Renault Clio
- 1 year ago
- 0
- 0
Лёгкий танк сопровождения R35 ( фр. Char léger d'accompagnement 1935 R ) — французский пехотный танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Разработан в 1934 — 1935 годах для замены устаревшего FT-17 в роли танка сопровождения пехоты . За время серийного выпуска в 1935 — 1940 годах выпущено 1630 единиц, что сделало его наиболее массовым французским танком межвоенного периода . Активно поставлялся Францией другим странам, из выпущенных танков, 560 предназначались на экспорт. С началом Второй мировой войны R 35 активно использовался Францией в боевых действиях в 1940 году, а после её капитуляции — войсками вишистов в боевых действиях против Союзников в Северной Африке . Большая же часть французских R 35, около 800 танков, была захвачена вермахтом и использовалась им под обозначением Panzerkampfwagen 35R 731 (f) вплоть до 1944 года , немалое количество танков этого типа было передано и союзникам Германии.
В годы Первой мировой войны французам удалось создать очень удачный лёгкий танк «Рено» FT-17 , в значительной мере определивший дальнейшее развитие конструкторской мысли в танкостроении. Всего было выпущено 7820 единиц FT-17 различных вариантов, и несмотря на активные экспортные поставки, тысячи танков этого типа продолжали оставаться на вооружении французской армии в межвоенные годы . Это накладывало существенный отпечаток на французское танкостроение в 1920-е годы — при наличии столь значительных запасов, превышавших любые запросы армии в мирное время, модернизация танкового парка шла вяло. Разработанные как развитие FT-17, средние танки NC 27 и немногим превосходили его по боевым качествам, отличаясь к тому же ненадёжной подвеской и в результате были выпущены лишь в незначительном количестве. Единственным танком поддержки пехоты, принятым на вооружение за это время был разработанный на основе NC 28 и выпущенный в количестве, по разным данным, от 60 до 100 единиц D1 — малоподвижный и недостаточно для своей массы бронированный .
Работы по созданию нового лёгкого танка были начаты лишь в начале 1930-х годов, в качестве частной инициативы фирмы «Гочкис» . Результаты предварительных наработок были сочтены военными перспективными, и в августе 1933 года был инициирован конкурс на разработку, удовлетворявшего следующим требованиям :
Таким образом, проект представлял собой, по сути, всё тот же модернизированный FT-17, отличавшийся от предшественника в основном усиленным бронированием, требование по которому было дополнительно увеличено до 40 мм после испытаний 25-мм противотанковой пушки в июне 1934 года . Концепция танка соответствовала тактическим требованиям ещё Первой мировой войны: задачей нового танка являлось подавление огневых точек и поражение живой силы противника при бою в одном строю с пехотой, противотанковым возможностям значительного внимания не уделялось. Ограниченное финансирование армии в тот период обусловило требования к максимальному удешевлению и снижению ресурсоёмкости производства танка .
Предварительные проекты были представлены четырнадцатью фирмами, из которых к 1934 году были отобраны семь. Из них постройка прототипа была заказана лишь четырём — , FCM , и «Рено» . Ещё три прототипа тем временем были построены фирмой «Гочкис». После испытаний, машины «Делано-Бельвиль» и «Батиньоль-Шатийон» были отвергнуты и в дальнейшем в производство пошли только проекты «Рено», «Гочкис» и FCM . Прототип фирмы «Рено» был представлен государственной комиссии на испытания 20 декабря 1934 года . Хотя в их результате и выявились такие недостатки нового танка, как невысокая проходимость и значительное превышение веса над проектным, тем не менее к 1935 году с условием устранения мелких недостатков, выявленных в ходе испытаний, он был принят на вооружение под обозначением « Лёгкий танк „Рено“ образца 1935 года » ( фр. Char léger modèle 1935 R ) или просто R 35 .
Первый заказ на 300 экземпляров R 35 для Французской Армии был выдан « Рено » 29 апреля 1935 года , а ряд последующих довёл общую цифру заказанных машин к 1939 году до 1800 единиц. Ещё 500 были заказаны уже после начала войны . Ещё 550 машин составили экспортные заказы В реальности же, к сентябрю 1939 года Французской Армии было поставлено 975 R 35 из 1070 произведенных. Общее же число машин всех модификаций, выпущенных до капитуляции Франции в июне 1940 года , оценивается приблизительно в 1695 единиц, в том числе и в 4-ю бронетанковую дивизию полковника Шарля де Голля , из которых около 1500 поступили на вооружение Франции .
