Чайковский, Пётр Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка эпохи романтизма — эпоха в истории европейской профессиональной музыки, охватывающая в основном конец первой четверти XIX века — первое десятилетие XX.
Музыкальный романтизм является прямым наследником классицизма , который непосредственно «перешёл» в романтизм в процессе развития композиторского мышления, оркестрового стиля , музыкальной драматургии, системы выразительных средств, смены круга музыкальных образов. Это наиболее ярко выразилось в творчестве Бетховена и его младшего современника Шуберта , которого обычно и считают первым романтиком. Возникновению романтизма особенно способствовали события Великой французской революции , что было особенно акцентировано в светском музыкознании (и повлияло на периодизацию истории музыки).
Симптоматичным для этой эпохи стало появление типа свободного художника — музыканта, не связанного узами светской или церковной службы (не следует путать с одноименным званием выпускников российских императорских консерваторий). Обычно первым из них называют Бетховена (хотя на самом деле первым был Вольфганг Амадей Моцарт , сознательно оставивший пост при зальцбургском дворе и приобретший независимое положение).
Наиболее важной чертой романтической музыки считается непосредственное выражение мира человеческих чувств, свобода самовыражения, не ограниченного рамками условностей. Это связано с большей насыщенностью музыкального языка, преодолением классических нормативов. Особенно заметны изменения, отметившие романтическую гармонию и состав симфонического оркестра .
Изменился и жанровый круг. Основополагающие классические жанры — соната , симфония , опера — не покинули композиторскую и исполнительскую практику, но приобрели иную структуру. Все усиливающаяся тенденция к объединению частей цикла, появлению конкретных и неразрывных связей между ними, привела к преобразованию циклических форм в крупные одночастные. Таким образом, появились одночастные жанры романтической сонаты (часто упоминаемый пример — соната h-moll Листа), симфонической поэмы. Аналогичная тенденция привела к частичному вырождению номерной структуры оперного спектакля: вместо чередования четко ограниченных арий, речитативов, ансамблей, хоров, оркестровых номеров был введен иной принцип — смены друг другом протяжённых сцен, не членящих оперный акт так явно, но способствующих непрерывности протекания действия (пример — значительная часть опер XIX (как и XX) века). В романтическую эпоху (но значительно позже одночастной сонаты и симфонической поэмы ) появилась и одноактная опера (в числе наиболее ранних примеров — опера Чайковского « Иоланта », все оперы Рахманинова (за исключением неоконченной «Монны Ванны»)).
Большое развитие получил жанр миниатюры. На первый план выдвинулись жанры, ранее не существовавшие или не нашедшие важного места в профессиональной музыке. Среди них — открытые или возрождённые Шопеном полонез , мазурка , прелюдия , этюд (наряду с Листом и другими романтиками Шопен реформировал этот жанр, до того принадлежавший лишь педагогической практике и ограничивающийся лишь проблемами исполнительской техники), баллада и другие. Часто миниатюры объединялись в циклы (такие как «Лесные сцены» Шумана, « Времена года » Чайковского). Нередко циклы разрастались до весьма крупных размеров (например, «Годы странствий» Листа — макроцикл, состоящий из нескольких циклов пьес). Стремление придать циклической форме единство стало типичным. Показателен «Карнавал» Шумана, состоящий из пьес, объединённых звуковым составом начальной интонации (которая варьируется на его протяжении), содержащей в зашифрованном виде некоторые детали из биографии композитора, или « Картинки с выставки » Мусоргского , где регулярно (в изменённом виде) возвращается целая пьеса — «Прогулка», открывающая цикл.
Вокальная музыка, кровно связанная с выражением человеческих чувств и противопоставлением одного человека (лирического героя) людской массе или же року, объективной жизненной необходимости (как и фортепианная музыка, а также solo оркестровых инструментов), приобрела особую роль. Песни и романсы входят в круг первостепенных интересов романтиков — от Шуберта и Шумана до Веберна , Шенберга , Шостаковича , Стравинского, преодолевших влияния романтизма и далеко ушедших за его пределы. Возникает даже явление песенного симфонизма, воплощенного многими композиторами — от Шуберта до Брамса , Чайковского, Малера .
В музыкальной историографии западноевропейский романтизм условно подразделяют на три периода: ранний, зрелый и поздний.
