Хопа», жанра, который образовался окончательно в 90-х. Композиции «Small Hours» и «Big Muff» были созданы вместе с Ли «Скретч» Перри. Стоит отметить, что альбом записывался не в студии, а на улице, поэтому приобрёл особенное, живое звучание.
В конце 70-х брак Джона и Беверли окончательно треснул и, как утверждает официальный веб-сайт Мартина «Джон нажал кнопку самоуничтожения» («John hit the self destruct button»). В других биографиях, включая статью в « Таймс », указывается, что уже к тому моменту Джон пристрастился к алкоголю и наркотикам. Этот период Мартин описывает как «очень тёмный период моей жизни».
В октябре 1980 вышел альбом « », долгое время придерживаемый боссом «Айлэнд Рекордс» Крисом Блэквеллом, близким другом Джона и Беверли, считавшим, что альбом получился слишком личным, и лишь после настойчивого давления со стороны Джона он уступил.
Мартин комментирует запись этой пластинки словами: «Я был в отвратительном эмоциональном состоянии на протяжении записи. Я с трудом контролировал собственные действия. Причина, почему альбом был наконец-то выпущен в том, что я не выдержал и заявил: Пожалуйста, дайте этому выйти. Мне всё равно, заставляет ли он Вас грустить или нет — в нём весь я, это прямое общение эмоциями». Альбом действительно преисполнен болью и страданиями и при этом считается одной из лучших работ Мартина, наряду с « ». Сам же Мартин, в конце 80-х называл его своим любимым альбомом: «пожалуй, самый точный кусок автобиографии, что я написал. Некоторые люди ведут дневники, я же делаю записи». Альбом был выпущен ремастированным в делюксовом издании на двух CD в 2007 году. Фил Коллинз , игравший на барабанах и исполнявший бэк-вокальные партии на альбоме, продолжил сотрудничество с Мартином и спродюсировал его следующий альбом, « », в 1981. В этом году Мартин покинул «Айлэнд Рекордс» и записал « » и « » на WEA, лейбле, явно планировавшем принести Мартину мейнстримовый успех, добиваясь первого альбома, вошедшего в Топ-30. Альбом « » сильно отличался от работ Джона в 70-х, и в то время преданные фанаты Мартина посчитали, что он «продался». На альбоме было заметно явное влияние поп-культуры того времени, но со временем оказалось, что работа куда сильнее, чем кажется с первого взгляда. Альбом 1982 года, « » был менее успешен. В 1983 году был выпущен концертный альбом « ».
Вернувшись на «Айлэнд Рекордс» , Мартин выпустил « » (1984), « Piece by Piece » (1986) и концертник « Foundations » (1987), прежде чем опять уйти в 1988-м.
Лейбл, подписавший Мартина, в этот раз носил название «Permanent Records». На нём Джон выпустил « » в 1990 и « » в 1991. Альбом « », вышедший в свет в 1993, содержал перезаписанные классические композиции Мартина. Подобное издание 1992 года с названием « » уже принадлежало лейблу, который впоследствии не один раз выпускал эти записи на пластинках. Также на этом лейбле был выпущен концертный альбом на двух CD с названием «Live» в 1994.
«And» (1996) вышел на лейбле «Go!Discs», Мартин уже вовсю пользовался хип-хоп текстурами, при этом оставаясь оригинальным и узнаваемым. В этом направлении он работал и дальше, на альбоме « » 2000 года; « » (1998) — альбом каверов на музыку от Portishead до .
В июле 2006 каналом BBC был снят документальный фильм «Johnny Too Bad», который рассказывает о периоде во время ампутации правой ноги Мартина ниже колена, написании и записи « » (2004), своеобразного альбома-возвращения к акустическому звуку.
Он продолжал писать и сотрудничать с разными музыкантами до самой смерти, проводя время между Глазго и Килкенни в Ирландии. Он записал балладу под названием «Really Gone» с Ирландской группой Ultan John, вышедшей в ноябре 2006.
В феврале 2008 Джон получил награду от BBC за пожизненные заслуги на BBC Radio 2 Folk Awards. Награду вручал Фил Коллинз. На церемонии Мартин исполнил «Over The Hill» и «May You Never», с Джоном Пол Джонсом , аккомпанировавшим ему на мандолине.
Подарком на 60-летний юбилей Мартину стало издание «Айлэнд Рекордс» подарочного издания на 4CD « » 1 сентября 2008. В него включено много живых записей и неизданного ранее студийного материала, раскопанного его близким другом Джоном Хилларби, который ведёт официальную страницу Мартина.
В декабре 2008 Мартин стал кавалером Ордена Британской империи.
О смерти Мартина стало известно 29 января 2009 года. Джон Хилларби писал: «С тяжёлым сердцем и чувством невосполнимой потери мы объявляем, что Джон умер сегодня утром». Мартин умер в больнице Ирландии в результате двойной пневмонии.
Английская рок-группа Keane включила посвящение Мартину в свой концерт в Глазго. 31 января 2009 года фолк-певец Джон Смит, ранее выступавший вместе с Мартином, исполнил «Spencer The Rover» в Ливерпуле, назвав песню просто: «Для Джона».