Interested Article - Дерсу Узала

Дерсу́ Узала́ ( ок. 1849 года 13 [26] марта 1908 года ) — коренной житель Уссурийского края , охотник , проводник и участник экспедиций В. К. Арсеньева 1906 и 1907 гг . Выступает главным действующим лицом в повестях В. К. Арсеньева « По Уссурийскому краю » и « Дерсу Узала ». Российский вариант «последнего из могикан», Дерсу был, вероятно, последним человеком из вымершего/уничтоженного нанайского народа или племени Узала (Оджал).

Биография

Дерсу Узала родился в Уссурийском крае , точная дата его рождения неизвестна. Потерял семью в результате эпидемии оспы . Кочевал в долине реки Уссури , занимаясь промысловой охотой на пушного зверя .

С 1906 года участвовал в качестве проводника в экспедициях под руководством известного русского путешественника, писателя, исследователя Уссурийского края Владимира Клавдиевича Арсеньева .

Погиб 13 марта 1908 года в районе железнодорожной станции Корфовская в результате разбойного нападения.

Персонаж книг Арсеньева

Согласно книгам Владимира Клавдиевича Арсеньева , автор и «лесной человек» Дерсу с 1902 по 1908 год прошли вместе многие километры Уссурийской тайги и стали большими друзьями. После окончания экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу жить в его доме в Хабаровске . Дерсу переехал в Хабаровск, но жизнью в городе тяготился. Ему было «душно» в четырёх стенах. Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом «капитаном» и двинулся пешком из Приамурья в Приморский край , на свою родину, к истокам реки Уссури .

Дерсу Узала нашли убитым близ станции Корфовская , недалеко от Хабаровска . Сумерки застали его в пути; Дерсу развёл костёр у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Ценностей у Дерсу не было, однако грабители завладели его винтовкой , которая была весьма ценной вещью для таёжных жителей. По информации Арсеньева, Дерсу был убит 13 марта 1908 года каторжником Козловым в районе перевала Хехцир , вблизи гранитного карьера.

Ныне в поселке Корфовский , недалеко от места гибели Дерсу, в память о нём установлена гранитная глыба, вокруг неё посажены сосны.

Прототип

Страница путевого дневника В. К. Арсеньева от 4 (17) августа 1906 г. с записью о согласии Дерсу Узала стать проводником.

Хотя Дерсу Узала — реально существовавший человек, упомянутый в дневниках Арсеньева, однако в силу частичной беллетризации книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», — образ Дерсу несколько изменён. Его настоящее имя — Дэрчу́ Оджа́л (Дэрчу из рода Оджал). Это подтверждается в первом издании книги «По Уссурийскому краю» и словами Анны Константиновны, первой жены Арсеньева .

На основании сохранившихся экспедиционных дневников Арсеньева считается, что он познакомился с Дерсу лишь в 1906 году , встреча произошла 3 августа у реки Тадуши . Но в книге Арсеньев описывает свою первую встречу в 1902 году у реки Лефу , в то время как встреча на реке, которую В. К. Арсеньев называет Тадушу, оказывается второй . Возможно, что Арсеньев приписал ему некоторые черты и поступки других проводников, с которыми раньше ходил по тайге . Однако страница дневника с записями о происшествии на озере Ханка в 1902 году, когда Дерсу спас В. К. Арсеньева, сохранилась, на ней есть неоднократное упоминание именно Дерсу.

Национальность

Традиционно Дерсу Узала считался нанайцем . Так, известный охотовед и автор многих книг встретил в селе Красный Яр (на реке Бикин) своего старого знакомого, нанайца по происхождению, проводника и жителя тех мест Федора Узу. На что тот, в одной из многочисленных бесед, сказал с гордостью: «Дерсу — наш человек, из нашего рода. Правильно его фамилия Уза, не Узала» .