R 35 имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссии в лобовой части, а совмещённого отделения управления и боевого — в средней части, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, исполнявшего одновременно функции башенного стрелка.
R 35 имел круговую противоснарядную, слабо дифференцированную броневую защиту. Броневой корпус собирался из катаной гомогенной брони и имел смешанную конструкцию. Нижняя часть каждого борта корпуса была вертикальной и состояла из катаной цельной броневой плиты толщиной 40 мм. Днище корпуса состояло из катаного броневого листа толщиной 10 мм, соединявшегося с бортовыми бронеплитами при помощи сварки . Для увеличения жёсткости, к внутренней стороне днища были приварены дополнительные распорки из труб и уголков . Передняя часть корпуса, вплоть до уровня надгусеничных полок, представляла собой единую отливку с толщиной стенок 40 мм, крепившуюся к бортам и верху корпуса при помощи болтов . Верхняя часть корпуса над уровнем надгусеничных полок, за исключением кормовой оконечности, тоже состояла из цельной отливки с толщиной вертикальных поверхностей 40 мм и крыши — 25 мм. Вся кормовая стенка корпуса также представляла собой единую отливку из броневой стали с толщиной стенок в 32 мм. Вертикальное бронирование корпуса, за исключением бортов, располагалось под углами наклона в 23—24° к вертикали .
Башня R 35 состояла из единой броневой отливки с толщиной вертикальных стенок в 40 мм и их наклоном в 28° к вертикали и толщиной крыши в 25 мм. На крыше башни имелся литой же поворотный броневой купол, в крыше которого имелся вентиляционный лючок. Рядом с ним в крыше башни имелся ещё один лючок, служивший для флажковой сигнализации . Для посадки и высадки, каждый член экипажа имел индивидуальный люк. Двухстворчатый люк механика-водителя находился в лобовой части корпуса, командир же имел одностворчатый люк в корме башни. Помимо этого, в днище корпуса в районе места командира имелся круглый люк для экстренной эвакуации экипажа. Ещё один крупный люк в средней лобовой бронеплите корпуса служил для доступа к агрегатам трансмиссии , ещё ряд люков имелся в крыше моторного отделения и корме корпуса .
Основным вооружением R 35 ранних выпусков являлась 37-мм полуавтоматическая пушка SA 18 , аналогичная установленной на танках FT-17 . Пушка устанавливалась в спаренной с пулемётом установке на горизонтальных и вертикальных цапфах в лобовой части башни , что позволяло её качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Наведение в вертикальной плоскости, в пределах −11…+19° и точная наводка в горизонтальной плоскости, в пределах ±5°, осуществлялись качанием установки командиром машины при помощи плечевого упора, грубая горизонтальная наводка осуществлялась поворотом башни . Для наведения спаренной установки использовался телескопический оптический прицел , установленный слева от орудия. На танках поздних выпусков, известных как R 39, SA 18 была заменена новой пушкой того же калибра, но отличавшейся увеличенной длиной ствола и более мощными боеприпасами и, как следствие, возросшей до 701 м/с начальной скоростью снаряда и лучшей бронепробиваемостью, достигавшей 30 мм на дистанции в 1000 метров . Боекомплект пушки SA 18 состоял из 116 патронов , размещённых в укладках в ящике с левой стороны боевого отделения .
Вспомогательное вооружение R 35 всех модификаций состояло из 7,5-мм пулемёта MAC 1931 , размещавшегося в спаренной с орудием установке справа от него. Боекомплект пулемёта состоял из 2400 патронов в 16 барабанных магазинах по 150 штук. Из 16 магазинов, 6 находились в укладках на правом борту корпуса, 7 — на левом борту и ещё 3 — на кожухе карданного вала .
