Interested Article - Асафьев, Борис Владимирович
- 2021-11-11
- 1
Бори́с Влади́мирович Аса́фьев (литературный псевдоним — И́горь Гле́бов ; 17 (29) июля 1884 , Санкт-Петербург — 27 января 1949 , Москва ) — русский и советский композитор , музыковед , музыкальный критик , педагог , общественный деятель , публицист . Академик АН СССР ( 1943 ). Народный артист СССР ( 1946 ) . Лауреат двух Сталинских премий. Один из основоположников советского музыковедения .
Биография
Борис Асафьев родился 17 (29) июля 1884 года в Санкт-Петербурге , в семье чиновника. Отец, отличавшийся строгим характером, систематически пил. Добрая, знающая, ласковая мать подрабатывала шитьём. Жили в нужде .
Музыкой Борис занимался с детства, преимущественно самоучкой (в доме было фортепиано , служившее столом для бабушкиной стряпни). С 12 лет обеспечивая себя самостоятельно, давая частные уроки. Подрабатывающий дежурным в подъезде петербургского отец проводил его бесплатно на организуемые там концерты, а сам он, гостя у своего дяди (ночного сторожа Павловского дворца ), каждый вечер совершал прогулку на вокзал Павловска, где бесплатно устраивались концерты. Он много читал — русскую классику, русскую историю .
В 1903 году окончил гимназию.
В 1904 — 1910 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова , а с 1903 года — на историко-филологическом факультете Петербургского университета , который окончил в 1908 году . В консерватории познакомился с С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским , с которыми много лет поддерживал близкие отношения. Мясковский посвятил Асафьеву Третью симфонию (1914). Большую роль в судьбе Асафьева сыграло знакомство с В. В. Стасовым , через которого он лично узнал М. Горького, И. Репина, А. Глазунова, Ф. Шаляпина .
После окончания консерватории работал концертмейстером балета в Мариинском театре .
Горячо приветствовал Октябрьскую революцию , автор первого советского балета «Карманьола» .
С 1918 года — сотрудник музыкального отдела Наркомпроса . С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Михайловском театре . В том же году совместно с С. М. Ляпуновым организовал отделение истории музыки в Петроградском институте истории искусств , которым руководил до 1930 года , там же был руководителем Высших курсов искусствоведения и аспирантуры. В 1921—1930 годах — художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии .
С 1921 года — педагог по истории и теории музыки Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года — профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки , продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой венской школы , « Шестёрки », а также С. С. Прокофьева (чьим гонителем Асафьев стал впоследствии — см. статью о Прокофьеве) и И. Ф. Стравинского . Активно изучая творчество последнего, в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. М. С. Друскин , который при встрече со Стравинским в Берлине в октябре 1931 года обсуждал с ним «Книгу о Стравинском», вспоминает: «Кое с чем он был не согласен, но заметил: „Он хорошо чувствует мою музыку“». Эта книга из библиотеки Стравинского содержит различные примечания и графические пометки самого композитора .
Также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 годах были поставлены « Саломея » Р. Штрауса , « Воццек » А. Берга , «Прыжок через тень» Э. Кшенека и другие новейшие оперы.
С 1914 года статьи Б. В. Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов ) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Б. В. Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формировались творческие контакты с П. Хиндемитом , А. Шёнбергом , Д. Мийо , А. Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда.
В 1930-е годы, после распада Ассоциации современной музыки, переключился на композицию и создал свои самые известные сочинения — балеты « Пламя Парижа » (1932), « Бахчисарайский фонтан » (1933) и « Утраченные иллюзии » (1934), а также симфонические сочинения.
В начале 1940-х он возвратился к исследовательской работе, продолжал трудиться во время блокады Ленинграда .
В 1943 году переехал в Москву , где возглавил научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории им. П. И. Чайковского . Был консультантом Большого театра . С 1945 года — заведующий сектором музыки Института истории искусств АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания ).
Из свидетельств современников известно, что Асафьев планировал начать работу над реконструкцией Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского , однако не успел её осуществить. Есть свидетельство и об осуществлении Асафьевым данной реконструкции, которая в силу обстоятельств была утрачена .
В литературном наследии Б. В. Асафьева свыше 900 печатных работ.
Доктор искусствоведения (1941). Академик Академии наук СССР (1943), единственный академик среди музыкантов.
В 1948 году на 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов был избран председателем правления Союза композиторов СССР (1948—1949) .
