Interested Article - Длугош, Ян

Ян Длу́гош ( польск. Jan Długosz , лат. Ioannes Dlugossius , или Johannes Longinus ; 1 декабря 1415 , с. Бжезьница (ныне Паенченский повят , Лодзинское воеводство ) — 19 мая 1480 , Краков ) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор « Истории Польши » в 12 томах. Его прозвище Ян Долгий , или Длинный , вероятно, объяснялось его высоким ростом.

Биография

«Ян Длугош». Худ. Антонуш Грамматика (1878)

Родился в дворянской семье среднего достатка, один из двенадцати детей Бжежницкого каштеляна Яна Длугоша и Беаты, дочери Марцина из Боровны. Его отличившийся в Грюнвальдской битве отец получил в награду земли в Бжежницком старостве . Имея трёх братьев, носивших одинаковое с ним имя, подписывал в зрелом возрасте свои письма как Ян Длугош Старший.

Получив начальное образование в Новы-Корчине , учился в 1428—1431 годах в Краковском университете , где изучал диалектику и философию. В 1436 году стал краковским каноником , а в 1439 году был принят на должность секретаря краковского епископа Збигнева Олесницкого . Весной 1440 года, возвращаясь со своим патроном из Венгрии , куда тот сопровождал короля Владислава III , спас епископу жизнь от разбойников . Посвященный в том же году Збигневом в священники, вплоть до самой смерти его в 1455 году оставался его секретарём , приобретя неограниченное доверие и расположение епископа, поручившего ему все свои личные и имущественные дела.

Олесницкий оказал влияние на карьеру Длугоша и на склад его понятий и направление деятельности. В середине 1440-х годов он был назначен им делегатом на Базельский церковный собор , а в 1448 году епископ отправил его в Италию хлопотать у папы Николая V о присылке кардинальской шляпы, давно обещанной Збигневу. Успешное выполнение этого поручения послужило началом дипломатической карьеры Длугоша . Вначале регентство, в отсутствие короля, затем сам король Казимир IV начинают пользоваться услугами Длугоша в сношениях с Чехией , Венгрией и Тевтонским орденом .

Лист рукописи «Описания гербов королей и королевства Польского» Яна Длугоша (1464—1480)

Дипломатическая деятельность прерывается по смерти Збигнева, когда, в возникшем между королём и краковским капитулом споре из-за права выбора епископа, Длугош, верный идеям Збигнева о самостоятельном значении церкви в государстве, принял сторону капитула и тем навлёк на себя опалу короля . В 1464 году он, однако, уже снова вёл переговоры в Пруссии , а в 1466 году был в числе польских уполномоченных при заключении Торуньского мира с орденом .

С 1467 года на него была возложена обязанность учителя королевских детей . Когда по смерти Йиржи Подебрада , в 1471 году, старший сын Казимира и воспитанник Длугоша, Владислав , избран был чешским королём, Длугош вместе с ним отправился в Чехию, в качестве как бы наставника и опекуна молодого короля; но вскоре болезнь принудила его возвратиться на родину .

Незадолго до смерти он был избран львовским архиепископом, но, не дождавшись посвящения, умер 19 мая 1480 года . Останки Яна Длугоша покоятся в крипте в основанной им церкви на Скалке .

Длугош как историк

Памятник Яну Длугошу в Клобуцке . Скульптор Ёжи Кендзёра

Среди многих его сочинений наиболее известны «Анналы, или хроники великих королей Польши» ( лат. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae ) в 12 книгах, называемые обычно «Хроникой Длугоша». Эта наиболее полная польская средневековая хроника писалась с 1455 по 1480 год на латинском языке по образцу сочинения Тита Ливия , горячим поклонником которого являлся Длугош . Предполагаемым инициатором её составления был умерший в 1455 году кардинал Олесницкий . Первая редакция хроники составлена была в 1458—1461 годах, но впоследствии она неоднократно редактировалась и дополнялась Длугошем .

История начинается в хронике с грехопадения Адама . Он также описывает строительство Вавилонской башни (между Нубией и Египтом ). После расселения народов, Яфет получает в удел Европу. Европа ограничена Танаисом , который стекает с Рифейских гор . Другими границами Европы служат Тирренское и Сарматское море , где живут поляки (которых он отождествляет с сарматами ). У Яфета был сын Гомер, у Гомера Аскеназ — прародитель сарматов. Также он повествует о первом европейце из рода Яфета, Алане, у которого было три сына: Исикион, Арменон, Негнон. От Исикиона, первенца Алана, произошли франки , римляне и прочие латиняне и алеманны . От второго, Арменона, произошли готы и лангобарды . От Негнона родился Вандал, от которого произошли поляки. Таким образом, расселение предков славян шло из Сенаара , через Халдею и Грецию на берега Дуная в Паннонию — где образовалось «древнее место обитания славян».

Следующее повествование касается братьев Леха и Чеха , сыновей Яна (внука Яфета), которые покинули Паннонию и разделили между собой земли Польши и Чехии. Польша с востока ограничивается Русью, а с запада Саксонией . Важнейшей рекой Польши является Висла , которая начинается в Сарматских Альпах , второй по значению — Одер , далее идут Варта , Днестр , Буг , Неман и Днепр . Внуком Леха был Рус — прародитель русских. Примечательным потомком Руса был Одоакр . Длугош называет Леха — отца и прародителя поляков — современником Карла Великого .

