Interested Article - Словацкая литература
- 2020-04-05
- 1
Древнейшим памятником словацкой, или «словенской», как говорят сами словаки , литературы признаются церковные песнопения с словацкими вставками , 1385 года. Появление гуситов в земле словаков было причиною распространения у них чешских книг, например Кралицкой Библии , а с ними и чешского книжного языка , господствовавшего между ними безраздельно до конца XVII — начала XVIII века, да и в начале XIX века ещё представлявшего собой язык церковных книг у словаков- протестантов (подробнее см. Словацкая средневековая литература ). Собственно словацкая литература в современном понимании (как литература на словацком языке ) — явление относительно новое, насчитывающее менее трёхсот лет и возникшее под влиянием таких же причин, какие действовали и в других случаях « славянского возрождения », например у сербов , лужичан и т. п .
В развитии словацкой литературы можно различить два периода: до Людевита Велислава Штура и после него.
В первом периоде особенного внимания заслуживает деятельность начинателя словацкой литературы, католического священника Антона Бернолака (1762—1813), составителя нескольких крупных филологических работ по словацкому языку на латинском языке , например « Dissertatio philologico-critica de literis slavorum » (с приложением правил нового словацкого правописания, так называемой « бернолачины »), « Grammatica slavica » (с приложением словацких поговорок и пословиц), большого словацкого словаря в 6 томах (чешско-латино-немецко-мадьярский словарь, 1825—1827 гг., Будапешт) и др. Именно эти большие лингвистические и грамматические работы, а не несколько более ранних сочинений на сербском языке, составили славу Бернолака и определили его значение в родной словесности: с них началось общественное и литературное движение строго национального характера. Образовалось несколько патриотических кружков и обществ для издания словацких книг « бернолачиной », для их приобретения, для основания повременных изданий и альманахов (например, альманах «Zova», 1835—1840), для дальнейшей обработки языка и т. д. Из таких обществ особенное значение имели: Tovaryšstvo literneho umeňa slovenského , основанное в 1793 году в городе Тернове , и Spolek milovnikov reči a literatury slovenskej , учреждённое в 1834 году в Пеште словацким патриотом .
Вслед за католиками стали появляться сторонники народного словацкого языка и в среде протестантов, из круга которых вышел целый ряд словацких писателей: Богуслав Таблиц , Юрий Палкович , позднее Карол Кузмани , , Иосиф Гурбан , Само Халупка , Михал Годжа , , Желло и другие. Важнейшим писателем первого периода был поэт Ян Голлы (или Ян Голый ), католический священник (1785—1849), одинаково любимый среди всех слоев словаков. В поэзии Голлы народно-поэтическое содержание соединяется с античною греко-римскою формой. Из произведений Голлы особенно ценятся: героический эпос в 12 песнях « Svatopluk » ( Святополк , 1833), героическая поэма в 6 песнях « Cirillo-Metodiada » ( Кирилло-Мефодиада , 1835), поэма «Slav» (1839), и, наконец, « Selanky », пятьдесят идиллий (1830—1835), написанных в подражание Феокриту и другим древнеклассическим идилликам. Во всех этих произведениях наиболее красивы описания, страдающие, однако, слишком усердным подражанием Гомеру (щит Ахиллов послужил, например, образцом для щита Святополкова, как и сам Святополк очень напоминает Ахилла ). Поэмы Голлы, особенно « Слава », заключают в себе не много правдивых исторических элементов; гораздо более в них взятого из славянской мифологии или придумано автором. Оды Голого также имеют довольно важное историко-литературное значение. Так, в оде « Антонину Бернолаку » можно найти горячую филиппику против книжного чешского языка у словаков; в оде « Андрею Ришаку » Голый представил оценку и характеристику своей писательской деятельности, а в оде « Словацкому народу » вылилось пламенное национальное чувство поэта. Значение Голлы в словацкой литературе очень велико: он высоко поднял народный язык и дал ему художественную обработку. Под конец жизни он обратился от метрики к рифме; первый его « Katolicki spevnik » был еще написан в старом метрическом размере, но второй, вышедший в 1846 году, в отношении стихосложения уже совершенно соответствовал вкусам и запросам нового времени .