В фантастическом романе « Альтист Данилов » В. П. Орлова упоминаются слова Б. Асафьева:
В конце концов, техника есть умение делать то, что хочется. Но на всякое хотение есть терпение...
Борис Асафьев умер 27 января 1949 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3) .
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- 17.07.1884 — 1897 — доходный дом — Невский проспект , 139;
- 1901—1909 — Невский проспект, 136;
- 1909—1917 — Моховая улица , 10;
- 1921—1926 — улица Желябова , 25, кв. 12;
- 1926—1929 — Театральная площадь, 3;
- 1933—1943 годы — Площадь Труда , 6, кв. 23.
В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста .
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933)
- Народный артист РСФСР (21.02.1938)
- Народный артист СССР (1946)
- Сталинская премия второй степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения
- Сталинская премия первой степени (1948) — за книгу «Глинка»
- Два ордена Ленина (02.08.1944; 10.06.1945)
- Орден Трудового Красного Знамени (21.02.1938) — в связи с 75-летним юбилеем Ленинградской консерватории и за выдающиеся заслуги в области подготовки музыкальных кадров
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Основные сочинения
- 11 опер, в том числе
- «Красная шапочка» (детская, по сказке Ш. Перро , 1906)
- «Золушка» (детская, 1906)
- «Снежная королева» (детская, по сказкам Г. Х. Андерсена , 1908, поставлена в Санкт-Петербурге)
- « Казначейша » (по поэме М. Ю. Лермонтова , 1937, Ленинградский клуб моряков им. Пахомова)
- «Минин и Пожарский» (1936, не завершена, отрывки исполнены в 1938)
- «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1938, не поставлена)
- «Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину , 1940, не поставлена)
- «Гроза» по А. Н. Островскому (1941, в концертном исполнении)
- «Славянская красавица» (1941, не поставлена)
- «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1942, не поставлена)
- «Алёнушка и братец Иванушка» (детская, 1945, не поставлена)
- 5-е действие к опере « Вражья сила » А. Н. Серова (1947)
- Оперная сцена «Фауст и Мефистофель» (1936)
- 28 балетов, в том числе
- «Бабочка» (1909, Мариинский театр)
- «Дар феи» (1910)
- «Белая лилия» (1911)
- «Лукавая Флорента» (1912)
- «Пьерро и маска» (1915, Санкт-Петербург)
- «Карманьола» (1918, Петроград)
- «Сольвейг, или Ледяная дева» (на основе произведений Э. Грига , сценарий В. Романова (1922, Петроград)
- « Пламя Парижа, или Триумф Республики » (1932, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова)
- « Бахчисарайский фонтан » (по А. С. Пушкину, 1934, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова )
- « Утраченные иллюзии » (по роману О. де Бальзака , 1935, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова)
- «Партизанские дни» (1935, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова)
- « Кавказский пленник » (по А. С. Пушкину, 1938, Малый оперный театр , Ленинград)
- «Степан Разин» (1938, не окончен)
- « Ночь перед Рождеством » (по Н. В. Гоголю , 1938, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова)
- «Радда и Лойко» (по М. Горькому , 1938, Москва, центральный парк культуры и отдыха)
- « Ашик-Кериб » (по М. Ю. Лермонтову, 1939, Малый оперный театр, Ленинград)
- «Граф-Нулин» (по А. С. Пушкину, 1940—1941)
- « » (по повести А. И. Куприна , 1941, Свердловск )
- «Гробовщик» (музыкально-хореографический эпизод по А. С. Пушкину, 1943)
- «Леда» (по мотивам русского фольклора, 1943)
