Interested Article - Лютичи

Карта расселения лехитских племён

Лю́тичи, лу́тичи экзоэтноним полабского союза племён, живших между Одером и Эльбой .

Самоназванием этого племенного союза было вильцы ( нем. Wilzen, Wilsen, Wilciken, Wilkinen ) или велеты ( нем. Wieleten, Welataben ; польск. Wieleci ). Франкский историк Эйнхард упоминает, что вильцы называли себя велатабианами .

В немецких источниках часто упоминаются как венеды или венды . К X веку велеты становятся известны как лютичи.

Один из племенных союзов так называемых полабских славян — автохтонного к VII веку н. э. славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии . Помимо лютичей, в состав полабских славян входили племенные союзы бодричей (ободритов или ререгов) и лужичане (лужицкие сербы, мильчане или просто сербы). Сами лютичи состояли из доленчан , ратарей , хижан , черезпенян , гавелян и спревян .

Этноним

Название племени лютичи прозрачно толкуется из праслав. *l'utitji «лютые, злые, жестокие». Впрочем, сравнение с другими племенными именами на -ичи указывает на образование от личного имени Лют. Название Wilzi/Wulzi было «военным» именем племени и обозначало «волки» ( *vьlci ). Видимо, это название тотемического происхождения . Все эти этнонимы подчёркивают храбрость и воинственность племени вплоть до свирепости и жестокости . Следует отметить, что самоназвания "волки" и велеты, возможно, возникли изначально как искажение более старого имени в процессе его семантического переосмысления: велеты - "большие, высокие" вторично связано с *velii "большой", но более древней формой является венеды , откуда немецкие названия вроде Winden "лужичане".

География

Ранние предположительно достоверные славянские археологические культуры , возникшие на основе киевской в V веке , и их распространение на запад и юг Европы. Расселение славян в VI веке выходит за границы культур, так как археологические культуры в регионах частых миграций со времен палеолита зачастую имеют технологический и полиэтничный характер.

Клавдий Птолемей назвал венедов (Οὐενέδαι) одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. Восточнее венедов на побережье жили по Птолемею некие вельты (Οὐέλται), имя которых предположительно ассоциируют с западнославянскими лютичами-велетами (veletabi в германских средневековых хрониках) . К югу от венедов обитали гифоны, галинды и судины. Если первое племя неизвестно, то другие два народа ассоциируются с восточнопрусскими балтоязычными племенами, известными на Руси как голядь и ятвяги (судовиты).

Лютичи проживали на территориях нынешних немецких федеральных земель Мекленбург — Передняя Померания и Бранденбург (север Бранденбурга). Обе земли находятся в восточной Германии .

Отрывок из «Баварского географа» : Описание городов и земель к северу от Дуная. (1) Те, которые ближе всего сидят к пределам данов, зовутся нортабтричи (Nortabtrezi, ободриты); область их, в которой — 53 города, раздельно [управляется] их герцогами. (2) Вильцы (Uuilci, лютичи), у которых 95 городов и 4 области .

По мнению историка Д. Е. Мишина, племя лютичей (вильцев) под названием Veletabi упоминается под 965 годом арабоязычным купцом и путешественником из Тортосы Ибрагимом ибн Якубом , сведения которого сохранились в составе сочинения географа аль-Бакри «Книга путей и государств» (около 1068 г.) .

С лютичами традиционно идентифицируются представители суковско-дзедзицкой культуры .

Верования и культура

Центром союза лютичей было святилище «Радогост» в городе Ретра , в котором почитался бог Сварожич . Это святилище находилось на землях ратарей (редариев, ретрян), которые были самым могущественным племенем в племенном союзе лютичей. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Этот город был разрушен датчанами при короле Вальдемаре I , во время войн, проводимых уже принявшими на тот момент христианство немецкими государствами против земель полабских славян , с целью присоединения этих богатых земель к немецким государствам и обращения местного населения в христианство. Датчане, в частности, принимали участие в этих войнах преследуя своей целью, помимо распространения христианства, ещё и защиту от лютичей, а также месть за нападения и разорения, которые до этого совершали лютичи в отношении Дании ; наконец, целью являлось освобождение от дани, которую выплачивали лютичам некоторые датские провинции.