Средства наблюдения R 35 состояли из бинокулярных смотровых приборов («эпископов») и смотровых щелей. Бинокулярные смотровые приборы представляли собой простые парные смотровые окошки, закрытые с внутренней стороны защитным стеклом и могущие закрываться снаружи броневой заслонкой, защитное стекло и броневую заслонку также имели и смотровые щели. На танках ранних выпусков, командир танка располагал тремя бинокулярными смотровыми приборами — слева в лобовой части башни и по бортам, а также смотровыми щелями в крышке кормового люка и в поворотном колпаке башни . Бинокулярные смотровые приборы, однако, показали свою излишнюю уязвимость, поэтому на танках поздних выпусков они были заменены смотровыми щелями. Механик-водитель имел для наблюдения за местностью три смотровых щели в верхней лобовой части корпуса — одну, не имевшую броневой заслонки, в крышке своего люка и две — по бокам от люка .
Внешняя связь на R 35 изначально осуществлялась лишь при помощи флажковой сигнализации , в том числе и на командирских машинах. Связь между танками и пехотой , которую они должны были поддерживать, осуществлялась при помощи курьеров . К концу 1930-х годов, на командирские машины начали устанавливаться радиостанции ER 54 , служившие для связи командиров подразделений с пехотой, однако число танков, оснащённых ими было невелико. Связь же между танками в подразделении осуществлялась по-прежнему при помощи флажковой сигнализации, лишь танки 24-го танкового батальона был полностью оснащены радиостанциями . Какие-либо специальные средства внутренней связи на R 35 отсутствовали .
На R 35 всех модификаций устанавливался рядный 4- цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения производства фирмы «Рено» , развивавший мощность в 82 л.с. при 2200 об/мин. Двигатель размещался в правой половине моторного отделения вдоль продольной оси корпуса. Два топливных бака , общей ёмкостью 150 литров, находились один над другим слева от двигателя, в передней части моторного отделения. Пространство за ними, ближе к корме, занимал радиатор и другие узлы системы охлаждения, помимо двигателя одновременно охлаждавшей и смазочную систему трансмиссии .
Трансмиссия на всех модификациях R 35 также оставалась неизменной, в её состав входили :
Ходовая часть R 35 с каждого борта состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки имели смешанную подвеску. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках «ножничного типа», состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеницы R 35 — стальные, мелкозвенчатые, двухгребневые, цевочного зацепления, состоящие каждая из 126 траков шириной 260 мм и с шагом 65 мм .
К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года из 1070 выпущенных танков, было отгружено с заводов 975 машин из которых во французской армии имелось 847 (765 R 35 в войсках, 49 в школах и 33 на складах), 83 танка были экспортированы и еще 45 ожидали отправки за границу..всех модификаций, ещё порядка 300 машин поступили в армию к началу Французской кампании .
После разгрома и капитуляции Франции, большая часть R35 поступила в распоряжение немцев. С установлением в стране режима Виши ему не было позволено иметь на вооружении бронетехнику, однако в колониях Франции, контролируемых режимом, оставалось некоторое количество танков и бронеавтомобилей. В Сирии R35 состояли в 68-м танковом батальоне, который летом 1941 года принял активное участие в боях при наступлении британской армии на Сирию и Ливан в ходе операции «Экспортёр» . Также R-35 состояли в танковых батальонах 62-м в Алжире и 63-м в Тунисе и использовались вишистами для отражения англо-американской высадки при проведении операции «Факел» .
После капитуляции Франции 22 июня 1940 , значительные количества французского вооружения и техники, и среди них, по разным данным, от 800 до 840 R 35 различных модификаций, были захвачены Германией . По германским стандартам, R 35 был сочтён неподходящим для вооружения фронтовых частей, прежде всего из-за своей низкой скорости и слабого вооружения большинства танков. Несмотря на это, из-за хронической нехватки собственных танков для вооружения постоянно растущих бронетанковых частей, усугублённой потерями в Польской и Французской кампаниях, Вермахт был вынужден поставить на вооружение не только R 35, но даже и FT-17 времён ещё Первой мировой войны . По сквозной системе обозначений германской бронетехники , R 35 получил индекс Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f) . Как и другие французские танки, R 35 были задействованы на второстепенных ролях, а также использованы в качестве шасси для строительства 47-мм САУ . Переделано было 174 танка в САУ. Из-за общей устарелости конструкции, модернизация R 35 почти не проводилась, за исключением организации люка в куполе башни и установки германских радиостанций . Еще 26 машин выполнили в варианте командирских, установив вместо пушки пулемет и более мощное радиооборудование.
