Мистерии
- 1 year ago
- 0
- 0
Элевси́нские мисте́рии (елевзинские таинства , др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια ) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны , которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин ) в Древней Греции и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными .
Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация, как полагали, объединяла человека с богом , вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире .
Элевсин — маленький город, расположенный в 22 км к северо-западу от Афин и связанный с ними священной дорогой . Элевсин издавна славился производством пшеницы .
Мистерии были основаны на мифах о Деметре. Её дочь Персефона была похищена Аидом , богом подземного мира. Деметра, являющаяся богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли.
Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триптолему , Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии.
Но так как Аид дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната , чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.
Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых. Келей был первым жрецом Деметры, посвящённым в её обряды и тайны, а его сын Триптолем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям по всей земле.
Группа исследователей, начиная с Шарля Пикара относят зарождение мистерий к микенской эпохе (1500 лет до н. э.). Аксель Персон допускал критское или минойское происхождение мистерий. Ряд других исследователей считают, что признаки указывают на доэллинское происхождение культа, с севера, из района Фессалии и Фракии .
Мистерии праздновались ежегодно в течение почти двух тысяч лет.
Во времена Писистрата Афинского Элевсинские мистерии приобрели большое значение и паломники приезжали со всей Греции для участия в них. Начиная с 300 г. до н. э. контроль над проведением мистерий взяли представители двух семей Эвмолпидов и Кериков .
Обязательным условием допуска к мистериям была непричастность к убийству и владение греческим языком (не быть варваром ). К участию допускались женщины и некоторые рабы.
Римский император Феодосий I Великий указом от 392 года закрыл святилище, — в целях борьбы с язычеством и укрепления христианства.
Последние следы мистерий были уничтожены в 396 году во время вторжения короля готов Алариха I в Византию .
Было два вида мистерий: Великие и Малые. Малые мистерии праздновались в антестерионе (март), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами.
Великие мистерии проходили в боэдромионе ( октябрь ) и продолжались девять дней. Первый акт Великих мистерий ( 14 боэдромиона ) состоял в переносе священных объектов из Элевсина в (храм у основания Акрополя в Афинах, посвящённый Деметре). 15 боэдромиона иерофанты (жрецы) объявляли начало обрядов. Церемонии начинали в Афинах 16 боэдромиона , служители омывались в море в Фалероне (естественная гавань в Афинах) и жертвовали свинью в Элевсинионе 17 боэдромиона . Священная процессия отправлялась из Керамик (афинское кладбище) 19 боэдромиона и двигалась в Элевсин по так называемой «Священной дороге».
В определённых местах участники кричали непристойности в честь Ямбы (старая служанка, которая своими забавными шутками развеселила Деметру, когда та в Элевсине оплакивала потерю своей дочери), а также выкрикивали одно из имён Диониса, Иакх ( Дионис считался сыном Деметры или Персефоны).
Прибытие в Элевсин отмечалось посто́м в память о го́ре Деметры, когда она печалилась о дочери. Пост прерывался настоем ячменя и мяты ( кикеон ), который выпила Деметра в доме царя Келея вместо красного вина.
В 20-х и 21-х числах боэдромиона иерофанты входили в большой зал (храм в честь Деметры), где они лицезрели священные реликвии. Эта часть мистерий была наиболее скрыта от непосвящённых, запрещено было рассказывать о ней посторонним под страхом смерти.
Относительно сущности мистерий есть несколько взглядов. Некоторые утверждают, что посвящённые, путём созерцания священных предметов убеждались в существовании жизни после смерти . Другие говорят, что этого недостаточно для объяснения влияния и долговечности мистерий, утверждая, что помимо внешнего созерцания посвящённые могли находиться под воздействием психотропных средств.
Вслед за этой скрытой частью следовало пиршество, которое продолжалось всю ночь и сопровождалось танцами и развлечениями. Танцы проходили в поле, где по преданию пробился первый росток. Также приносили в жертву быка .
22 боэдромиона посвящённые почитали умерших, опрокидывая специальные сосуды. Мистерии заканчивали 23 боэдромиона [ источник не указан 1790 дней ] .
В центре Телестериона был ('дворец'), маленькое строение из камня, в которое могли входить только иерофанты , в нём сохранялись священные объекты.
Большая часть обрядов никогда не была зафиксирована письменно, а поэтому многое в этих мистериях остаётся предметом спекуляций и домыслов.
Участники Элевсинских мистерий делились на четыре категории:
Из книги Томассина «Сборник изображений скульптур, скульптурных групп, термов, источников, ваз и других изящных вещей».
В своём «Исследовании разрисованных греческих ваз» Джеймс Кристи представляет версию о том, что происходило в течение девяти дней Великих Элевсинских ритуалов.
Некоторые учёные полагают, что эффект Элевсинских мистерий основывался на воздействии на участников психоделика , содержащегося в кикеоне . По мнению Р. Г. Уоссона , ячмень мог быть заражен грибами спорыньи , которые содержат воздействующие на психику амиды лизергиновой кислоты (родственна ЛСД и ); впрочем, Роберт Грейвз приводил аргументы в пользу того, что в кикеоне или в подаваемом на мистериях печенье содержались грибы рода псилоцибе .
Чувства посвященных были обострены подготовительными церемониями, а психотропная смесь позволяла погрузиться в глубочайшие мистические состояния. Приём смеси входил в церемониальный обряд, но точный состав её неизвестен, так как никогда не записывался, а передавался устно.
Косвенным подтверждением энтеогенной теории является тот факт, что в 415 до н. э. афинский аристократ Алкивиад был осуждён за то, что у него в доме оказалось «элевсинское таинство» и он пользовался им для угощения друзей .