К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Музей Пио-Кристиано , Музей христианского искусства папы Пия IX, или Пио-христианский музей ( итал. Museo Pio Cristiano ) — художественный музей в составе комплекса « Музеи Ватикана ».
Музей предназначался для размещения свидетельств о христианских общинах Рима первых веков нашей эры; некоторые экспонаты были взяты из коллекции Museo Sacro, или Христианского музея, основанного Бенедиктом XIV в Ватиканской апостольской библиотеке в 1756 году.
Музей основан в 1854 году по распоряжению папы Пия IX и вначале располагался в Латеранском дворце . В XIX веке многие свидетельства о деятельности раннехристианских общин и произведения искусства II—VI веков — резные мраморные саркофаги , рельефные стелы, скульптуры, фрагменты росписей, эпиграфику — находили в римских катакомбах . Некоторые экспонаты были взяты из римских церквей, они украшали атриумы и галереи клуатров. Для систематизации находок и решений об их музеефикации в 1852 году была создана специальная Папская комиссия по священной археологии .
Многие находки передавали в Христианский музей Пия по соображениям сохранности. Критерии оценок и экспонирования были разработаны известным археологом, исследователем римских катакомб Джованни Баттистой Де Росси , которому в то время было немногим более тридцати лет, и археологом, членом ордена иезуитов , Джузеппе Марки. Саркофаги с образами христианской символики были размещены в большой галереи Латеранского дворца и разделены на группы по иконографии, библейским сюжетам и хронологии. Де Росси занимался также изучением христианского лапидария (собрания раннехристианской эпиграфики) с сотнями надписей, в основном на могильных плитах.
В 1963 году по распоряжению папы Иоанна XXIII Пио-христианский музей вместе с музеем Музеем Григориано профано и Миссионерским этнологическим музеем был перенесен из Латеранского дворца в Ватикан. Для этого было построено новое здание, открытое для публики в 1970 году.
В коллекции музея особое внимание привлекают саркофаги, украшенные рельефами на античные сюжеты, получившими новое символическое значение: певец Орфей или « Добрый Пастырь с заблудшей овцой» на плечах — Христос, Адонис — пророк Иона , эроты или путти — ангелы. Изображения не потеряли своей эстетической ценности в период раннего христианства, однако главным стало их символическое значение. К известным произведениям коллекции относится скульптура Доброго пастыря IV века. Наиболее известные саркофаги: