Публий Корнелий Лентул (консул-суффект 162 года до н. э.)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пу́блий Корне́лий Ле́нтул Су́ра ( лат. Publius Cornelius Lentulus Sura ; родился, по одной из версий, в 114 году до н. э. — казнён 5 декабря 63 до н. э. , Рим , Римская республика) — древнеримский политический деятель из патрицианского рода Корнелиев Лентулов , консул 71 года до н. э. В 70 году до н. э. был исключён из сената за безнравственность. Стал участником заговора Катилины и был казнён без суда.
Публий Корнелий принадлежал к знатному и разветвлённому патрицианскому роду Корнелиев . Первый известный из источников носитель когномена Лентул был консулом в 327 году до н. э., и в дальнейшем Лентулы регулярно попадали в Капитолийские фасты . Консул 71 года до н. э. предположительно был внуком Публия Корнелия Лентула , занимавшего консульскую должность в 162 году до н. э. Отцом Публия-младшего, согласно гипотезе Фридриха Мюнцера , мог быть тот Публий Лентул , которого упоминает Аппиан как брата Луция Юлия Цезаря и легата во время Союзнической войны (правда, есть мнение, что в этом случае произошла ошибка переписчика и что в действительности речь идёт о Квинте Лутации Катуле ) .
Учитывая в совокупности даты претуры и консулата Публия Корнелия, а также требования закона Виллия о возрастных порогах для магистратур , рождение Суры может быть датировано примерно 114 годом до н. э . Свою политическую карьеру он начал, в соответствии с традицией, с квестуры (в 81 году до н. э .); перед ним и его коллегой отчитался о своей деятельности квестор предыдущего года Гай Веррес . В это время Римом правил диктатор Луций Корнелий Сулла , который фактически назначал магистратов . Согласно Плутарху , в конце квесторского года Сулла на заседании сената обвинил Лентула в растрате, а тот « вышел вперед, с видом презрительным и безразличным, и объявил, что отчета не даст, но готов показать голень, — так делают мальчишки, когда, играя в мяч, промахнутся ». После этого Публий Корнелий и получил прозвище Сура (от лат. Sura — «голень» ).
Известно, что Лентула дважды привлекали к суду, но приговор в обоих случаях был оправдательным . Даты неизвестны. В источниках сохранились подробности только об одном из этих процессов : Публий подкупил часть судей, и, когда оказалось, что голосов за оправдание на два больше, « жаловался, что вышла бесполезная трата — ему, дескать, было бы достаточно и большинства в один голос » .
Ещё при Сулле, то есть до 78 года до н. э., Лентул Сура получил известность как оратор. В 75 или 74 году до н. э. он занимал должность претора , а в следующем году в качестве проконсула управлял Сицилией . В 71 году до н. э. Публий Корнелий был консулом вместе с незнатным плебеем Гнеем Ауфидием Орестом . Годом позже цензоры Гней Корнелий Лентул Клодиан и Луций Геллий Публикола , пересматривая списки сенаторов, исключили оттуда 64 человека, и в их числе оказался Лентул Сура; официальным обоснованием этого стало его безнравственное поведение .
Позже, чтобы вернуться в сенат, Публий во второй раз выдвинул свою кандидатуру в преторы на 63 год до н. э. и победил на этих выборах. Не позже осени 63 года он уже состоял в заговоре Катилины , объединившем ряд нобилей с нереализованными претензиями на власть. Заговорщики планировали совершить переворот, отменить долги и провести проскрипции , а Лентул, по данным Саллюстия , претендовал на исключительные полномочия. Он утверждал, что по Сивиллиным книгам трём представителям рода Корнелиев уготована царская власть, причём двое — Луций Корнелий Цинна и Луций Корнелий Сулла — её уже получали, а третьим должен стать он сам .
