Савояров, Михаил Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Эксцéнтрика (от лат. excentricus — вне центра; отсюда — эксцентрический, эксцентричный ):
Эксцентрика таким образом раскрывает мир в его новых качествах и по-своему участвует в процессе обновления «застарелых», привычных образов, понятий и представлений, выходя из пределов обычного, нормального и принимая порой крайне странные, нелепые, чудаковатые, смешные, саркастические и даже эпатажные формы выражения.
Первые признаки эксцентрики, как выразительного приёма, и эксцентрического мышления проявились преимущественно в устном народном творчестве задолго до появления самого понятия «эксцентрика» — в частушках , прибаутках , анекдотах , сказках , пословицах , поговорках , в хороводных песнях и танцах, в играх , ярмарочных представлениях, скоморошестве , шутовстве. Однако и в изобразительном искусстве — в лубочных картинках, встречаются красноречивые эксцентричные образы и сюжеты, например: «Бык не захотел быть быком, да и сделался мясником » , «Как мыши кота хоронили», «Медведь с козою прохлаждается», «Молодая немка кормит старого немца соской ».
Первые документальные свидетельства существования шутовства (наиболее близкого к жанру эксцентрики) относятся к ранней истории становления родоплеменных отношений . Так, упоминание о царском шутнике находим в главе «Царь Птолемей» из « Естественной истории » римского писателя I века н. э. Плиния Старшего , в которой он описывает визит Апеллеса во дворец Птолемея I — царя эллинистического Египта .
Во времена раннего европейского Средневековья присутствие шута в королевском (или аристократическом ) окружении становится традиционным явлением в придворной культуре. Шуты специально нанимались для разнообразных развлечений и увеселения своего господина, его семьи и двора. Круг умений и обязанностей шута был весьма широк — он должен был свободно музицировать, петь, танцевать, жонглировать , пародировать , обладать острым, ироничным и подвижным умом, чтобы сходу загадывать загадки и шарады , и придумывать невиданные поучительные или изобличающие истории. Кроме того, шуту более чем кому-либо было позволено говорить под видом шутки обо всём запрещённом и недозволенном.
… Эксцентрика отрицает всевозможные иерархические нормы и оценки, установившиеся привычки, инерцию и стереотипы мышления, устаревшие житейские формы поведения, при этом будоражит фантазию и мысль, не давая ей покрыться коростой благодушия.
В России периода Средневековья так же существовали свои традиции шутовства или ранней эксцентрики. Наиболее ярко эксцентрические элементы просматривались в уличных или ярмарочных представлениях скоморохов. Скоморохи, подобно европейским шутам, были не только музыкантами , танцорами и актёрами , но зачастую и авторами исполняемых музыкальных произведений и спектаклей .
Среди персонифицированных эксцентрических образов русского народного творчества можно выделить сказочного Ивана-дурака и балаганного потешника-пересмешника Петрушку . Если первому отводится роль доброго, мудрого, благородного героя-спасителя от разных враждебных напастей и жестоких правителей , то второй призван был высмеивать существующий порядок вещей, преувеличивая яркость изображаемых пороков остротами, дурачествами и кривляньями .
Эксцéнтрик (от фр. excentrique ; ex — из, вне; centrum — центр ) — артист эксцентрического жанра, чаще всего эстрадного или циркового, номер которого строится на контрасте, парадоксе , алогизме , использовании разнообразных трюков и масок . Эксцентрика требует от актёра филигранного мастерства, высочайшего уровня профессионализма, особой выразительности пластики и мимики .
Своеобразной принципиальной противоположностью эксцентрики является эквилибристика (от лат. aequilibris — находящийся в равновесии ). Схожими по характеру и средствам выразительности с эксцентрикой можно считать клоунаду , шутовство , фиглярство , буффонаду , скоморошество , паясничанье , гаерство и проч.
Эксцентричным может быть не только жанр представления или артист, но и вообще человеческий характер , тип поведения или психики , в основе своей опирающийся на «отрыве от центра, или общепринятой нормы поведения» и желании не походить на всех. В основе желания «не быть как все» лежит противостояние (скрытое или явное) всему нормальному (то есть правилам, принятым обществом, большинством), которое выражается в несвойственном для нормального человека неадекватном, эпатажном поведении. В свою очередь эпатаж, как яркий приём выразительности, является основным свойством эксцентрики. :54-55
Большой вклад в распространение и развитие жанров сценической эксцентрики внесли выступления гастролирующих артистов-эксцентриков . Между зарубежными артистами происходил не только взаимный обмен секретами мастерства, но и устанавливались творческие контакты, способствующие появлению новых самобытных , представлений и, конечно же, появлению новых актёров-эксцентриков. Так, например, в середине XIX века в Москве и Петербурге с большим успехом выступали пародист-эксцентрик Левассер и английские танцовщики Маджильтон.
С развитием парковой культуры развлечений в конце XIX века , в большом количестве стали появляться кафешантаны и открытые концертные площадки — эстрады , быстро приобретавшие популярность и у зрителей, и у исполнителей. Соответственно, возрастало число приезжих и гастролирующих артистов, среди которых были и эксцентрики — певцы, танцоры, мастера перевоплощения, комики , мимы , пародисты.
