HMS Orion (1910)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Лайон» ( англ. HMS Lion ) — линейный крейсер типа «Лайон» Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны . По сравнению со своими предшественниками, линейными крейсерами типа « Индефатигебл », имел более мощное вооружением и бронирование. Принимал активное участие в большинстве крупных операций Королевского флота.
«Лайон» служил флагманом эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита во время Первой мировой войны , исключая то время, когда он находился в ремонте . Он уничтожил немецкий лёгкий крейсер « Кёльн » во время Битвы в Гельголандской бухте и служил флагманом эскадры вице-адмирала Дэвида Битти в битве на Доггер-банке и в Ютландском сражении . В обеих битвах он был серьёзно повреждён, после первой его отбуксировали в порт и он два месяца находился в ремонте, в ходе второй одна из его башен была уничтожена и восстановлена только после восьмимесячного ремонта.
«Лайон» имел общую длину 213,4 метра, наибольшую ширину 27 метров , осадку при полном водоизмещении 32 фута 5 дюймов (9,9 метров). Водоизмещение нормальное 26270 длинных тонн (26690 тонн ), полное 30820 длинных тонн (31310 тонн). Метацентрическая высота 1,8 метра при полной загрузке (с нефтяным топливом) .
В ходе боя «Лайон», в основном с дистанции 14 500 м (79 каб.), выпустил по противнику 243 бронебойных снаряда (27,6 % боекомплекта) главного калибра, но добился только 4 попаданий — по одному в «Блюхер» и «Дерфлингер» и два в «Зейдлиц» (1,65 % выпущенных снарядов). «Принсесс Ройял» в бою выпустила 271 снаряда главного калибра, добившись 1-го попадания в «Дерфлингер» и 2-х в «Блюхер» и не получила повреждений в бою вообще .
Немцы вели огонь в основном по «Лайону», из-за того что видели его лучше других. За бой немцы поразили «Лайон» шестнадцатью 280-мм и 305-мм снарядами (большей частью 280-мм) и одним 210-мм с «Блюхера», из которых первые девять пришлись в левый борт, причинив ему столь серьёзные повреждения, что ему пришлось выйти из строя, при этом 1 человек из экипажа был убит и 20 ранено .
Вдобавок к этим повреждениям, правое орудие башни Q вышло из строя после первых 15 выстрелов из-за поломки стреляющего механизма, которую не смогли быстро отыскать .
Повреждения «Лайона» хорошо продемонстрировали неспособность 127-мм и 152-мм броневых поясов противостоять германским 280-мм бронебойным снарядам даже при угле встречи с бронёй 20 градусов .
После Ютландской битвы крейсер имел более серьёзные повреждения, чем в бою у Доггер-банки, получив с «Лютцова» 13 попаданий 305-мм снарядами. Наиболее опасное попадание вызвало пожар в башне «Q», взрыв которой предотвратили затоплением её порохового погреба по приказу смертельно раненного командира башенного расчета Ф. Дж. Харви.
В начале боя английские линейные крейсера не сумели использовать некоторые преимущества в дальности стрельбы артиллерии главного калибра, которая составляла для 305-мм орудий «Нью Зиланд» и «Индомитебла» 21 500 м (116 каб. ), для 343-мм орудий «Лайона», «Принсесс Ройял», «Куин Мэри» и « Тайгера » 22 000 м (118 каб.). Причиной этого стала неудовлетворительная работа английских дальномеров на предельных дистанциях, а также то, что немецкие крейсера, окрашенные в светло-серый цвет, сливались с лёгким туманом, стоявшим над морем, из-за чего английская эскадра была вынуждена подойти поближе — на дистанцию 16700 м (90 каб.), и сама попала под сокрушительный обстрел . В то же время, не сумев правильно определить дистанцию, англичане первые минуты боя давали залпы перелётом.
Таким образом, теоретические расчёты английских адмиралов, на основании которых более дальнобойная и крупнокалиберная артиллерия и большая скорость хода, важные для удержания дистанции в ходе боя, искупались ценою более слабого бронирования, не оправдались. На предельных дистанциях англичане имели бы заметное преимущество, если бы была возможна меткая стрельба, но об этом не могло быть и речи: дистанция боя в основном составляла 12 700-19 100 м (69-103 каб.), но временами она уменьшалась до 10 000 м (54 каб.), в бою «Лайон» израсходовал 326 343-мм снарядов (37 % боекомплекта) и добился всего пяти попаданий (1,53 % выпущенных снарядов). Из них одно в «Дерфлингер» и два в «Лютцов» произошли на дистанции менее чем 10 000 м (54 каб.).
Кроме того, по словам старшего артиллерийского офицера «Лютцова» фрегаттен-капитана Пашена :
Одно наблюдение, сделанное нами в начале боя, нас изумило и подбодрило. Два упавших близко неприятельских снаряда отрикошетили и пронеслись над «Лютцовым» — два длинных белых снаряда, которые по их цвету я признал за обыкновенные, начинённые чёрным порохом. Чёрный порох! Вот почему так незначительны были действия английских снарядов. Ошибка англичан заключалась в их пристрастии к большим калибрам: куда бы ни попал снаряд — удар был мощным и пробоина пещерообразного вида, но разрывное действие его было сравнительно слабо. Один раз наш пост управления огнём наполнился знакомым запахом чёрного пороха, и мы улыбнулись друг другу. Мы также получили несколько попаданий снарядов, начинённых более сильной взрывчаткой, но, по-видимому, не бронебойных, и действие их было поверхностное.
В свою очередь немецкие линейные крейсера достигли 13 попаданий 280-мм и 305-мм снарядами в правый борт «Лайона». Хронологически это выглядело таким образом.
Снаряды, попавшие со стороны правого борта:
Снаряды, попавшие с левого борта:
Две кочегарки наполнились дымом и паром, но большая часть осколков застряла в бронированных колосниках.
В 16:08 четыре 305-мм снаряда попали в правый борт:
Из-за этих попаданий вышла из строя главная радиостанция «Лайона». Один 150-мм снаряд разорвался над машинным отделением, вызвав небольшой пожар. Близкие разрывы вызвали аварии обоих главных гирокомпасов, в результате чего корабль совершил циркуляцию на 360 градусов.
Хотя общие повреждения «Лайона», кроме башни Q, были значительно менее серьёзными, чем во время боя у Доггер-банки, потери «Лайона» в Ютландском бою составили 99 убитых (48 человек умершими от ран, причиненных осколками снарядов, и ожогов, 49 только от ран осколками и два только от ожогов) и 51 раненых. После боя пятеро человек умерло от ран. Потери составляли 12,3 % от численности экипажа .
После боя на «Лайоне» в течение 4 часов проводили осмотр повреждений. С 5 по 26 июня 1916 г. крейсер находился в ремонте в Розайте, затем с 27 июня по 8 июля на верфи Армстронга в устье реки Тайн, где с него сняли башню Q. С 8 по 20 июля он находился в сухом доке в Розайте с тремя башнями, где закончили ремонт корпуса и замену брони.