«Хроника Длугоша» является единственным источником сведений о польских богах. В ней перечислено несколько теофорных имён , сопровождаемых соответствиями в римской мифологии : Yesza Юпитер , Lyada Марс , Dzydzilelya Венера , Nya — Плутон , Dzewana Диана , Marzyana Церера , Pogoda — соразмерность, в частности временная (Temperies), Zywye — Жизнь (Vita). Александр Брюкнер указал, что многое в списке Длугоша является творением хрониста и не имеет корней в древней славянской мифологии. Так, имена Lyada и Dzydzilelya восходят к песенным рефренам, другие имена принадлежат персонажам низших мифологических уровней, третьи созданы стремлением найти соответствие римскому божеству. Однако несмотря на многие неточности и вымысел, предполагается, что список Длугоша всё же отражает славянскую мифологию. Это относится к именам Nya ( когнат русского навь , «смерть»), Dzewana (ср. польск. dziewa , «дева», «девственница») и особенно Marzyana, мифологическим персонажам, выступавшим в сезонных обрядах. Именам Pogoda и Zywye не приведены римские мифологические соответствия. Ряд этих персонажей имеет соответствия за пределами польской традиции .

В «Хронике Длугоша» использованы материалы государственных и церковных архивов , польские , чешские и венгерские хроники, русские и литовские летописи . Ряд источников, в частности рифмованная «Прусская хроника» Виганда Марбургского (конца XIV века), специально переводились по его распоряжению на польский язык . Также в хронике его использованы были некоторые жития святых , народные предания, мемуары Збигнева Олесницкого , свидетельства очевидцев и участников описываемых событий первой половины и середины XV века. Некоторые из использованных Длугошем источников считаются утраченными .

Впервые фундаментальный труд Длугоша был напечатан в 1614 году в сокращении, и лишь в 1711—1712 годах вышло полное его двухтомное издание. Наиболее авторитетной признаётся четырнадцатитомная публикация, выпущенная в 1863—1887 годах в Кракове Александром Пршездецким и Каролем Мехержинским ( лат. Joannis Dlugosz Senioris Canonici Cracoviensis Opera Omnia ) .

Длугош и Русь

Длугош стал основоположником полоноцентричной концепции истории Руси , отражавшей внешнеполитические цели и задачи польских правящих элит . Для обоснования польской власти над Русью и убеждения европейцев в важности внешнеполитической миссии Польши на востоке Европы, Длугош, имевший доступ к русским летописям , создавал картину польского доминирования в русско-польских отношениях древнерусской эпохи, тенденциозно подбирая реляции о действительно имевших место событиях, сочетая их с авторским вымыслом. Русские князья изображались им как слабые правители и наделялись преимущественно негативными характеристиками . Длугош всячески подчёркивал их якобы неспособность к управлению государством, чем оправдывалась экспансия Польши на Русь. Само происхождение Древнерусского государства Длугош через племя полян пытался связать с Польшей .

Функциональность полоноцентричных концепций Длугоша и его последователей была весьма высокой. В результате их популяризации в трудах историков XVI века в историческом сознании не только польских, но и европейских элит закрепился стереотип необратимости подчинения русских земель Польше, что способствовало развитию комплекса превосходства польских политических и культурных ценностей, обернувшегося в свою очередь принижением роли цивилизационного потенциала восточного славянства . Сочинения польских историков получили широкое распространение в европейских странах благодаря использованию книгопечатания и латыни как языка международного общения европейских интеллектуалов. Существенную роль играло также то, что европейские учёные, в отличие от польских авторов, не имели доступа к русским летописям и полностью полагались на полоноцентричные интерпретации истории Руси. В некоторой степени этой тенденции противодействовали немногочисленные « сказания иностранцев » — труды путешественников на Русь, такие как трактат Сигизмунда Герберштейна , разъяснявшие связи Русского государства с древнерусским наследием. В целом же, польская точка зрения на историю Руси стала одной из причин формирования преимущественно негативного образа России в европейской историографии Нового времени .

В 1479 году Длугош первым в истории употребил применительно к ордынскому владычеству на Руси термин «иго»: « Свергнув варварское иго, [ Иван Васильевич ] освободился со всеми своими княжествами и землями и иго рабства, которое на всю Московию в течение долгого времени… давило, сбросил » . Эта оценка также служит историкам как указание на то, что фактическое свержение ордынского ига связано с битвой под Алексином в 1472 году, а стояние на Угре 1480 года, произошедшее уже после смерти Длугоша, являлось защитой нового статуса-кво.

Сочинения

Примечания

  1. Godrycz John. от 5 октября 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 5. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  2. от 12 сентября 2020 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica online.
  3. Labuda G. Dlugosz, Jan // Lexikon des Mittelalters. — Bd. 3. — Stuttgart; Weimar, 1999. — Sp. 1139.
  4. Bain Robert N. от 22 июня 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica, 11’th ed . — Vol. 8. — Cambridge University Press, 1911. — p. 348.
  5. Миллер И. С. Длугош, Ян // Советская историческая энциклопедия . — Т. 5. — М., 1964. — Ст. 243.
  6. Dymmel P. от 9 мая 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  7. Мякотин В. А. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — Т. Xа. — СПб., 1893. — C. 773.
  8. Матвеев Г. Ф. от 25 января 2020 на Wayback Machine // Энциклопедия «Всемирная история».
  9. Мякотин В. А. Указ. соч. — C. 774.
  10. Labuda G. Dlugosz, Jan // Lexikon des Mittelalters. — Sp. 1140.
  11. .
  12. Карнаухов С. В. от 17 июля 2020 на Wayback Machine // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 1. — С. 60-65.
  13. Кибинь А. С. // Исторический формат. — 2015. — № 4 (4) . 12 декабря 2022 года. — С. 298.
  14. от 14 января 2013 на Wayback Machine с Игорем Данилевским

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Длугош, Ян