Переход к решительным действиям заговорщики запланировали на конец октября: сулланские ветераны во главе с Гаем Манлием должны были поднять восстание в Этрурии , а Катилина, Лентул и прочие — перебить своих врагов в Риме. Но об этих планах стало известно одному из консулов, Марку Туллию Цицерону , так что открытое выступление пришлось отложить. Ночью на 6 ноября в доме Марка Порция Леки на улице Серповщиков состоялось тайное совещание заговорщиков, на котором было решено уже на следующий день убить Цицерона, а потом поджечь город, спровоцировав таким образом массовые беспорядки; но покушение было сорвано. 7 ноября на заседании сената Цицерон открыто обвинил Катилину в подготовке к мятежу, и тот был вынужден уехать из Рима к Гаю Манлию . Другие заговорщики остались в городе. Лентул Сура как единственный консуляр был их лидером, что очень навредило делу Катилины: Публий был человеком нерешительным, и на роль руководителя больше подходил Гай Корнелий Цетег .
В целом планы не изменились: заговорщики должны были убить Цицерона, поджечь город и открыть ворота армии Манлия. Цетег настаивал на немедленном выступлении, но Лентул настоял на 17 декабря (возможно, это было связано со слишком медленным набором войск в Этрурии) . В первые дни декабря Публий Корнелий попытался привлечь на свою сторону галльское племя аллоброгов , и это сыграло роковую роль: письма к аллоброгам попали в руки Цицерона, став стопроцентными доказательствами вины Лентула, Цетега и прочих. 3 декабря заговорщиков привели на заседание сената (Публия Корнелия, действующего магистрата, привёл лично Цицерон, занимавший более высокую должность). Сенаторы, убедившись, что на письмах подлинные печати, постановили взять Лентула и остальных под стражу, а в их домах провести обыски; были найдены арсеналы с оружием .
Известно, что вольноотпущенники и клиенты Лентула Суры хотели его освободить с помощью насилия, но этот план не был осуществлён . 5 декабря состоялось заседание, на котором решалась судьба заговорщиков. Первым взял слово избранный на следующий год консулом Децим Юний Силан , предложивший смертную казнь. Другие выступавшие по очереди поддерживали Силана, но претор будущего года Гай Юлий Цезарь предложил приговорить катилинариев к пожизненному заключению в разных городах Италии. Под воздействием его речи другие ораторы, включая Силана, изменили своё первоначальное мнение; наконец, Марк Порций Катон призвал собравшихся к решительным действиям и потребовал смертной казни. Его выступление стало решающим .
Заговорщиков сразу после заседания отвели в Мамертинскую тюрьму и там задушили. Цицерон сообщил об этом собравшейся толпе с помощью всего одного слова — vixerunt («отжили»), — что вызвало всеобщий восторг .
Публий Корнелий был женат на Юлии , дочери Луция Юлия Цезаря (консула 90 года до н. э.) и внучке Марка Фульвия Флакка (консула 125 года до н. э.). Эта матрона была вдовой Марка Антония Кретика , от которого родила трёх сыновей, в том числе будущего триумвира Марка Антония . Последний, по данным античных авторов, ненавидел Цицерона в том числе из-за своей любви к отчиму . Собственных детей у Лентула Суры не было .
Согласно Саллюстию, Катилина, узнав о казни своих сторонников в Риме, сказал солдатам: «Вы, конечно, знаете, какое огромное бедствие принесли и нам, и самому Лентулу его беспечность и трусость» . Цицерон, всегда старавшийся демонстрировать беспристрастность, говорит о способностях Публия Корнелия и его «находчивости в речах», но в то же время упоминает его «бесстыдство» и «бесчестность» . В трактате « Брут », написанном в 46 году до н. э., Цицерон говорит, что Лентул «скрывал вялость своей мысли и речи благородным выражением лица, искусными и привлекательными телодвижениями, приятным и сильным голосом; то есть во всем, кроме исполнения, он был совершенно бессилен» .
Плутарх пишет, что Публий Корнелий был человеком «отчаянным от природы», которого к тому же «распалили подстрекательства Катилины» .