Interested Article - Ритуальные бесчинства

Ритуальные бесчинства ( бесчинства обрядовые ) — форма ритуального поведения (антиповедения), предписывающая действия, противоречащие норме: кражу из чужих дворов орудий труда, предметов утвари и т. п., растаскивание их по селу и окрестностям, забрасывание на крыши, загораживание ими входа в дом, возведение баррикад на улицах села и т. п. Бесчинства — составная часть ряда календарных и семейных обрядов; в той или иной степени характерны для всех славян, но наибольшее распространение и наиболее устойчивые формы получили в обрядности восточных и западных славян .

Другие названия

  • рус. чудить, баловаться, озорничать, шалости творить (новгород.), кудесить, кудесь, кудесы, бриксы (арханг.) ;
  • полес. чуда (робить, творить), бешкеты, шутки шутить, шкоду (робить), пакости, порчу (робить), творить, жартувать, шутковать ;
  • карпат. збитки робити ;
  • польск. figle, awantury, bzdury, baraszki, psoly, błazny ( силез. ), chochomy ( люблин. ) ;
  • чеш. žerly ;
  • словацк. bláznovstvo, hlúpostí, šašoviny, veselost', rozpustílosti .

Календарная приуроченность

У западных славян ритуальные бесчинства в большей степени связаны с предновогодними праздниками — обычно с Васильевым вечером , реже с вечером накануне Рождества ( Коляды ), Андреева дня , дней Катерины санницы , св. Люции , заметно меньше с Масленицей / Мясопустом (обычно канун Пепельной среды ), иногда со (пол.), пасхальным понедельником (пол.), кануном дня Еремея Запрягальника .

У восточных славян новогодние, иногда святочные бесчинства особенно характерны для Украины и Русского Севера. Преимущественно летом совершаются бесчинства в Белоруссии (в ночь на Ивана Купалу ) и на Юге России (на Петров день ), реже на масленицу ( Переславль-Залесский уезд ), редкие свидетельства о бесчинствах в осенний период (Полесье) .

У южных славян наиболее близкие к ритуальным бесчинствам действия характерны для новогодних и масленичных обходов ряженых, у католиков — накануне 1 мая .

Исполнители

Участвует сельская молодёжь (обычно неженатые парни). Содержание традиции состоит в том, что снимается запрет на поведение, в обычной ситуации неприемлемое: молодежь разбирает изгороди, переворачивает телеги , разваливает поленницы, засыпает снегом двери , затыкает трубы, рассыпает золу и т. д. В традиционной народной культуре это, видимо, было символическим воплощением святочного разгула нечистой силы . Сегодня религиозно-суеверное осмысление заваливания утрачено. Видимо, традиция оказалась столь жизнеспособной в силу того, что передаётся в среде молодёжи без опосредования старшими поколениями .

Примечания

  1. .
  2. , с. 171.
  3. , с. 171—172.
  4. , с. 172.
  5. , с. 173.

Литература

Источник —

Same as Ритуальные бесчинства