Кривцов, Сергей Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Андре́евич Беличе́нко (род. 16 марта 1947 , Новосибирск ) — российский джазовый барабанщик, продюсер, публицист, общественный деятель, один из первопроходцев сибирского джаза, участник многих ансамблей и фестивалей, основатель радиостанции Ermatell и лейбла Ermatell Records.
Окончил музыкальную школу по классу скрипки , ударные инструменты осваивал самостоятельно . В 1971 году стал выпускником Новосибирского медицинского института , после чего работал в НИИ туберкулёза . Музыкальную деятельность Сергей Андреевич начал в 1962 году, но известность пришла к нему во второй половине 1960-х : с 1965 по 1968 годы он играл в ансамбле Владимира Виттиха , ныне — самарского учёного и музыканта. В тот же период Беличенко организовал несколько фестивалей, которые состоялись в 1965 (первый джазовый фестиваль за Уралом ), 1966 , 1968 , 1970 и 1971 годах . С 1971 по 1973 годы музыкант выступает в составе созданного им ансамбля «Джамин» (название расшифровывается как «джазовые миниатюры»), а в 1975 основывает , также известное как «Творческое джазовое объединение Новосибирска», вновь ставшее первой подобной формацией на азиатской территории страны. Также 1970-е годы ознаменовались созданием «Нового сибирского джазового ансамбля» и «Музыкального импровизационного трио» совместно с Владимиром Толкачёвым . При этом Беличенко продолжал вести медицинскую деятельность: статьи публиковались в медицинских изданиях, а сам он в 1979 — 1980 годах работал старшим судовым врачом в Дальневосточном морском пароходстве . Однако вскоре после окончания службы и основания фтизиоиммунологической лаборатории медицинская карьера была окончательно вытеснена музыкальной.
В 1980-х годах Беличенко создал один из своих наиболее известных ансамблей — «Снежные дети». В 1989 году ансамбль принял участие в фестивале «Современный советский джаз», состоявшемся в Цюрихе . На одну сцену с ансамблем Беличенко вышли такие исполнители, как Сергей Курёхин , трио Вячеслава Ганелина , Азиза Мустафа-заде , Три"О" и другие.
В 1992 году он открыл первую в Сибири частную радиостанцию «Ermatell» (впоследствии аналогичное название получила звукозаписывающая компания), а через два года начал выпуск серии компакт-дисков «Джаз из Сибири». Вскоре был реанимирован проект «Снежные дети», после чего Беличенко создал несколько новых ансамблей — New Generation (с Романом Столяром , Владимиром Тимофеевым , и ), Jazz Old Trio (с ) и Jazz Brothers. В 1996 году музыкант начал вести курс истории мирового джаза на кафедре Истории мировых культур Новосибирского государственного университета , а также стал заведующим отделом джаза Новосибирской государственной филармонии .
В 2004 году Сергей Беличенко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование новосибирской джазовой школы», а вскоре создал Сибирский институт джаза. В последние годы Беличенко издал несколько книг, посвящённых джазовой культуре. Для одной из них, «Синкопы на Оби», материал собирался более 25 лет. Трёхтомная «Дискография нового джаза», составленная совместно с журналистом Валерием Котельниковым, не издана, но её рукопись хранится в Королевской библиотеке в Лондоне .
В 2015 году вместе с Романом Столяром вошёл в состав «Квартета им. Курёхина».
Женат, отец троих детей. Член Союза литераторов и Союза журналистов России .
Много лет назад Теодор Адорно , который интересовался джазом как социологическим феноменом, говорил: «Чем глубже общественное распространение джаза, тем сильнее он зависит от банального». Слава богу, из маргинального дела джаз стал профессией. Автоматически у него появились такие земные проблемы, как нехватка денег, слабый маркетинг и высокие издержки. Всё это лишний раз доказывает, что как музыкальный товар джаз ничем не уступает рок-музыке или даже попсе . Но, в отличие от последней, джаз — не просто однообразно модулированный сигнал, а настоящие гимны думающих музыкантов. Публика перестала с нами носиться, потому что больше не считает нас горсткой революционеров-утопистов. Для понимающих людей мы — вполне состоявшиеся носители всемирно признанной идеологии. И меня это вполне устраивает. Из интервью Антона Веселова с Сергеем Беличенко
На многих концертах в городах, где джаз играют давно или впервые, люди после выступления подходят и говорят - «Мы даже не представляли, что джаз может быть таким!». Естественно, потому что эта музыка у старшего поколения ассоциировалась с советскими эстрадными оркестрами, Армстронгом , Эллингтоном , Фицджеральд , Луи Примой и, в лучшем случае, - с Брубеком , Маллиганом , Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи . Более молодые, отравленные поп-культурой, всё же имеют понятия о работах Хэнкокка , Кориа , МакЛафлина , Понти и Джорджа Дюка . Всё остальное, что было до и после - в туманной дали... Здесь уместно вспомнить, что в советское время все каналы СМИ были забиты классической и академической музыкой. У большевиков хватило ума сохранить музыкальное наследие веков и не огульно потчевать население народно-патриотическими творениями или «Валенками». Как ни плоха была советская эстрадная музыка в целом, власть делала ставку на хороших артистов, и откат от «пролетарской культуры» был продиктован заботой об уровне. Халтурщиков, которыми был забит весь СССР, всё же отсепарировали. Сегодня, увы, музыкальная попса вытеснила с ТВ, экрана, эстрады натуральную музыку. Сергей Беличенко. Сегодня он играет джаз .
Это непростое искусство, сложная музыка, любить которую нелегко.. Из интервью Елены Сафроновой с Сергеем Беличенко