- « Барышня-крестьянка » (по А. С. Пушкину, 1945, Большой театр , Москва)
- «Каменный гость» (1943—1945)
- « » (по Данте , 1947, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко )
- «Милица» (1947, Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова)
- «Весенняя сказка» (на темы, записанные и не использованные П. И. Чайковским, а также на темы его изд. произведений в инструментовке Б. В. Асафьева и П. Э. Фельдта , 1947)
- «Снегурочка» (по материалам произведений П. И. Чайковского, не окончен)
- «Иван Болотников» (не окончен)
- Оперетта
- «Карьера Клеретты» (1940)
- Оркестровые сочинения, концерты
- 5 симфоний («Памяти Лермонтова» (1938), Из эпохи крестьянских восстаний (1938, не окончена), На тему «Родина» (1938, 2 ред. 1942), симфониетта «Приветственная», посвящённая доблестной Красной Армии (1933, 2 ред. 1942), «Времена года» (1942, не окончена)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1939)
- Концерт для гитары и струнного квинтета (1939)
- Концертино для кларнета с оркестром (1939)
- Камерные сочинения
- Трио (1935)
- Соната для виолончели и фортепиано (1935)
- Квинтет для духового инструмента (1936)
- Соната для альта соло (1938)
- Соната для трубы и фортепиано (1939)
- Сонатина для гобоя и фортепиано (1939)
- Вариации на тему Моцарта для валторны и фортепиано (1940)
- Струнный квартет (1940)
- Сочинения для солистов, хора, оркестра
- Кантата «19 февраля» (к 50-летию освобождения крестьян, 1910)
- Сочинения для фортепиано
- Сюита из старинных танцев (изд. 1912)
- Шесть пьес (изд. 1914)
- «Русские пейзажи» (2 тетр., 1938, 1939)
- Три сонатины (1939)
- Цикл пьес «Озёра» (1939)
- Фантазия «Памяти Моцарта» (1941)
- 8 ноктюрнов (1941)
- Сочинения для гитары
- 12 прелюдий (10.09.1939)
- 2 этюда (14.09.1939)
- 6 романсов в старом стиле (24.11.1940, ночью)
- Тема (Чайковский) с вариациями и финалом (1939?)
- Прелюдия и вальс (13.09.1939)
- Сочинения для виолончели и фортепиано
- «В суровые дни» (Строгие напевы, шесть арий, исп. 1944)
- Сочинения для духового инструмента и фортепиано
- Концертино для кларнета (1939)
- Сочинения для духового оркестра
- 2 сюиты (1940, 1941)
- Марш (1941)
- Сочинения для голоса и фортепиано
- 8 романсов на слова К. Д. Бальмонта , Г. Галиной , А. Н. Майкова (изд. 1909)
- 7 романсов на слова А. К. Толстого (изд. 1912)
- 3 цикла романсов «Одиночество» на слова М. Ю. Лермонтова (изд. 1935, 1939, 1941)
- 3 стихотворения на слова А. С. Пушкина (изд. 1937)
- «В защиту влюблённых», 7 стихотворений на слова А. А. Прокофьева (1939)
- «Из подражания Корану», цикл романсов на слова А. С. Пушкина (1939)
- 2 цикла романсов на слова А. Н. Апухтина (1940)
- 4 цикла романсов на слова Ф. И. Тютчева
- Вокальные сочинения
- Хоры а капелла
- Массовые песни
- Инструментировал оперу « Хованщина » М. П. Мусоргского
- Музыка к театральным постановкам (« Царь Эдип » Софокла (1918, Театр трагедии под руководством Ю. М. Юрьева , Петроград), « Макбет » У. Шекспира (1918, там же), « Дон Карлос » Ф. Шиллера (1919, Большой драматический театр , Петроград), «Разрушитель Иерусалима» A. Иернефельда (1919, там же), « Венецианский купец » У. Шекспира (1920, там же), « Отелло » У. Шекспира (1920, там же), « Слуга двух господ » К. Гольдони (1921, там же), « Юлий Цезарь » У. Шекспира (1922, там же), « Интервенция » Л. И. Славина (1933, Театр имени Вахтангова , Москва), « Двенадцать месяцев » С. Я. Маршака (1947, МХАТ ) и др.
