Сорондо, Гонсало
- 1 year ago
- 0
- 0
Рондо (от итал . rondo, развившегося из фр. rondeau — «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма , в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы ( рефрена ) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами . Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» ( фр. rondeau ; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Ж. Шамбоньера , Ф. Куперена , Ж-Ф. Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов ( И. С. Бах . Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).
Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau» и «Les Barricades Mystérieuses» ). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 ( Пассакалия Ф. Куперена).
Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он (в том числе у И. С. Баха ) и имеет форму периода .
Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности . Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.
Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.
Основная статья: Старинная концертная форма
Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.
Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.
К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков ), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность ), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма .
В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира . Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвёртая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия):
Р | ЭП 1 | Р | ЭП² | Р | ЭП³ | Р | ЭП 4 | Р |
ЭП
5
(ЭП²) |
Р | ЭП 6 | Р | Р 1 |
ЭП
7
(ЭП 3, 4 ) |
Р |
8+4+8 | 12 | 8 | 11 | 8 | 8+8 | 4+8 | 11 | 8 | 8 | 4+4 | 8+25 | 8 | 23 | 8+16+14+19 | 15 |
3 ч. ф. | период | период | |||||||||||||
B | c-B | F | B-Es | Es | c | c | c-E | E | a | d | d-B | B | B | b | B |
(ГП) | (ПП) | (ПП²) | (ГП) | (ПП²) |
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После К. Ф. Э. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.
Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо ( Моцарт . Рондо a-moll; Бетховен . Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).
По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в одной из европейских теорий XIX — начала XX веков ( А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. В то время как другие крупные западные теоретики — такие как Лобе, Риман, Праут, Шенберг, д'Энди не соглашались в теории музыкальной формы с Марксом. В русском музыковедении отказ от классификации Маркса (песенная форма + 5 видов рондо) произошел еще до Октябрьской революции 1917 у Беляева и Катуара, закрепившись потом в работах Тюлина, Способина, Мазеля и Цуккермана. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип рондо.
Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом . Схема этой формы такова:
А | — | ход | — | А |
Т | → | Т |
Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие . Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.
Тема обычно бывает в , чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).
Самостоятельные пьесы в этой форме редки.
Примеры:
Также называется «формой Adagio» или «формой Andante» — так как в этой форме написано большинство медленных частей сонатно-симфонических циклов композиторов-классиков (традиционно Andante или Adagio) .
Схема этой формы такова:
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A |
Т | → | не-Т | → | Т |
Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо :
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A | — | ход | — | B 1 |
Т | → | не-Т | → | Т | → | Т |
Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:
А | — | ход | — | B | — | ход | — | A | — | ход | — | B 1 | — | ход | — | A |
Т | → | не-Т | → | Т | → | Т | → | Т |
Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов , ноктюрны , романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды , отдельные пьесы и т. д.).
Главная (первая) тема обычно написана в , чаще всего в простой двухчастной . Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию .
Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной , реже — в форме периода .
Иногда может пропускаться один из (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.
Примеры:
К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.
Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.
Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.
Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции ( Сен-Санс . Интродукция и рондо-каприччиозо).
Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.
В этом типе рондо рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:
А | → | B | → | A | → | C | → | A | … | A |
Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.
Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться ( Ф. Шуберт . Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).
Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.
В этом типе рондо одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов .
Схема наиболее распространённой разновидности такова:
А | → | B | → | A | → | C | → | A | → | B | → | A |
Т | D | T | S | T | T | Т |
Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.
Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении ( Гайдн . Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).
Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).
В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт . Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:
А | B | → | C | → | A | → | B | C | → | B | A |
Данный тип формы может быть трактован двояко — и как разновидность рондо, и как смешанная форма .
От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)
Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.
Схема формы такова:
А
(ГП) |
B
(ПП) |
C
(эпизод) |
A
(ГП) |
B
(ПП) |
T | не-Т | Т | Т |
Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена ).
Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла ), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса ( Бородин . «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции ( интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки ).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы» , финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая ( Танеев . Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера ( Равель . «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков ), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита « Картинки с выставки » Мусоргского — рондо).
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|