Второй период словацкой литературы в начале отмечен преимущественно деятельностью трех даровитых людей: Людевита Штура, Иосифа Гурбана и Михала Годжи, которые добились окончательного отделения словацкой литературы от чешской, несмотря на возражения и даже негодование со стороны чехов, притом таких, как Гавличек , Шафарик , Коллар ; последний, будучи сам словаком, особенно сильно ратовал против самостоятельного значения словацкого литературного языка, но безуспешно.
Вся деятельность Штура (1815—56) основывалась на идее всеславянского единства; его не влекло к себе чешско-словацкое единение, о котором хлопотали чехи и многие из протестантов-словаков. По почину и под редакцией Штура стала выходить с 1845 года долго не получавшая разрешения первая газета на народном словацком языке, « Slovenské národnie Novini », с литературным прибавлением « Orol Tatranski ». Окончательное принятие словаками своего народного языка в качестве книжного содействовало пробуждению национального чувства и самосознания и способствовало сближению словаков-протестантов с словаками-католиками: деятели обоих исповеданий вместе стали собираться в патриотическом обществе « Татрин », и Голлы одобрил и благословил все начинания Штура и его приверженцев. Штуру пришлось выдержать тяжелую борьбу с чехами из-за литературного языка, его книжкам: « Nauka reči slovenskej » и « Norečja Slovenskuo », коими он старался обосновать свои новшества, Чешский народный музей противопоставил книгу, где собраны были взгляды и мнения разных влиятельных писателей и ученых, как чешских, так и словацких, говоривших в пользу книжного единства обоих племен. В последние годы своей жизни, лишенный возможности занимать правительственную или общественную должность (он был отставлен от профессорской кафедры в Пресбурге), преследуемый мадьярами , Штур проживал в уединении, занимаясь воспитанием детей своего брата , также словацкого патриотического писателя, и литературными работами .
Из школы Штура вышли наиболее даровитые словацкие поэты той эпохи: Андрей Сладкович (Браксаторис, 1820—72), Само Халупка (1812—83), Янко Краль (1822—1876), Ян Калинчак , Ян Ботто (1829—1881), Карл Кузмани (1806—1866), Людевит Желло (1809—1873), (1826—1877). Сладкович особенно известен обширною идиллической поэмой « Detvan », 1841 году, основною мыслью которой является вера в жизненность словацкого народа, назло вековой неприязни и несправедливостям исторической судьбы. Его небольшие лирические произведения с патриотическим, а иногда и с панславистским содержанием также нашли своего читателя. Само Халупка замечателен своими лирическими песнями, из которых многие усвоены народом, и несколькими балладами и поэмами, например « Stary vazeň » (узник), «Mor ho» (Бей его, переведен на русский А. Н. Майковым). В эпических произведениях Халупки не видно самобытного творчества. В словацкой литературе его иногда приравнивают к Кольцову, как Сладковича — к Пушкину (мера сравнения, разумеется, относительная) .
Из беллетристов 1840—1860-х годов наиболее известны Ян Калинчак , Йозеф Милослав Гурбан (1817—1888), , Ян Францисци . Позднее дело отца продолжил Светозар Гурбан-Ваянский , сын Йозефа Гурбана; из его произведений Гурбана-Ваянского выдаются « Obrazky z ludu » (1880) и романы: « Letiace tiene » (в первом выпуске сборника « Besedy u dhmy ») и « Sucha vatolest » (во втором выпуске, 1884 год). Ваянский был воспитан на Гоголе и Тургеневе; его произведения необходимы для всякого, кто хотел бы ознакомиться с тогдашним положением бедного словацкого народа, с его забывающим родной язык дворянством и с тяжелыми условиями его общественной и политической жизни. Много сделал Ваянский и для обогащения родной речи, которая достигает у него иногда замечательной силы и яркой образности. Он известен и своими эпическими и лирическими стихотворениями, напечатанными в сборниках — « Tatry a more » (1879), « Z pod jarma » (1887) — или отдельно, как, например, народная поэма « Vilin » (1886), метко и ярко рисующая жизнь словаков той эпохи .