Композиторская фильмография
- 1946 — «Мастера сцены» (документальный)
- 1959 — « Граф Нулин » (фильм-балет)
Основные музыковедческие и критические труды
Отдельные работы, монографии
Выделенные курсивом написаны под настоящим именем, прочие — под псевдонимом Игорь Глебов
- Орестея. Музыкальная трилогия С. И. Танеева (Москва, 1916)
- Романсы С. И. Танеева (Москва, 1916)
- Черты личной преемственности и мимолётность в творчестве композиторов русского романса (Очерк) (Петроград, 1917)
- Пути в будущее (Мелос кн. 2 1918)
- Путеводитель по концертам, вып. I. Словарь наиболее необходимых музыкально-технических обозначений (Петроград, 1919)
- Строение вещества и кристаллизация (формообразования) в музыке 1920 (неопубликованная рукопись)
- Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский (Петроград, 1920)
- Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921)
- Чайковский. Опыт характеристики (Петроград, 1921)
- Скрябин : опыт характеристики (Петроград, 1921)
- Данте и музыка, в сб.: Данте Алигиери . 1321—1921 (Петроград, 1921)
- Римский-Корсаков (Петроград, 1921)
- Чайковский (Петроград, 1921, 2 изд. Петроград-Берлин, 1923)
- Симфонические этюды (Петроград, 1922)
- Манфред ( Байрона — Шумана ) (Петроград, 1922)
- Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петроградских государственных академических театров» № 3-7, 9, 10, 12, 13 (Петроград, 1922)
- Франц Лист : опыт характеристики (Петроград, 1922)
- Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922)
- Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922)
- Шопен : опыт характеристики (Петроград, 1922)
- Мусоргский : опыт характеристики (Петроград, 1923)
- Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, «Музыкальная летопись», сб. 2 (Петроград, 1923)
- Ценность музыки (De musica 1923)
- Процесс оформления звучащего вещества (De musica 1923)
- Теория музыкально-исторического процесса, как основа музыкально-исторического знания, в сб.: Задачи и методы изучения искусств (Петроград, 1924)
- Глазунов : опыт характеристики (Петроград, 1924)
- Мясковский как симфонист, «Современная музыка» № 3 (Москва, 1924)
- Чайковский. Воспоминания и письма (Петроград, 1924)
- Современное русское музыкознание и его исторические задачи, «De Musiса», вып. 1, (Ленинград, 1925)
- О политональности (Современная музыка № 7 1925)
- Вальс-фантазия Глинки , «Музыкальная летопись», № 3, (Ленинград, 1926)
- Симфонизм как проблема современного музыкознания, в кн.: Беккер П. , Симфония от Бетховена до Малера , перевод под редакцией И. Глебова, (Ленинград, 1926)
- Кшенек и Берг как оперные композиторы, «Современная музыка», 1926, № 17-18
- О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926)
- Бетховен (Ленинград, 1927)
- Казелла (Ленинград, 1927)
- Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927)
- Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929)
- Книга о Стравинском (Ленинград, 1929)
- О ближайших задачах социологии музыки , в кн.: Moзер Г. И., Музыка средневекового города, перевод с немецкого, под редакцией И. Глебова (Ленинград, 1927)
- Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, № 11
- Бытовая музыка после Октября, в сб.: Новая музыка, вып. 1 (V)(Ленинград, 1927)
- Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского , в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России (Ленинград, 1927)
- Памятка о Козловском , в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России (Ленинград, 1927)
- К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского (Ленинград, 1927)
- История музыки и музыкальной культуры (важнейшие этапы). Краткий конспект лекций. (Ленинград, 1929)
- (Москва, 1930, переиздана в 1947, 1963 и 1971)
- Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930, переиздана в 1968)
- Введение в изучение драматургии Мусоргского, в сб.: Мусоргский, ч. 1. «Борис Годунов». Статьи и материалы (Москва, 1930)
- К. Неф. История западноевропейской музыки, переработанный и дополненный перевод с французского Б. В. Асафьева (Ленинград, 1930, Москва, 1938)
- Музыкально-эстетические воззрения Мусоргского, в сб.: М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881—1931 (Москва, 1932)
- О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: «Леди Макбет Мценского уезда» (Ленинград, 1934)
- Мой путь, «СМ», 1934, № 8
- Памяти П. И. Чайковского (Ленинград-Москва, 1940)
- Цикл работ «Мысли и думы» (опубл. частично) (Ленинград, 1941—1943)
- М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы « Руслан и Людмила » (1942)
- Через прошлое к будущему, цикл статей, в сб.: «СМ», № 1 (Москва, 1943)
- « Евгений Онегин ». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков : к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944)
- Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945)