Однако Всеволод Сысоев (директор Хабаровского краеведческого музея , декан географического факультета Хабаровского педагогического института ) считал его удэгейцем . Беседу с Сысоевым о национальности Дерсу Узала записала Юлия Шестакова в очерке «Дада» , который вошёл в книгу «Люди-звёзды» :

Почему Дерсу называют нанайцем? Да прежде всего потому, что сам он представился Арсеньеву как гольд, то есть нанаец , а не ороч и не удэ .

Всеволод Сысоев

Учёный-краевед мотивировал своё предположение следующим:

  • Арсеньев встречает Дерсу в землях приморских удэ;
  • Дерсу одевается в одежду удэгейцев — штаны и куртку из оленьей кожи, обут в унты ;
  • Дерсу с семьёй жил в тайге, зимой — в юрте из жердей, крытых корьём, летом — в берестяном балагане, как и кочевники-удэгейцы; гольды ( нанайцы ) не кочевали;
  • По словам Сысоева, чёрная оспа свирепствовала большей частью среди удэгейцев, они вымирали целыми стойбищами, нанайцы же болели оспой редко;
  • Дерсу — охотник, а не рыбак, он хорошо знает тайгу, все горные речки и ключи, помнит каждую сопку;
  • Дерсу учит Арсеньева удэгейскому языку , а не нанайскому ;
  • «Только среди приморских удэ встречались в то время люди, у которых были русые волосы, зеленоватые глаза…»
  • «Вспомните, как он уходит из Хабаровска. Не на Амур ведь уходит, а от него, от Амура. Настоящий гольд так не должен был поступить. Тем более, что перед смертью человека обычно тянет к родным местам».

Дерсу Узала в литературе и в кино

Обложка первого издания книги «В дебрях Уссурийского края» — наиболее известной из тех, героем которых является Дерсу Узала. Оригинал был цветным.

В 2007 году издательство «Краски» выпустило в свет первое полное несокращённое собрание сочинений В. К. Арсеньева по текстам дореволюционных прижизненных книг автора. Одновременно издательство «Альманах „Рубеж“» начало выпуск собрания сочинений В. К. Арсеньева в шести томах, где (независимо от издательства «Краски») восстановлены полные тексты книг Арсеньева, в том числе по неопубликованным рукописям. Все вышедшие до этого труды Арсеньева были сильно сокращены цензурой: из них были удалены ряд упоминаний бога, термины «инородцы», «инородческий», которыми в то время обозначались (в том числе в этнографии) малые народы и то, что к ним относилось, и которые впоследствии приобрели негативный смысл, были заменены на «туземцы», «туземный»; слова «солдаты», «солдатики» заменены на «стрелки» и даже «казаки», удалены «старорежимные» офицерские звания, исключены «собственнические» выражения «мои люди», «мои солдаты», и тому подобное.

Память

Памятники

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  2. от 18 мая 2014 на Wayback Machine
  3. См. .
  4. . Дата обращения: 27 ноября 2012. Архивировано из 18 ноября 2015 года.
  5. Из очерка С. П. Кучеренко «Эти ревущие перекаты…» (1974)
  6. Дада — село в Нанайском районе Хабаровского края .
  7. Юлия Шестакова. Люди-звёзды. — Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1981. — С. 224—225. — 335 с. — 30 000 экз.
  8. Владимир Клавдиевич Арсеньев. Собрание сочинений в 6 томах. Том I. / Под ред. ОИАК. — Владивосток, Альманах «Рубеж», 2007. — 704 с. — С. 8-12.
  9. (англ.)
  10. . «Российская газета» (27 сентября 2019). Дата обращения: 27 сентября 2019. 27 сентября 2019 года.

Ссылки

  • « » в Викитеке — полный текст, близкий к тексту издания 1921 года, и цензурированная версия, издававшаяся в СССР.
  • Коровашко А. В. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. — Москва : Вече, 2016. — 252, [1] с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-3187-0
Источник —

Same as Дерсу Узала