Из других словацких поэтов того времени наиболее заметны полковой священник с его сборником « Piesni » (1880) и особенно адвокат Павол Орсаг-Гвездослав , лирик по преимуществу, что отражается даже на его стихотворениях эпического склада , каковы, например, фантастическо-аллегорическая поэма « Oblaky », идиллия « Hajnikovazěna » (см. « Sobrané spisy hàsnické» Hviezdoslava »). Ваянский , Людмила Подъяворинская , известны удачными переводами стихов Александра Пушкина . Из беллетристов-бытописателей деревни начала XX века выдается Кукучин .
Словакия стала частью королевства Венгрия в XI—XIV веках, а затем позднее находилась в составе Австро-Венгрии . На начало XX века почти вся литературная деятельность словаков сосредоточивается в городе Турчанском Св. Мартине, где выходило и единственное чисто литературное словацкое издание — , начатое ещё Й. Гурбаном и возобновленное его сыном. Власти Австро-Венгрии вынесли из революция 1848—1849 годов в корне неправильные выводы и, как свойственно большинству Империй накануне распада, пытались отстоять своё влияние многочисленными запретами. Духовная жизнь словацкого народа едва билась в тягостных условиях, созданных для нее мадьярской политикой. В начале 1870-х гг. правительство закрыло словацкие гимназии и народно-просветительное общество « Словенскую матицу », имущество которой — дом, обширные собрания древностей, рукописей и печатных книг, капиталы (до 100000 гульденов) — было изъято в казну. Правительство принимало все меры для мадьяризации народной школы и церкви. Словаки же в значительном числе эмигрировали в Новый Свет и тем ослабляли остающихся дома еще более. Однако словаки не теряли веры в свое дело. В среде словацкого народа шло неустанное движение к устройству новых просветительных и прочих учреждений вместо закрытых, хотя это и требовало огромных затрат со стороны обедневшего народа .
В 1918 году Австро-Венгерская империя распалась вслед за Российской , а вместе с тем канули в лету и многие прежние запреты. Некоторое время развитию словацкой литературы ничего не мешало, но затем разразилась Вторая мировая война , по окончании которой Сталин поставил у власти в Чехословакии назначенцев из Коммунистической партии Чехословакии , что дало цензуре новую жизнь. « Краткая литературная энциклопедия » описывает эти события довольно пафосно :
После 1949, когда на 1-м съезде чехословацких писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистич. реализм, в чеш. и словац. лит-рах стало появляться все больше произв. о социалистич. преобразованиях в стране. Они правдиво отражали революц. энтузиазм, трудовой подъем.
Хотя даже весьма политизированная «КЛЭ» вынуждена была признать : « В то же время нек-рые из них страдали облегченной трактовкой перспектив строительства социализма, упрощенно-схематически рисовали образ современника », что говорит о том, что издавались в стране труды отнюдь не самых талантливых авторов, а тех, кто был наиболее лоялен к коммунистическому строю.
Вскоре после распада СССР и Бархатной революции , Словакия, 1 января 1993 года, стала, впервые за много веков, независимым государством. С этого момента начался отсчет новой эры в истории словацкой литературы .
Примечания
- ↑ Степович А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Богданова И. А., Богданов Ю. В. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1971. — Т. 6. Присказка — «Советская Россия». — С. 950.
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Литература
- Богданова И. А., Богданов Ю. В. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1971. — Т. 6. Присказка — «Советская Россия». — С. 945—950.
- Пич Л. «Очерк политической и литературной истории словаков за последние сто лет» (в «Славянском сборнике», т. I и III, СПб., 1877); «История С. литературы» Ярослава Волчка (русский перевод А. Опермана, Киев, 1889)
- Пыпин и Спасович , «История славянских литератур» (т. II, СПб., 1881);
- «Славянский ежегодник» (Киев, 6 вып.; в 6-м вып. статья Гурбана-Ваянского: «Нынешнее положение словаков»).
- 2020-04-05
- 1