Interested Article - Мелодическая формула

Мелодическая формула ( англ. melodic formula, intonation formula , нем. Melodieformel, Intonationsformel ) — устойчивый мелодический оборот, переходящий из одного музыкального сочинения в другое. Мелодическая формула — одна из важнейших категорий монодического лада модального типа , характерного для западного григорианского пения , древнерусского знаменного распева , арабского и турецкого макама , индийской раги и т.д. Из отдельных формул по принципу центонизации могут складываться целостные типизированные мелодии, «мелодии-модели» ( англ. type-melody, melody type , нем. Typusmelodie ).

Мелодическая формула как категория модальности

Значимость мелодической формулы неодинакова в разных монодических традициях разных традиционных культур и географических регионов, в пределах одной культуры — неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Например, в григорианике значение мелодической формулы велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus тракте , интроите , коммунио ) и гораздо меньше — в других литургических жанрах/формах (например, в гимнах и секвенциях ). Некоторые жанры русского знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные (по принципу центона ) из попевок , в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (центонизации, как композиционного принципа, нет).

Мелодические формулы в исторических и региональных традициях

Древние мелодии-модели для 8 церковных («григорианских») тонов . Транскрипция из южнофранцузского тонария начала X в. (Ms.: F-Pn lat. 1121, fol. 201v-205v). Псевдо-литургические стихи с числительными в начале ( primum..., secundum..., tertia... и т.д.) помогали певчему связать данную модель с «живым» распевом (например, антифоном ) соответствующего тона. Эти мелодии-модели выполняли, вероятно, дидактическую и настроечную функцию — в отличие от псалмовых тонов , которые представляли собой точную схему распева (псалма и псалмоподобных библейских песней ). В первом тоне последнее c (до) в скобках — связка с (мелизматической) мелодией-моделью (так называемой «невмой»), которая следует в рукописи сразу за данной и заканчивается на d .

Мелодическая формула — типологически обобщённое название категории, для рефлексии которой (теоретиками и практиками) в разных мировых монодических традициях использовались разные термины.

В древнегреческой музыке мелодия-модель (предположительно) называлась словом «ном» ( др.-греч. νόμος ), в византийском распеве — «эни́хима» ( греч. ἐνήχημα ) , в персидском дестгяхе — «гуше», в знаменном распеве (например, в певческих азбуках) короткая мелодическая формула называлась словом «попевка», а целостная мелодия-модель — «погласица» (букв. перевод др.-греч. ἐνήχημα ).

В псалмовых тонах западной церковной монодии (см. Григорианский хорал ) — интонация ( нем. Intonationsformel , первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), euouae (формула окончания, она же «дифференция»); устойчивые мелодические обороты в обычных плавных распевах любого литургического жанра (например, в антифоне , тракте , респонсории ) в западной литературе называют чаще всего мелодическими формулами ( нем. Melodieformeln , англ. melodic formulas, melodic formulaе ) либо «интонационными формулами» ( англ. intonation formulas ) . В григорианике помимо псалмовых тонов в IX—XII вв. практиковались различные мнемонические мелодии-модели для настройки на церковный тон, своеобразные схемы развёртывания модального лада: для первого тона — с инципитом «Primum quaerite», для второго — «Secundum autem», для третьего — «Tertia dies» и т.д. «Распевочные» мелодии-модели можно найти в старинных нотных рукописях (как в нотном примере, см.) и в трактатах средневековых теоретиков. В трактатах Гвидо Аретинского ладовые формулы (formulae tonorum) также называются «невмами» ( лат. neumae ).

Мелодии-модели встречались и в старинной светской музыке. К ним, например, относятся так называемые «тоны» миннезингеров и мейстерзингеров .

Слово «попевка» (особенно в словосочетании «ладовая попевка») широко используется российскими музыковедами по отношению ко всем культурным и историческим традициям без разбора (например, по отношению к григорианскому хоралу), в том числе (в трудах музыковедов-фольклористов) — и для обозначения устойчивых оборотов в русской народной песне . На Западе в качестве обобщающего распространён термин «мелодическая формула», поскольку типовой мелодический оборот необязательно связан с пением, но равным образом встречается и в традиционной инструментальной музыке .

Примечания

  1. Как, например, это делает Ю.Н. Холопов в анализе стихиры «Всяко дыхание»; см. в его кн.: Гармония. Теоретический курс. Изд.2. СПб., М., 2003, с.186-187.
  2. Д.В.Аллеманов (ошибочно) называл «энихимой» вид октавы , лежащий в основе византийского лада (Церковные лады... с.50).
  3. Аббревиатура последних слов (seculorum amen) малой доксологии , которой завершался распев любого псалма.
  4. Как в известной монографии Т.Бейли «The intonation formulas of Western chant» (см. библиографическое описание ниже)
  5. В случае такой экстраполяции придётся констатировать «попевки», например, в партии тариста, импровизирующего мугам , или (в григорианике) в партии органиста , играющего основанный на интонационном материале cantus planus версет и т.п.

Литература

  • Melody type // Harvard Dictionary of Music . 2nd ed. revised and enlarged by W. Apel. Cambridge Mass., 1974, p. 519.
  • Raasted J. Intonation formulas and modal signatures in Byzantine musical manuscripts. Copenhagen: E. Munksgaard, 1966.
  • Bailey T. The intonation formulas of Western chant. Toronto, 1974.
  • Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.1: Grundlagen. Kassel, 1995, SS. 24-25.

Ссылки

Источник —

Same as Мелодическая формула