887 год
- 1 year ago
- 0
- 0
Скордатура ( итал. scordatura ) — перестройка инструмента, в особенности скрипки , для облегчения исполнения трудных пассажей ( флажолетов , некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука . Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого .
Этот прием используется для солирующего инструмента, причём перестройке могут подвергнуться одна, несколько или все струны .
Скордатура редко превышает полтона ; затрагивать может как одну, так и несколько струн, использоваться как во всём произведении, так и в отдельных отрывках . Впервые была использована в XVI веке для лютни , позднее использовалась для виол ; у Бетховена использовалась в произведении для контрабаса , у Ксенакиса — для виолончели .
Для нотной записи скортдатуры используют «виртуальные» звуки- нотация фиксирует место нахождения звуков на грифе так, как если бы музыкант ( скрипач , лютнист , альтист , виолончелист ) играл на инструменте со стандартной настройкой, пользуясь удобной аппликатурой .
Скордатура позволяет извлекать аккорды , интервалы и двойные ноты, недостижимые при обычной настройке, образуются возможности для тембровых эффектов .
Широко применялась в сольной скрипичной музыке XVII—XVIII веков Г. Бибером , Джузеппе Тартини , Паганини и другими, встречается у Рихарда Вагнера , Н. А. Римского-Корсакова , К. Сен-Санса , Густава Малера , Панчо Владигерова (рапсодия «Вардар» для скрипки и фортепьяно), в пьесах для гитары Мануэля де Фалья , Х. Турина и других .
Например в розенкранц-сонате для скрипки и бассо континуо Г. И. Ф. фон Бибера в 1674, 14 сонат из 15, кроме первой, написанной для скрипки с обычной квинтовой настройкой, сочинены именно с применением 14 разных видов скордатуры . Уже в 19 веке были известны отдельные случаи использования этого приема и искусство скордатуры было со временем утрачено .
В настоящее время в металл-музыке гитаристы часто применяют вид скордатуры, именуемый "дроп" (drop): шестая струна ("ми" в классическом строе) спускается на один тон ниже, что позволяет зажимать квинтовый интервал одним пальцем и существенно упрощает исполнение квинтовых риффов.