Гней Помпей (консул-суффект 31 года до н. э.)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гней Домиций Агенобарб ( лат. Gnaeus Domitius Ahenobarbus ; родился около 139 — умер не позже 89 гг. до н. э.) — римский политический деятель из плебейского рода Домициев , консул 96 года до н. э., цензор 92 года до н. э., верховный понтифик со 103 года до н. э.
Гней Домиций принадлежал к плебейскому роду, который позже, во времена Августа , был включён в состав патрициата . Согласно легенде, рассказанной Светонием , первый представитель этого рода однажды встретил «юношей-близнецов божественного вида», которые приказали ему сообщить римлянам о победе, одержанной на войне. «А в доказательство своей божественной силы они коснулись его щёк, и волосы на них из чёрных стали рыжими, медного цвета». Этот Домиций получил прозвище Агенобарб ( Ahenobarbus , «рыжебородый»), ставшее когноменом для его потомков . Правнуком родоначальника был Гней Домиций Агенобарб , первым из этой семьи достигнувший консулата (в 192 году до н. э.) ; сыном последнего был консул-суффект 162 года до н. э., тоже Гней , а внуком — консул 122 года до н. э. , отец Гнея (консула 96 года до н. э.) и Луция (консула 94 года до н. э.) .
Асконий Педиан назвал Квинта Лутация Катула Капитолина племянником Гнея Домиция . Поэтому существует гипотеза, что у Гнея была сестра, жена Квинта Лутация Катула-старшего , консула 122 года до н. э. . Но это предположение подвергают сомнению .
Рождение Гнея Домиция, учитывая дату его консулата и требования закона Виллия , исследователи относят приблизительно к 139 году до н. э . Свою карьеру Агенобарб начал, предположительно, с должности монетария . Сохранилась целая серия денариев , на которых указаны имена Гнея Домиция и Луция Лициния Красса . Исследователи XIX века полагали, что монеты относятся к 92 году до н. э., когда эти два нобиля вместе были цензорами ; но позже преобладающим стало мнение, что Красс и Агенобарб ещё и в молодости были коллегами как монетные триумвиры . Эту их деятельность датирует 118 годом до н. э ., а Фридрих Мюнцер — промежутком между 109 и 104 годами до н. э .
В 104 году до н. э. (по данным Веллея Патеркула — в 103 ) Гней Домиций занимал должность народного трибуна . В этом качестве он привлёк к суду консуляра Марка Юния Силана — либо из-за понесённого обвиняемым поражения от кимвров , либо из-за оскорбления Силаном трансальпийца Эгритомара , гостеприимца отца Гнея . Присяжные проголосовали за оправдательный приговор .
К трибунскому году Агенобарба относится его конфликт с понтификами . Состоявший в этой жреческой коллегии отец Гнея умер в 104 году до н. э., и трибун рассчитывал занять его место; но понтифики выбрали кого-то другого. Тогда Агенобарб добился принятия закона, согласно которому новых членов четырёх основных жреческих коллегий должно было выбирать народное собрание . Жрецы теперь могли только выдвигать кандидатов. В благодарность за этот закон народ уже в следующем году выбрал Гнея верховным понтификом на место умершего Луция Цецилия Метелла Далматика .
В 100 году до н. э. Агенобарб принял участие в решающей схватке сенатской «партии» со сторонниками трибуна- популяра Луция Аппулея Сатурнина . Марк Туллий Цицерон , перечисляя аристократов, явившихся к храму Санка, чтобы взять оружие из общественного хранилища, называет и « Гнея и Луция Домициев » . Известно, что главный враг Сатурнина Квинт Цецилий Метелл Нумидийский был другом Гнея : из изгнания он направил братьям Агенобарбам письмо, в котором говорилось: « А когда я вижу ваше отношение ко мне, я чувствую себя в высшей степени утешенным, и ваша верность и доблесть встают у меня перед глазами » .
