Interested Article - Донская икона Божией Матери
- 2020-01-25
- 1
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом типе Елеуса . Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы .
По преданию (согласно предисловию ко Донского монастыря от 1692 года ), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой ( 1380 год ). В Русской церкви икона почитается чудотворной , празднование в её честь совершается 19 августа ( 1 сентября ).
Искусствоведы датируют время её написания 1380 — 1395 годами , автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее . Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения .
История иконы
Точных данных, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря , составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы :
И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы .
Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречье Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща .
Однако большинство исследователей расценивает это сообщение не более чем как романтическую легенду и считает, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению историка Олега Ульянова , — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Феодором ), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля , восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию , что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове» , а также другими примерами . По мнению Валентины Антоновой , Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне , построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас .
Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный . Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля .
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея . В 1591 году , когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах , с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви . На следующий день — 19 августа — русские войска одержали победу, которую приписали заступничеству Богородицы . В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов.
В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова . В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына . В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны , а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада .
В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Григорием Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей . С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.
Датировка и авторство
Традиционно исследователи считают автором Донской иконы Феофана Грека либо одного из мастеров его круга . Профессор Олег Ульянов называет одним из авторов чудотворной иконы иконописца , писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря . Лев Лифшиц высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы) . Член-корреспондент АН СССР Виктор Лазарев предполагал, что икона была написана новгородским иконописцем, одним из учеников Феофана, хотя и не исключал возможность её написания самим Феофаном .
Так же, как и в вопросе о лицевой иконе, среди историков искусства нет единого мнения об авторстве Успения. Игорь Грабарь , Павел Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Мнение Дмитрия Айналова , Льва Лифшица и Виктора Лазарева — икона написана русским, возможно, новгородским художником. Довод Лазарева: сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру вызывает высокое качество иконы, превосходящее качество всех других работ того времени, выполненных новгородскими художниками. Но это, по мнению исследователя, объяснимо тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана.
Расхождение мнений вызывает и время написания иконы. Ряд авторов относит её создание к 1392 году — времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны . Высказано также предположение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны . Лазарев считал, что если икона была написана в Новгороде (где Феофан Грек провёл десять лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми . По мнению Лифшица, она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году, по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана .
Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве .
Иконография
Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы .
Лицевая сторона
На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» ( Елеуса ). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет , а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием , держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом . Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом . Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.
Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец .
По словам В. Н. Лазарева,
Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного.
Являясь сторонником русского происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода.
По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской :
«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».
Оборотная сторона
На обороте изображено Успение Богородицы , отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись « Успение святыя Богородицы »). Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами , плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа ( Иаков, брат Господень , епископ иерусалимский и Иерофей , епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.
В. Н. Лазарев писал:
Апостолы — совсем простые люди. Растроганные и грустные, они пришли отдать последний долг матери своего учителя. Их сближает единое чувство — чувство глубокой печали. Оно настолько сильно, что сглаживает индивидуальные оттенки, делает любого из них участником общего, «соборного» действия .
Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что, по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, изображение на её обратной стороне выдержано в более тёмной и драматичной гамме с преобладанием густых синих, плотных зелёных, шоколадно-коричневых тонов, контрастирующих с белыми, пронзительно-красными, золотисто-жёлтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь характеризовал изображение на обороте как более темпераментное и импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим из трактовок Успения другими художниками данного периода. Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по мнению В. Н. Лазарева, следует, что лицевая и обратная стороны иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь отметил, что в лицах апостолов нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле , что, как и характерная для новгородских икон того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском авторстве данного изображения и, скорее всего, о его новгородском происхождении, которое в то же время является оригинальным симбиозом константинопольской и новгородской школ.
Списки
Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву лавру от князя Владимира Андреевича , двоюродного брата Дмитрия Донского .
После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну:
Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей [Донской иконе] почти два века, и дозволил им снять с неё вернейшие списки: один для сего храма [Успенского собора], и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города .
Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при епископе Коломенском Давиде икона была закрыта окладом .
После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы: «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» . В 1668 году для Малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков .
Драгоценный оклад
В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад , описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов . Оклад включал в себя:
… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами , сапфирами , альмандинами … 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников , перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий . Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня », другие кресты и панагии — святые мощи .
Оклад не имел аналогов по количеству мощевиков , которые помещались на него в память о царских родственниках. Оборот иконы со сценой Успения был закрыт гладким серебряным окладом с резными золочеными венцами. Икона находилась в деревянном киоте , обложенном вызолоченным серебром. Его украшали изображения Деисуса , Господских праздников, евангелистов , пророков , различных святых , в том числе соимённых членам царской семьи.
В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Старый оклад был снят, мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Новую ризу украшали 600 огранённых изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг . Икону в новом окладе поместили в киот, украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе.
Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона « Сошествие во ад » в золотой оправе с драгоценными камнями .
Примечания
- от 29 октября 2007 на Wayback Machine
- «Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составлена в 1471 году.
- Забелин И. Е. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря — М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1893. — 192 с. — С. 4.
- ЧОИДР . — М., 1847. — № 3. — С. 19—20.
- ↑ , с. 364—394.
- . Дата обращения: 30 января 2009. 5 февраля 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 28 января 2009. 12 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 28 января 2009. 5 сентября 2010 года.
- Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. — М., 2003. — Кат. № 1. — С. 80—83.
- Доктор искусствоведения, заведующий сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания .
- ↑ Лазарев В. Н. от 25 декабря 2010 на Wayback Machine
- Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // ГТГ: Материалы и исследования. — М., 1958. — Т. 2. — С. 10.
- Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // ДРИ. — М., 1984. — [Вып.: XIV—XV вв.] — С. 36—45.
- Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. — М., 2007. — С. 219.
- Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. — Т. 1. — М., 1995. — Кат. № 65. — С. 151.
- Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. — М., 1843. — С. 142.
- ППСРЛ. — Т. 14. — С. 15.
- Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4—5
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор трёх кремлёвских чудотворных икон Богоматери // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 163—164
- Копии с описных книг Благовещенского собора 1701—1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11—16 об.
- Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. № 2. С. 84.
Литература
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XII: Август, День 19. — С. 328.
- Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи // Изобразительное искусство : журнал. — 1974. — № 17 .
- Дмитриева Н. В. О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. — М. : Сретенский монастырь, 2004. — ISBN 978-5-7533-0068-3 .
- Шедевры древнерусской живописи // : журнал. — 1971. — № 8 .
- Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV—XVI вв. — М. : Наука , 1970. — Т. 5.
- Памятник, овеянный славой Куликовской битвы: Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». — Л. : Аврора , 1978. — 40 с. — ( Публикация одного памятника ).
- Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублёва» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Памятники культуры: Новые открытия : ежегодник. 2006. — 2008. — С. 364—394 .
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Лазарев В. Н. . . Дата обращения: 31 января 2009. 31 января 2012 года.
- . . Дата обращения: 31 января 2009. 31 января 2012 года.
- . Православие.Ru . — Из книги Н. Дмитриевой «О Тебе радуется!» Дата обращения: 31 января 2009. 5 сентября 2010 года.
- Щенникова Л. А. . Православная энциклопедия . Дата обращения: 17 августа 2009. 31 января 2012 года.
- Наймушин А. А. . 16 октября 2012 года.
- 2020-01-25
- 1