Полидепортиво Качамай
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бу-ух!» ( англ. Whaam! ) — диптих в стиле поп-арт , созданный американским художником Роем Лихтенштейном в 1963 году. Работа была впервые выставлена в в Нью-Йорке в 1963 году и приобретена лондонской Современной галереей Тейт в 1966 году. «Бу-ух!» находится в её постоянной экспозиции с 2006 года.
На левой части диптиха изображён истребитель, запускающий ракету, которая в правой панели попадает во второй самолёт, который взрывается, будучи объятым огнём. Лихтенштейн заимствовал изображения для диптиха с нескольких рисунков из комиксов. Он преобразовал свой основной источник, рисунок из военного комикса 1962 года, представив его как диптих и изменив соотношение графических и повествовательных элементов. Название картины является неотъемлемой частью её действия и эффекта, и отображается большими буквами в правой части диптиха.
Лихтенштейн учился на художника до и после службы в Армии США во время Второй мировой войны. Он участвовал в зенитных учениях во время базовой военной подготовки и был направлен на подготовку пилотов, программа которой была отменена до своего начала. Среди тем, которыми Лихтенштейн занимался после войны, были любовные отношения и война . Он изобразил воздушный бой в нескольких работах. «Бу-ух!» является частью серии о войне, над которой художник работал между 1962 и 1964 годами, и наряду с « Как я открыл огонь » (1964) является одной из его двух больших картин на тему войны.
В основе диптиха «Бу-ух!» лежит адаптация рисунка из истории «Star Jockey» из номера 89 комикса «All-American Men of War», опубликованного издательством DC Comics в феврале 1962 года . Оригинал является частью последовательности сновидений, в которой вымышленный пилот Второй мировой войны P-51 Mustang Джонни Летающее Облако, «ас навахо », представляет себя за штурвалом реактивного истребителя, сбивающего другие реактивные самолеты . В своей работе Лихтенштейн заменил как атакующий самолёт так и его цель на другие типы самолётов. Журналист предполагал, что художник заменил атакующий истребитель самолётом из комикса «Wingmate of Doom», проиллюстрированного в следующем номере «All-American Men of War», вышедшем в апреле 1962 года . В то же время самолёт, ставший целью в диптихе, по его же мнению, был заимствован из рисунка из третьей панели третьей страницы истории «Aces Wild» из того же номера 89 . В диптихе Лихтенштейна также отсутствует текстовый баллон из первоисточника, в котором пилот восклицает: «Враг стал пылающей звездой!» ( англ. The enemy has become a flaming star! ) .
Меньшая однопанельная картина «Текс!» ( англ. Tex! ), написанная маслом Лихтенштейной примерно в то же время, имеет аналогичную композицию с самолётом в левом нижнем углу, стреляющим ракетой «воздух-воздух» по второму самолёту, который взрывается в правом верхнем углу с комментарием в виде текстового баллона . Тот же номер 89 комикса «All-American Men of War» послужил источником по меньшей мере для ещё трёх картин Лихтенштейна: « Ладно, горячая штучка, ладно! », « » и « » . Графитовый карандашный набросок « » также был основан на рисунке из этого выпуска .
Лихтенштейн неоднократно изображал воздушные бои между США и СССР. В начале и середине 1960-х он создавал «взрывные» скульптуры, развивая в них тему «катастрофического высвобождения энергии», получившую своё отражение и в картинах, таких как «Бу-ух!», и изображая её в отдельных и рельефных формах . В 1963 году Лихтенштейн пародировал различные произведения искусства, от рекламы и комиксов до современных ему шедевров « высокого искусства » ( Сезанна , Мондриана , Пикассо и других). В то время Лихтенштейн отмечал, что вещами, которые он пародировал, он на самом деле восхищался .
Согласно данным Фонда Лихтенштейна «Бу-ух!» был представлен на второй персональной выставке Лихтенштейна в , проходившей с 28 сентября по 24 октября 1963 года .
«Бу-ух!» был приобретён Галереей Тейт в 1966 году . В 1969 году Лихтенштейн также пожертвовал её свой первоначальный графитовый рисунок на бумаге «Рисунок к «Бу-ух!»», описав его как "карандашные каракули" . Согласно Тейт, Лихтенштейн утверждал, что этот рисунок представлял его первую визуализацию диптиха и что он был создан как раз перед тем, как он начал работать над картиной . «Бу-ух!» находится в постоянной экспозиции Галереи Тейт с 2006 года . В 2012—2013 годах обе работы участвовали в крупнейшей ретроспективной выставке Лихтенштейна, которая прошла в Чикагском институте искусств , Национальной галерее искусства в Вашингтоне, Галерее Тейт в Лондоне и Центре Жоржа Помпиду в Париже .