Interested Article - Трип-хоп
- 2021-08-25
- 1
Трип-хоп ( англ. trip-hop ) — музыкальный стиль, возникший в начале 1990-х годов в Великобритании и пик популярности которого пришёлся на середину-конец 1990-х годов.
Термин трип-хоп впервые был использован в июне 1994 года журналистом Энди Пэмбертом из британского музыкального журнала Mixmag для описания вышедшего в 1993 году сингла DJ Shadow In/Flux и прочих записей лейбла Mo’Wax .
Трип-хоп-музыка совмещает в себе элементы различных музыкальных жанров — смесь экспериментального хип-хопа , джаза , даба , рока , соула и некоторых других элементов . Для трип-хопа характерен довольно медленный темп, в аранжировке — отчётливые партии ритм-блока и баса, а также использование семплов старых композиций (преимущественно джазовых , соул и эстрадных ). Кроме того, для трип-хопа характерна общая мрачная депрессивная окрашенность. Широко используется речитатив , произносимый приглушённым голосом или даже шёпотом.
Из исполнителей в первую очередь следует отметить группы Massive Attack и Portishead из Бристоля (отсюда возникло другое название стиля — бристольская волна или бристольский саунд ), Tricky (также родившегося в Бристоле), и лейбл MoWax (ранний DJ Shadow , UNKLE и т. д.).
Современные исполнители зачастую используют элементы трип-хопа в сочетании с различными стилями: синтипоп ( Goldfrapp , Jay-Jay Johanson , Kerli , IAMX ), альтернативный рок ( Garbage ), дрим-поп ( Hungry Lucy ).
Происхождение и развитие
Согласно словарю Уэбстера , первые случаи употребления термина «трип-хоп» относятся к 1989 году , хотя в печати он впервые появился только в 1994 году при описании продукции лейбла Mo' Wax в журнале Mixmag . Как музыкальный стиль, трип-хоп зародился в окрестностях Бристоля в начале 1990-x годов , во время взлёта популярности хип-хопа и хаус -музыки. В Бристоле, одном из самых расово неоднородных городов Англии, на тот момент уже существовала развитая субкультура любителей регги и даба. Диджеи , брейкдансеры и граффитисты объединялись в подпольные саунд-системы . Характерной чертой бристольских диджеев было использование размеренных, плавных, «тяжёлых» битов — наследие даб-музыки. Одной из знаковых саунд-систем стала , в которую, помимо прочих, входили Tricky , Нелли Хупер , Роберт дель Ная , , (последние трое — из Massive Attack ). С развитием трип-хоп-культуры стиль отошёл от оригинального «саунд-системного» звучания, двинувшись в сторону эйсид-джазa .
«Прорывом» трип-хопа в мейнстрим стал выпуск дебютного альбома Massive Attack Blue Lines ( 1991 ), ставшего очень популярным в Британии. Следующий альбом Massive Attack, Protection , вышел в 1994 году , закрепив их «звёздный» статус. В тот же год впервые был употреблён публично термин «трип-хоп»: так музыкальный журналист Энди Пембертон описал сингл DJ Shadow «In/Flux» . По словам Пембертона, «In/Flux» с его смешанным темпом, замедленным битом, странными шумами, заметной басовой партией и семплами струнных и человеческих голосов производил впечатление «музыкального трипа ». Также в 1994 году был выпущен первый альбом Portishead Dummy . Отличительной чертой Portishead стало сочетание мрачных, базированных на ретро-джазовых семплах инструменталов в духе ранних Massive Attack и скорбного, хрупкого вокала Бет Гиббонс . В следующем, 1995 году Dummy был награждён Mercury Prize . Тогда же выходит дебютный сольный альбом Tricky Maxinquaye .
