Interested Article - Святогор
- 2020-02-13
- 2
Святого́р — в восточнославянской мифологии богатырь -великан. Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса , находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем .
Святогор
Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля , но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы .
Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь , а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.
Отец Святогора «тёмный», то есть слепой — признак существа иного мира (ср. Вий ) .
Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если бы было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумку, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.
По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей , шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем .
Третий эпизод — женитьба Святогора ; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище . Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал, в чём дело, и понял, что от судьбы не уйдёшь .
Разбор преданий
Изучение этих трёх преданий привело исследователей к следующим заключениям:
- Мотив о подымании сумы — общераспространённый в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике , Колыване , Вольге , Самсоне . В югославской поэзии в роли Святогора выступает кралевич Марко ; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане . Сума соответствует камню в былинах о Потоке , что совпадает со средневековым рассказом об Александре Македонском , которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни свесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца [ уточнить ] человеческое око — зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном .
- Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике « Тути-наме », в «Сказках 1001 ночи», в индийских буддийских сказках. Возможно, это эпизод восточного происхождения [ источник не указан 3663 дня ] .
- Сказания и повести о подобном гробе известны у украинцев , кашубов , итальянцев , цыган , мадьяр , в Древнем Египте .
- Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что «суда Божия не минути» (ср. пов. в «Римских Деяниях» переведено в XVII веке на русский язык). По своим подробностям — поездка к северному колдуну-кузнецу — эта побывальщина напоминает эпизод « Калевалы ». Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остаётся мало разъяснённой. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез: сравнивает его со Святым Христофором , по легенде перенёсшим Христа через воду. Жданов утверждает, что прототипом Святогора был библейский Самсон . Веселовский полагает, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора. В другом месте он же указывает на возможный источник — «Александрию», где говорится «о великом муже, которого увидев удивился Александр»: он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель Святогора. Халанский отмечает сходство и влияние Русских народных эпосов. Имя Святогор можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства — Святым горам .
- По мнению российского и советского филолога-фольклориста В. Я. Проппа , Святогор представляет собой воплощение первобытной силы, неприменимой и поэтому обречённой на гибель .
- В одной былине Святогор фигурирует как «славный богатырь» черниговского князя Олега Святославича . По мнению Б. А. Рыбакова , эта былина сложилась в черниговском окружении Олега Святославича, но могла отражать и более ранние эпические сказания начала X века .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 119, 137.
- Дата обращения: 25 апреля 2022. 14 марта 2022 года.
- , с. 37.
- Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни, Мезень. СПб 1910, т. III, с. 249-255.)
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, 1963
- Рыбаков Б. А. от 31 мая 2017 на Wayback Machine , 1987
Источники
- // Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года / [сказитель: П. Л. Калинин]. — СПб. , 1873. — № 1.
- // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым : в 3 т. / под ред. А. Е. Грузинского. — 2-е изд. — М. , 1910. — Т. 1, № 51.
Литература
- Балашов Д. М. Из истории былинного эпоса. Святогор // Русский фольклор. Вып. XX. — Л., 1981. С. 10-21.
- Веселовский, А. Н. Южнорусские былины // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук . — СПб. , 1881. — Т. 22, № 2, Разд. IV.
- Жданов, И. Н. : магистерская диссертация. — Киев, 1881.
- Конча, С. В. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2010. — № 4 (42). — С. 42—55.
- Пропп, В. Я. . — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958.
- / В. Н. Перетц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. . — СПб. , 1900. — Т. XXIX (57) : Сахар — Семь мудрецов. — С. 267—268.
-
/
В. В. Иванов
,
В. Н. Топоров
// Мифы народов мира : энциклопедия :
в 2 т.
/ гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 2 : К—Я. — С. 421.
- // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 481—482. — ISBN 5-85270-032-0 .
- // Славянская мифология / науч. ред. В. Я. Петрухин , Т. А. Агапкина , Л. Н. Виноградова , С. М. Толстая ; Ин-т славяноведения и балканистики РАН. — 1-е изд.. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 353—355. — ISBN 5-7195-0057-X .
Ссылки
- . Русские былины. Дата обращения: 4 января 2014.
- . . Живой Журнал (9 мая 2011). — Выдержки из ; иллюстрации к былинам о Святогоре. Дата обращения: 4 января 2014.
- 2020-02-13
- 2