Первые R 35 были захвачены вермахтом ещё в ходе Французской кампании и были, хотя и в ограниченном количестве, тут же задействованы против своих недавних владельцев. В дальнейшем же R 35 использовались в основном для противопартизанских операций и задач охранения . Так, не менее нескольких десятков R 35 были использованы вермахтом и войсками СС на территории Югославии вплоть до 1945 года . В этой роли он получил сравнительно высокую оценку от использовавших его солдат, благодаря своим небольшим размерам, позволявшим использовать его на узких дорогах в горной местности . Около 200 R 35 со снятыми башнями были задействованы в нападении на СССР в 1941 году , из них 110 использовались в роли артиллерийских тягачей , остальные же — в роли БРЭМ или подвозчиков боеприпасов . Некоторое количество R 35 использовалось и на Западном фронте в 1944 году , кроме того, снятые с части танков башни были использованы в укреплениях Атлантического вала .
Летом 1943 года танки R-35 131-го полка итальянской армии использовались в боях на острове Сицилия
R35 использовались сирийской армией во время арабо-израильской войны 1948 года . Пять танков принимали участие в штурме кибуца Дгания-Алеф , из них четыре были подбиты защитниками кибуца. В атаке на кибуц Дгания-Бет участвовали восемь танков. Израильтянам удалось захватить два танка, впоследствии использовавшиеся уже израильской стороной.
По состоянию на февраль 1945 года танковые войска Румынии состояли только из 2-го танкового полка. На вооружении которого в том числе были и 2 роты танков R-35 общим количеством 28 единиц. Основная их модернизация заключалась в замене штатного орудия на советское танковое орудие 20-К . Основные потери полк понёс в боях за Чехословакию и Австрию.
R 35 относился к категории лёгких танков поддержки пехоты , первым представителем которой стал FT-17 ещё в Первую мировую войну . В самой Франции , R 35 делил эту тактическую нишу с танком H 35 , разработанным на его основе и практически идентичным по всем параметрам и FCM 36 , также обладавшим близкими характеристиками, но значительно более дорогим и, как следствие, выпущенным малой серией. Наиболее близким же зарубежным аналогом R 35, а также единственным серийным лёгким танком с противоснарядным бронированием, произведённым в межвоенный период за пределами Франции, была британская «Матильда» Mk.I , чьё серийное производство началось в 1937 году . «Матильда» была создана во многом в рамках одной с R 35 концепции — разработанный в условиях нехватки финансирования двухместный пехотный танк с противоснарядным бронированием и сравнительно слабым вооружением. Вместе с тем, в «Матильде» баланс параметров был серьёзно сдвинут в сторону бронирования, имевшего на вертикальных поверхностях толщину 60—65 мм, что делало её почти неуязвимой для противотанковых орудий первого поколения. С другой же стороны, скорость «Матильды» не превышала 13 км/ч по шоссе, а всё её вооружение состояло из 7,7-мм пулемёта , лишь небольшая часть машин была вооружена 15-мм пулемётом, дававшим им хоть какие-то возможности для борьбы с бронетехникой противника.
Большинство же лёгких танков других стран в 1930-е годы, такие как британский «Виккерс-шеститонный» и его зарубежные варианты — советский Т-26 и польский 7TP ; чехословацкие LT vz.35 и LT vz.38 или американский M2 , были созданы в рамках иной концепции и отличались в своей конструкции перевесом в сторону подвижности и огневой мощи. Бронирование всех этих танков было противопульным и не превышало 15, в некоторых случаях 25 мм, зато, как правило, за исключением ранних двухбашенных вариантов некоторых из них, они были вооружены длинноствольными 37-мм или даже 47-мм пушками, равными или превосходившими по мощности орудие R 39. Важным преимуществом этих танков являлись и двухместные башни , позволявшие командиру танка хотя бы отчасти освободиться от обслуживания орудия и заняться своими основными обязанностями. Несколько выбиваются из этого ряда лишь германский Pz.Kpfw.II и японский «Ха-Го» , имевшие одноместную башню и уступавшие R 39 в мощности вооружения, хотя и превосходившие в этом отношении R 35.