Спад популярности и влияние
Хотя ключевые фигуры направления и дальше продолжают выпускать успешные и принятые критикой альбомы (например, Mezzanine Massive Attack 1998 года ), в целом после расцвета первой волны трип-хопа в 1994 — 1995 годах развитие стиля постепенно идёт на спад. После того как трип-хоп становится популярным, он порождает всплеск подражателей и начинает использоваться в поп-музыке : песни и альбомы c элементами трип-хопа выпускают Madonna , Janet Jackson , Kylie Minogue , а также экспериментальная поп-певица Björk . В то же время, трип-хоп оказал сильное влияние на следующее поколение и электронной музыки . В 2002 году The Independent использовал термин «пост-трип-хоп» для описания группы . Другие заметные «пост-трип-хоп»-музыканты — , Morcheeba , Sneaker Pimps , Anomie Belle , Alpha , Lamb . Эти исполнители сочетают трип-хоп с такими стилями, как эмбиент , соул , пост-индастриал , IDM , дабстеп , брейкбит , драм-н-бейс , эйсид-джаз и др. Непосредственным продолжением трип-хопа стал (стиль, сочетающий трип-хоп, эмбиент и индустриальный хип-хоп ).
В числе альтернативных групп и исполнителей, на которые повлиял трип-хоп — Nine Inch Nails , Gorillaz , Travis , The Flaming Lips , How to Destroy Angels , Бек , Deftones , .
Стили
Бристольский звук
Bristol sound | |
---|---|
Направление | |
Истоки | Джаз , драм-н-бейс , даб , хип-хоп |
Время и место возникновения | начало 1990-х гг., Бристоль , Великобритания |
Родственные | |
groove-heavy эйсид-джаз , неопсиходелия , даунтемпо , техно | |
См. также | |
Бристольская андеграунд-сцена |
Термином «Бристольским звуком» ( англ. Bristol sound ) зачастую называют не отдельный поджанр трип-хопа, а обозначают альтернативным названием для всего трип-хопа, или, в частности, описывают изначальное звучание жанра. В основном оно характеризуется как музыка, «навевающая мрак, которая ведет к духовному подъёму, и воссоздает ощущение счастливой меланхолии» . Звук тесно связано с хип-хопом , драм-н-бейсом и эйсид-джазом . С другой стороны, это можно воспринимать и как отдельный стиль трип-хопа, который бристольские музыканты придумали и сделали популярным за пределами Англии и Великобритании .
К «бристольскому саунду» относят музыку следующих коллективов, исполнителей и диджеев, непосредственно связанных с Бристолем:
Мрачное звучание коллективов Бристоля некоторые музыкальные критики объясняют довольно мрачной и непростой историей самого города .
Футуристический трип-хоп
Вытекшее из трип-хопа направление, характерное «декламативностью» вокала. Характерные представители: Recoil (создатель проекта — Алан Уайлдер, ушедший из Depeche Mode ), .
Эмбиент-трип-хоп
В ходе эволюции некоторые из ответвлений трип-хопа перешли к более мягким, плавным, текучим формам. Примерами групп такого направления можно считать группы Laika , Blue Foundation и Halou .
Трип-рок
Данный стиль появился в результате заимствований из трип-хопа и рок жанров, преимущественно альтернативного. Терминологически образован группой The Gathering для описания музыки группы с 1999 года. Также к представителям можно отнести такие коллективы, как UNKLE , Archive , Cut Chemist , Björk . Из русских представителей выделяются Линда , Земфира , группы Маша и Медведи и Би-2 .
Примечания
- ↑ Pemberton, Andy (June 1994). «Trip Hop». Mixmag.
- Trip-Hop Electronic » Electronica » Trip-Hop. . AllMusic. Дата обращения: 17 ноября 2011. 17 августа 2012 года.
- от 9 июля 2017 на Wayback Machine — Definition and More from the Free Merriam-Webster Dictionary.
- (англ.) . bristolarchiverecords.com. Дата обращения: 20 июня 2017. 26 сентября 2017 года.
- (англ.) . factmag.com. Дата обращения: 20 июня 2017. 14 июня 2017 года.
- (англ.) . The Telegraph. Дата обращения: 20 июня 2017. 13 апреля 2009 года.
Ссылки
- 2021-08-25
- 1