В 1891 году в Крестовском саду Петербурга , наряду с выступлениями английских, немецких и итальянских артистов, состоялся дебют знаменитого отечественного дуэта музыкальных эксцентриков « Бим-Бом » — Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом). Номера «Бим-Бома» были построены на разговоре , музыке и пении, и состояли в основном из комических сценок, злободневных репризных диалогов , акробатических трюков , музыкальных пародий и игры на музыкально-эксцентрических инструментах. Для своих выступлений артисты сами изобретали «музыкальные» инструменты: сковорода, метла, пила, пюпитр , визитные карточки и бутылки превращались в их руках в источник мелодичных звуков. Огромный успех дуэта способствовал появлению большого числа подражателей , многие пытались копировать их, но так и оставались всего лишь «копиями».
Также эксцентрические трюки использовали многие известные куплетисты — автор-исполнитель монологов, песен, куплетов Сергей Сокольский (Ершов), гротеск-комик В. Правдин, эксцентрик- юморист Николай Морской, певец, чтец , актёр Леонид Утёсов .
В первые десятилетия XX века значительным событием в искусстве эксцентрики становятся выступления М. Н. Савоярова . Именно он впервые в России вывел на эстраду авторский эксцентрический стиль исполнения, кардинально отличавшийся от циркового и театрального . Отличительной чертой артистического стиля Савоярова было обаяние живого исполнения, пластичность , тонкая нюансировка , природная музыкальность и гибкость, способность к мгновенному перевоплощению, умение дополнять пение танцем и мимической репризой. Творчество Савоярова высоко ценил Александр Блок , состоявший с ним в приятельских отношениях и часто бывавший на его представлениях. Из записных книжек Блока известно, что он специально водил свою жену Любовь Дмитриевну на выступления Савоярова для того, чтобы она поняла, каким образом и с какой интонацией следует читать поэму « Двенадцать ».
«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских.
— Шкловский В. Б. Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе. (1914—1933).
Манеру исполнения артиста высоко оценил и Всеволод Мейерхольд , несколько раз приходивший вместе с Блоком на концерты Савоярова в период работы над блоковской драмой «Балаганчик». Постановка Мейерхольда не до конца устраивала Блока, и он в очередной раз убеждался в том, что савояровский балаганчик был «куда лучше нашего».
Стиль и образ М. Н. Савоярова оказал большое влияние на следующие поколения артистов-эксцентриков. В 1930-е годы в Ленинграде и Москве многие артисты брали у него уроки. Среди известных учеников Савоярова тех лет можно назвать Аркадия Райкина . Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава, признание и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером « Чаплин ». В конце 1930-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру .
В начале 1920-х годов в России приёмы и принципы эксцентрики стали активно использовать в своих театральных постановках режиссёры Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн , Григорий Козинцев , Леонид Трауберг , Николай Фореггер , Сергей Радлов , Евгений Вахтангов , Александр Таиров .
… Эксцентризм основан на выборе впечатляемых моментов и на новой, не автоматической их связи. Эксцентризм — это борьба с привычностью жизни, отказ в её традиционном восприятии и подаче".
— Шкловский В. Б. О рождении и жизни фэксов // Недоброво В. ФЭКС. -- М.; Л., 1928. С. 5--6.
В это же время начинает формироваться сильная актёрская школа эксцентрического искусства, среди ярких представителей которой Сергей Мартинсон , Игорь Ильинский , Николай Черкасов , Борис Чирков , Эраст Гарин , Александр Бениаминов . Многие из актёров драматического театра выступали с эксцентрическими номерами и на эстраде. Например, эксцентрические танцы ставил в своей Мастерской ( Мастфоре ) Фореггер. На эксцентрике в чистом виде строилось всё творчество синеблузников , сформировавшее таких актёров, как Лев Миров и Борис Тенин .
Среди эстрадных артистов эксцентрика определяла искусство любимца ленинградской публики, клоуна, куплетиста и фельетониста Василия Гущинского, комика-эксцентрика Алексея Матова (Стрелкова). По совету Мейерхольда Игорь Ильинский брал у него уроки, работая над ролью Аркашки в комедии А. Н. Островского « Лес ».
К 1930-м годам, в связи с ориентацией на психологический театр, эксцентрика на эстраде за исключением музыкальных номеров джазовых коллективов (например, «Музыкальный магазин» в «Теаджазе» Утёсова и др.) была вытеснена с широкой сцены и осталась преимущественно в цирковых и оригинальных жанрах: акробатике, эквилибристике, жонглировании , иллюзии , пантомиме.
![]() |
Этот раздел
не завершён
.
|
![]() |
Этот раздел
не завершён
.
|
В СССР наиболее известным кинорежиссёром, успешно применявшим принципы эксцентрики в кинематографе был Леонид Гайдай . Его знаменитые эксцентрические комедии « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » ( 1965 ), « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » ( 1967 ), « Бриллиантовая рука » ( 1969 ) и другие пользуются успехом до сих пор. Видеоряд фильмов Гайдая строится на основе невероятных с точки здравого смысла эпизодов. В его фильмах эксцентрика создана благодаря таким актёрам, как Алексей Смирнов , Георгий Вицин , Юрий Никулин , Евгений Моргунов , Андрей Миронов , Анатолий Папанов , Наталья Селезнёва , Наталья Варлей , Владимир Этуш , Светлана Светличная , Фрунзик Мкртчян и другим известным артистам. Основополагающий принцип эксцентрики уже лежит в работе сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского и режиссуре Леонида Гайдая.
![]() |
Этот раздел
не завершён
.
|