История

Войны с Франкской империей Карла Великого

Карта Франкской империи — территориальные расширения от 481 до 814 г.

Согласно MGH и Анналам королевства франков , в 789 г. Карл Великий совершил поход против вильцев (лютичей), причиной похода послужило то, что лютичи постоянно беспокоили своих северных соседей ободритов — союзников франков. После того как франко-саксонское войско переправились через р. Эльбу , к нему присоединились сорбы и ободриты во главе с князем Вышаном . Вильцы не смогли долго сопротивляться, покорились и выдали заложников. Карл I доверил завоеванную страну князю ободритов Драговиту (Дражко), убитому около 810 г. Лютичи были отброшены до реки Пены

Войны со Священной Римской империей

Лютичи возглавили славянское восстание 983 года против германской колонизации земель восточнее Эльбы , в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I . О его потомке, Генрихе II , известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго .

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам . Однако в 1050-х среди составных племён лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище в городе Ретра было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125 , союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Вендский крестовый поход

См. также

Примечания

  1. Карамзинъ Н. М. Исторія государства Россійского: в 3 кн. — 5-е изд. — СПб. : Типогр. Э. Праца, 1842—1844. — Кн. 1, т. 1. — 1842. — С. 17—33 (2-я паг.).
  2. . Дата обращения: 9 апреля 2014. 14 мая 2008 года.
  3. Члены мужских союзов вообще нередко связываются с волками, ср.: Иванчик А. И. от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  4. Топоров В. Н. Вокруг «лютого зверя» (голос в дискуссии) // Балто-славянские исследования 1986. М. : Наука, 1988. С. 252—253.
  5. Велеты. См. словарь Фасмера : волот
  6. . Дата обращения: 3 сентября 2009. 21 марта 2008 года.
  7. Мишин Д. Е. Ас-Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье. — М.: Институт востоковедения РАН , 2002. — С. 46-47.
  8. . Дата обращения: 31 августа 2009. 13 апреля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 31 августа 2009. 28 декабря 2013 года.
  10. . Дата обращения: 31 августа 2009. Архивировано из 4 мая 2009 года.

Литература

  • , tł. Józef Matuszewski, wstęp i komentarz Jerzy Strzelczyk, PIW Warszawa 1974
  • , tłum. , Kraków 2002, ISBN 83-7052-568-7 .
  • Magistri Adami Bremensis gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum ,[in:] Monumenta Germaniae Historica, Scriptores in usum scholarum 2, B. Schmeidler (ed.), Hannover 1917.
  • Zakrzewski S. , Opis grodów i terytoriów z północnej strony Dunaju czyli tzw. Geograf bawarski , Lwów 1917 (wersja elektroniczna: ).
  • , Powstanie i istota Związku Luciców. Jedna z konsekwencji chrystianizacji Europy wschodniej w X stuleciu , w: Chrześcijańskie korzenie. Misjonarze, święci, rycerze zakonni , red. , Poznań 1997, s. 51-64, ISBN 83-903353-4-4 .
  • , The Polabian alternative: paganism between Christian Kingdoms , w: Europe around the year 1000 , ed. , Warszawa 2001, s. 379—389, ISBN 83-7181-211-6 .
  • , Związek Lucicki — między Polską a cesarstwem do 1002 r. , «Slavia Antiqua», t. 47 (2006), s. 17-48, ISSN .
  • Labuda G. , O zakresie rzekomych uprawnień Królestwa Niemieckiego i Marchii Brandenburskiej nad całym Pomorzem we wczesnym średniowieczu , « », t. 73 (2007), s. 17-34, ISSN
  • , Połabszczyzna zapomniana. Część V: Nakon, czyli Obodrzyci ponownie na drodze do własnego bytu , « », t. 21 (50) (2006), z. 3, s. 7-20, ISSN
  • , Słowiańszczyzna Zachodnia , Wydawnictwo Poznańskiego Towarzystwa Przyjaciół Nauk, Poznań 2000.
  • Christiansen, Erik. (неопр.) . — London: Penguin Books , 1997. — С. . — ISBN 0-14-026653-4 .
  • Herrmann, Joachim. Die Slawen in Deutschland (неопр.) . — Berlin: Akademie-Verlag GmbH, 1970. (нем.)

Ссылки

Источник —

Same as Лютичи