Interested Article - Серенада для струнного оркестра (Чайковский)

Пётр Ильич Чайковский

Серенада для струнного оркестра до мажор , Op. 48 Петра Ильича Чайковского была написана композитором осенью 1880 года и посвящена композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту . В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18 (30) октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника . В Москве струнная серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдёрфера . В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной серенады была музыка Вольфганга Амадея Моцарта . По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева , по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».

Структура

Произведение состоит из четырёх частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски :

  • I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato
  • II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
  • III. Elegia. Larghetto elegiaco
  • IV. Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mosso

I. Pezzo in forma di sonatina — Пьеса в форме сонатины

Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских классиков , написана в тональности До мажор . В письме Фон Мекк от 24 августа 1881 года композитор так объяснил концепцию музыки этой части:

В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца.

.

II. Valse — Вальс

В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт . Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трёхдольный танец — вальс . Вальс написан в тональности Соль мажор .

III. Elegia — Элегия

Третья часть цикла, Ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий «Пиковой дамы». На этой мелодии Чайковский построит напряжённейшую кульминационную картину оперы — в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трёх карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье. Так завершается третья часть Серенады.

IV. Finale (Tema russo) — Финал (на русскую тему)

Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор .

Использование музыки в балете

Аудиозаписи

Сцена Музыка Время Мравинского
1. Pezzo In Forma Di Sonatina. 1. Pezzo In Forma Di Sonatina. Andante Non Troppo. Allegro Moderato 11.18
2. Valse. 2. Valse. Moderato, Dolce E Molto Grazioso 3.41
3. Elegia. 3. Elegia. Larghetto Elegiaco 10.00
4. Finale (thema Russo). 4. Finale (thema Russo). Andante. Allegro Con Spirito 7.47
  • 1950 — Венский филармонический оркестр, дирижёр Вильгельм Фуртвенглер (только 2-я и 4-я части);
  • 1970 или 1975 — Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов;
  • 1990 Юрий Башмет , камерный оркестр «Солисты Москвы»;
  • 1992 — Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр Владимир Спиваков;
  • 2009 — Шотландский симфонический оркестр ВВС, дирижёр Илан Волков.

Ссылки

Источник —

Same as Серенада для струнного оркестра (Чайковский)