Ранний романтизм связан с классицизмом. Наиболее выдающиеся его представители — Шуберт, Вебер , Паганини , Россини , Шпор и другие. Среди деятелей зрелого романтизма — Шуман, Шопен , Лист, Берлиоз , Алькан . Поздний представлен творчеством Вагнера, Брамса, Брукнера , Малера, Рихарда Штрауса и множества других композиторов.
В истории российской романтической музыки такое разделение осуществить труднее: начальный период связан с деятельностью Глинки и Даргомыжского (а также Алябьева , Варламова , Гурилева и др.), но границы дальнейших определить сложно. В частности, начальные творческие опыты Римского-Корсакова непосредственно определялись исканиями «Могучей кучки» — кружка, в который входили Балакирев , Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Кюи (название произошло из статьи Владимира Васильевича Стасова и было скоро подхвачено). Но его последние оперы (« Кащей », « Золотой петушок ») целиком принадлежат эпохе модернизма и не могут быть от неё отделены. Это одна из причин, по которым российский романтизм рассматривается отдельно от европейского.
В силу множества объективных причин, начало широкого распространения композиторской деятельности, домашнего музицирования, концертных выступлений и театральных спектаклей — то есть музыкальной жизни России в современном понимании — приходится в основном на XIX век (по крайней мере, её положение в музыкальном мире в начале XIX и XX веков отличается разительно). В течение столетия сформировалась разветвленная композиторская школа, приобрело большое развитие домашнее музицирование и профессиональное исполнительство; началось формирование дирижёрской школы, уже предоставляла большое поле для исследования история критической мысли (среди выдающихся критиков — Одоевский , Серов , Стасов, Ларош и другие). Зарождалась и музыковедческая школа — одна из крупнейших в мире. Были открыты первые консерватории ( Петербургская , 1862; Московская , 1866).
Первенцем российской композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка , чьи оперы — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и « Руслан и Людмила », встав в ряд наиболее важных явлений мирового музыкального театра, как бы очертили круг творческих исканий отечественных композиторов-романтиков — интерес к трагическим и героическим страницам истории России, эпическому и фантастическому началам, другим странам и культурам.
В дальнейшем произошло формирование петербургской и московской композиторских школ. Первая ведет родословную от деятелей «Могучей кучки». Родоначальником второго стал выпускник Петербургской консерватории Петр Ильич Чайковский.
В конце XIX и начале XX века российская школа выдвинула композиторов (московская — Скрябин, петербургская — Стравинский), которые, наряду с некоторыми западными музыкантами, коренным образом повлияли на музыкальное мышление Европы, завершив романтическую эпоху.
В эпоху романтизма получила огромное значение фортепианная музыка. Стремительное развитие фортепиано как инструмента, предоставляющего неограниченные возможности для сольного исполнительства, ансамблевой игры, развития концертных и синтетических жанров пришлось как раз впору для романтиков, повсеместно расширявших границы музыкального творчества. Становлению различных профессиональных школ фортепианной игры в Европе (немного позднее и в России) сопутствовал всплеск домашнего и салонного музицирования.
С другой стороны, стремление к индивидуализации высказывания вызвало интерес к сольной камерной вокальной музыке — песне, романсу, балладе и другим жанрам. Круг образов, подвластных песенно-романсовым жанрам, оказался огромным. Приобрели немалое значение камерные хоры (a cappella и с сопровождением), вокальные ансамбли.
В то же время сильно развивался романтический оркестр. Все более расширяющийся его состав, появление видовых инструментов (таких как флейта-пикколо, басовый кларнет и др.), развитие диапазона и возможностей деревянных и медных духовых (а с тем и исполнительской техники), возможность введения большого числа ударных инструментов (а также фортепиано, органа и пр.) привели к громадному развитию симфонического оркестра. Среди крупнейших новаторов в этой области можно назвать Берлиоза, Вагнера, Листа, Малера, Глинку, Римского-Корсакова, Скрябина и многих других.
В связи с неослабевающим интересом к камерному (в том числе домашнему) музицированию находится традиция создания камерных ансамблей. Ансамблевая музыка романтиков — от Шуберта до Брамса, от Глинки до Рахманинова — стала неотъемлемой частью европейской и российской культуры.
Некоторые жанры, встречающиеся в романтической музыке для различных инструментов и исполнительских составов:
Камерные инструментальные (в том числе фортепианные)
Камерные вокальные; хоровые (a cappella и с клавирным или ансамблевым сопровождением)
Оркестровые (в том числе концертные)
Театральные
Вокально-симфонические
Австрия
Германия
Италия
Франция
Польша
Чехия
Норвегия
Финляндия
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|