Не позже 99 года до н. э., в соответствии с законом Виллия, Гней Домиций должен был занимать должность претора . В 96 году до н. э. он был консулом совместно с Гаем Кассием Лонгином , а в 92 году до н. э. — цензором совместно с самымм выдающимся оратором той эпохи Луцием Лицинием Крассом. О его консулате практически ничего не известно. В качестве цензора Агенобарб совместно с коллегой издал эдикт, запрещавший преподавание искусства красноречия на латинском языке. Его текст сохранился в составе одного из сочинений Светония :
Дошло до нас, что есть люди, которые завели науку нового рода, к ним в школы собирается юношество, они приняли имя латинских риторов, и там-то молодые люди бездельничают целыми днями. Предками нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить; новшества же, творимые вопреки обычаю и нраву предков, представляются неправильными и нежелательными. Поэтому считаем необходимым высказать наше мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто привык посещать их, что нам это не угодно.
— Светоний. О грамматиках и риторах, 25
Формальным обоснованием этого запрета стали как «бездельничанье» молодёжи в латинских школах, так и поверхностность получаемого там образования. В историографии выдвигалось предположение о возможных политических причинах: с системой латинского образования, возможно, был связан Гай Марий, терявший в 90-е годы до н. э. своих сторонников в сенате . Есть мнение, что данная инициатива носила антидемократический характер . Но в любом случае запрет латинского образования не имел реальных последствий .
Между цензорами произошёл открытый конфликт, усиленный полным несходством их характеров. Агенобарб был человеком мрачным, суровым, грубым, а Красс — насмешливым, мягким, утончённым и немного легкомысленным . Поводом к столкновению стало излишне роскошное убранство особняка Красса на Палатине : Гней Домиций перед народным собранием обвинил своего коллегу в изнеженности и расточительности, а тот применил в обороне «науку остроумия». По словам Цицерона, вложенным в уста Марка Антония в трактате « Об ораторе », «Домиций был так важен, так непреклонен, что его возражения явно было гораздо лучше развеять шуткой, чем разбить силой» .
Парируя критику Агенобарба, Красс заявил, «что нечего удивляться его медной бороде, если язык у него из железа, а сердце из свинца» . Гней Домиций рассказал народу о вопиющем, по его мнению, случае: у Красса была ручная мурена , незадолго до того умершая, и Луций Лициний оплакал её и приказал похоронить. Красс же на это ответил, что в самом деле не обладает стойкостью своего коллеги: ведь тот не проронил ни единой слезы, похоронив трёх своих жён . Слушавший эту перепалку Цицерон позже признал, что ни одна речь не вызывала на форуме более шумного одобрения у народа .
В связи с событиями конца 91 года до н. э. Диодор Сицилийский упоминает некоего Гая Домиция . Этот нобиль вышел навстречу вождю марсов Квинту Попедию Силону , пришедшему к Риму с 10 тысячами вооружённых италиков и готовому предъявить Республике ультиматум. Узнав, что Силон хочет требовать статуса римских граждан для своих людей, «Домиций возразил, что они добьются гражданства с меньшим риском и с большим почётом, если обратятся к сенату способом не столь воинственным; сенат, сказал он, дарует эту милость союзникам, если вместо принуждения предъявляют ходатайство». Силон признал справедливость этого аргумента и вернулся домой, так что Домиций, по словам Диодора, «спас родину от смертельной опасности» . Поскольку у Домициев не был в ходу преномен Гай , исследователи предполагают, что речь идёт о Гнее. Но в любом случае у них нет уверенности в том, что рассказ Диодора правдив .
Больше Агенобарб не упоминается в источниках. В 89 году до н. э. верховным понтификом был Квинт Муций Сцевола , так что Гней Домиций к этому моменту уже был мёртв .
Гней Домиций был трижды женат и пережил всех своих жён; их имена неизвестны . У него было двое сыновей. Старший, тоже Гней , погиб молодым в одной из гражданских войн, сражаясь на стороне марианцев. Младший, Луций , занимал консульскую должность в 54 году до н. э. и погиб при Фарсале в 48 году до н. э. Через него Гней является предком по прямой мужской линии императора Нерона .