- Восьмая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Московская филармония (Москва, 1945)
- С. В. Рахманинов (Москва, 1945)
- «Чародейка». Опера П. И. Чайковского (Опыт раскрытия интонационного содержания) (Москва, 1947)
- Пути развития советской музыки, в сб.: Очерки советского музыкального творчества (Ленинград-Москва, 1947)
- Опера, в сб.: Очерки советского музыкального творчества (Ленинград-Москва, 1947)
- Симфония, в сб.: Очерки советского музыкального творчества (Ленинград-Москва, 1947)
- Глинка (Москва, 1947; Сталинская премия , переиздание — 1978)
- Потеря мелодии (Вопросы философии № 1 1948)
- Из моих бесед с Глазуновым, «Ежегодник Института истории искусств» (Москва, 1948)
- Слух Глинки, в сб.: М. И. Глинка (Ленинград-Москва, 1950)
- О себе, из кн.: Мысли и думы, «СМ», 1954, № 8 и 11
- Очерки об Армении (Москва, 1958)
- Мысли и думы [фрагменты к автобиографии], «СМ», 1959, № 8
- Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1965) (изначально как часть неопубликованной коллективной Хрестоматии по сольфеджио — совместно с Рязановым, Тюлиным и Гинзбургом)
- Григ : исследование (Ленинград, 1948, переиздание — 1986)
- О русской живописи (Москва, Ленинград, 1966)
- Кризис западноевропейского музыкознания (Из прошлого советской музыкальной культуры 1975)
Сборники
- Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, (Ленинград, 1926)
- Французская музыка и её современные представители, в сб.: «Шесть» [Мило. Онеггер . Орик . Пуленк . Дюрей . Тайефер], (Ленинград, 1926)
- Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева (Москва, Ленинград, 1930)
- Избранные труды, т. 1-5 (Москва, 1952—1957)
- Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
- Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965)
- Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967)
- О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972)
- О балете : статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974)
- Об опере : избранные статьи (Ленинград, 1976)
- [dl.dropbox.com/u/4465795/Asafiev.djvu О хоровом искусстве (Ленинград, 1980)] (недоступная ссылка)
- О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981)
- О музыке XX века: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1982)
Память
- В честь композитора названа улица в Санкт-Петербурге .
- В Санкт-Петербурге, на площади Труда , дом № 6, где композитор жил в 1933—1943 годах, установлена мемориальная доска.
- В Москве имя Б. В. Асафьева присвоено детской музыкальной школе.
Литература об Асафьеве
- Богданов-Березовский В. , Б. В. Асафьев (Ленинград, 1937)
- Оссовский А. В. , Б. В. Асафьев, в сб. Советская музыка. Сборник четвёртый. Л.-М. Музгиз. 1945 г. 192с.
- Памяти Б. В. Асафьева. Сборник статтй (Москва, 1951)
- Кабалевский Д. Б. Борис Асафьев — Игорь Глебов. — (Москва, 1954)
- Рыбникова М. Балеты Асафьева. — М. : МУЗГИЗ, 1956. — 64 с. — (В помощь слушателю музыки). — 4000 экз.
- Орлова В., Б. В. Асафьев… (Ленинград, 1964)
- Баранова Т. Б. Игорь Глебов (Борис Асафьев). Книга о Стравинском //Стравинский — читатель и библиофил (о русской библиотеке композитора) // Научный вестник Московской консерватории. — 2013. — № 1. — С. 5-51.
- Добровольская Г. Н. Б. В. Асафьев и И. И. Соллертинский о балете // Музыка и хореография современного балета. — Л. : Музыка, 1977. — С. 234—239. — 240 с. — 1075 экз.
- Орлова Е. М., Крюков А. Академик Борис Владимирович Асафьев. (Ленинград, 1984)
- Орлова В. , Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность (Москва, 1984)
- Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура . Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции, под редакцией Ю. В. Келдыша (Москва, 1986).
- // Анрио — Атоксил. — М. : Советская энциклопедия , 1926, 1930. — Стб. 577. — ( Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 3).
Примечания
- Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ Мы все его ученики // « Собеседник ». 1984, № 7 (404)
- Баранова Т. Б. Игорь Глебов (Борис Асафьев). Книга о Стравинском // Стравинский — читатель и библиофил (о русской библиотеке композитора) // Научный вестник Московской консерватории. — 2013. — № 1. — С. 17—29.
- Блок В. М. Восстановление Симфонии Es-dur Чайковского // С. С. Богатырёв. Статьи. Исследования. Воспоминания. — М. : Советский композитор , 1972. — С. 227. — 298 с. — 2760 экз.
- Асафьев Борис Владимирович — статья из Большой советской энциклопедии .
- . Дата обращения: 3 июня 2022. 5 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2016. 18 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 18 января 2012. 19 марта 2015 года.
- Суриц Е.Я. Всё о балете = словарь-справочник / под редакцией Ю.И.Слонимского . — Л. : «Музыка», 1966. — С. 180. — 454 с. — 28 000 экз.
- . Дата обращения: 25 февраля 2016. 6 сентября 2016 года.
- 2021-11-11
- 1