Interested Article - Септизоний

Септизоний в Риме. Гравюра из книги «Formis Romae», 1582

Септизоний , или Септизодий ( лат. Septizonium, Septizodium , от лат. septem — семь и лат. zona — пояс, обрамление) — монументальный нимфей в древнем Риме .

История

Внушительное здание длиной почти 100 метров было воздвигнуто в 203 году н. э. императором Септимием Севером на юго-восточной стороне Палатина вблизи Большого цирка ( лат. Circus Maximus ) и образовывало один из фасадов императорского дворца (Domus Severiana) со стороны, выходящей на начало Аппиевой дороги .

Септизоний имел несколько ярусов, разделённых карнизами, с нишами и рядами колонн, был украшен мрамором и статуями. Некоторое время в нём находилась гробница императора Геты , сына Септимия Севера. Имеется гипотеза о существовании ещё одного подобного сооружения в южной части Рима . Этимология названия полностью неясна. Высказывались различные догадки о толковании термина в буквальном смысле, как постройки, имеющей семь этажей, но на графических реконструкциях, даже самых ранних, видны только три (позднее шесть). Имеются свидетельства, что Гелиогабал , римский император начала III века, построил «Район Солнца» (Saepta Solis) недалеко от Септизодиума, у подножия улицы под названием «Clivus Scauri». Указание на то, что имеется в виду под «Saepta Solis» также отсутствует, но известно, что именно в «Saepta Solis», или «Septasolium» происходили папские выборы 1198 года. Другая гипотеза сводится к тому, что исконное название сооружения «Septisolium» (Храм семи солнц) возникло из-за того, что в нём помещались статуи «семи планетарных божеств» (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера) поэтому здание и было разделено на семь частей .

С. Боттичелли. Наказание Корея, Дафана и Авирона. Деталь. 1481—1482. Фреска в Сикстинской капелле, Ватикан

В Средние века здание и прилегающая территория назывались по-разному: Septemsolium, Septasolis, Septem Solia. Постройка не имела определённого практического назначения (у неё не было внутренних помещений и крыши), она, вероятно, имела репрезентативный и культовый смысл именно как нимфеум (храм нимф). Древние и средневековые источники упоминают здание, предназначенное для того, чтобы произвести впечатление на собратьев императора Севера из Северной Африки, когда они вошли в город, поскольку нимфей был расположен в том месте, где Аппиева дорога проходит через Палатин и ведёт на восток к Римскому форуму . В «Новом топографическом словаре Древнего Рима» разъясняется, что «Септизодиум» представлял собой «водный объект» без комнат и крыши: «На верхние этажи можно было попасть только по лестнице, и за этим фасадом нет никаких признаков какого-либо здания» .

В Средневековье Септизодиум стал частью Палаццо дель Сеттизонио семьи Франджипани. Позднее средняя часть постройки рухнула после серьёзных повреждений, вероятно, войсками Карла V при разграблении города ( итал. Sacco di Roma ) в 1527 году. Дальнейшее разрушение и изъятие материалов продолжались. Окончательный снос произошёл по приказу папы Сикста V зимой 1588—1589 годов архитектором Доменико Фонтана . Строительный материал использовался для новых построек, в частности, для Сикстинской капеллы , базилики Санта-Мария-Маджоре , для фундамента обелиска Фламинио на площади Пьяцца дель Пополо , реставрации Колонны Марка Аврелия и многих других построек. Родольфо Ланчиани восклицал, что «древние камни покрыли половину Рима!» .

От античного Септизония сохранились лишь некоторые остатки фундамента и зарисовки руин. Сильно разрушенный, но ещё существовавший в эпоху итальянского Возрождения Септизоний изобразил Сандро Боттичелли в правой части ватиканской фрески «Наказание Корея» .

Cогласно многим реконструкциям фасад здания имел длину 89 м (300 римских футов) и был схож с древнегреческой «скеной»: в центре имелись три полукруглые ниши для статуй, а по сторонам, возможно, были боковые крылья в виде прямоугольных выступов. Все части оформлялись колоннами. В центре, по одному из вариантов реконструкции, располагалась огромная лежащая скульптурная фигура реки Тибр . В отделке здания был использован африканский мрамор , колонны были сделаны из гранита .

Примечания

  1. Septizonium in: Samuel Ball Platner, Thomas Ashby A Topographical Dictionary of Ancient Rome. — London: Oxford University Press, 1929
  2. Varner E. R. Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. — Leiden: Brill, 2004. — Р. 168. — ISBN 90-04-13577-4
  3. Gregorovius F. History of the city of Rome in the Middle Ages (1895). — Vol. 3. — Cambridge University Press. — Р. 541. — ISBN 978-1-108-01502-8
  4. Palmer Robert E. A. Severan Ruler-cult in The City of Romе // Wolfgang Haase (ed.). Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. — Walter de Gruyter, 1978. — Р. 1117. — ISBN 3-11-007612-8
  5. Richardson L. Jr. The New Topographical Dictionary of Ancient Rome. — Baltimore, 1992. — S. 349—350
  6. Lapsus o refuso: si tratta della Chiesa di San Girolamo degli Schiavoni, ricostruita da Sisto V nel 1588
  7. Власов В. Г. Септизоний // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 713
  8. Hülsen Ch. Das Septizonium des Septimus Severus. 46. — Programm zum Winkelmannsfeste der Archäologischen Gesellschaft zu Berlin, 1886. — S. 1—36
  9. Lombardo A. Vedute delle Antichita Romane. — Roma: Palombi Editori, 2004. —Pp. 20—22

Литература

  • Coarelli F. Guida archeologica di Roma. — Verona: Arnoldo Mondadori Editore, 1984.
Источник —

Same as Септизоний