Interested Article - Сампсикерамиды

Сампсикерамиды — династия правителей Эмесы и наследственных верховных жрецов храма Элагабала .

История

Изначально были шейхами арабского племени эмисенов. Предположительно, первое упоминание о них относится к середине II века до н. э., когда Александр Балас отдал своего малолетнего сына под охрану арабского шейха Ямвлиха (Элмалеха, Малха), кочевавшего в районе Апамеи .

В первой половине I века до н. э. племя эмисенов осело на землях северной Сирии, возможно, основав город Эмесу на месте некогда существовавшего древнего поселения. Первый известный правитель Эмесы шейх Сампсикерам I воспользовался, как и другие арабские династы, хаосом, царившим в Сирии после гибели Антиоха XII и оккупации страны набатеями и армянами, для создания автономного владения.

Бронзовая монета Урания Антонина . На реверсе храм Элагабала в Эмесе и Чёрный камень

Значительный авторитет Сампсикерамидам, поэтично названным в одном современном исследовании «Королями Солнца» ( the Sun Kings ) , создавало обладание святилищем Элагабала в Эмесе, одним из крупнейших центров солярного культа , популярного у арабских племен. Большим влиянием цари Эмесы пользовались в соседних Пальмире и Баальбеке , также населенных адептами культа бога Солнца. Для представителей этой династии характерны такие теофорные имена как Ямвлих ( Эльмалех ), дериват имени Yamlik-El («бог-царь», «бог правит»), и Сампсикерам (šmšgrm — «Солнце решило») .

Сампсикерамиды способствовали падению династии Селевкидов , затем договорились с римлянами, укрепив, таким образом, своё положение в северной Сирии . Став клиентами Рима, эмесские цари активно участвовали в гражданских войнах, борьбе с парфянами и подавлении иудейского восстания . К середине I века были одними из крупнейших восточных династов, зависимых от Рима; в Сирии их владения уступали только землям Иродиадов , с которыми Сампсикерамиды находились в родстве.

Эмесское царство было ликвидировано римлянами в 70-х годах I века, по-видимому, после смерти царя Соэма . Точная дата и обстоятельства этой аннексии неизвестны; конец династии столь же темен, как и её начало. Пальмирская надпись, представляющая собой эпитафию Гаю Юлию Сампсикераму, сыну Гая Юлия Алексиона (78/79 годы) позволяет предполагать, что к этому времени Эмеса вошла в состав империи .

Религиозно-политическое наследие

Лишившись политической власти, Сампсикерамиды сохранили должность верховных жрецов Элагабала и значительное влияние, причем не только в Сирии, но и в Риме, где во времена Антонинов также начал распространяться культ Непобедимого Солнца , опиравшийся на святилища Гелиополя (Баальбека) и Эмесы, где хранилась святыня солнцепоклонников — знаменитый «Черный камень» — конусообразный кусок метеорита, посланный на землю, как считали арабы, их божеством (разновидность общесемитского фетиша — так называемого «Бетеля» ( Дома бога ) — другие примеры которого — камень Иакова в Вефиле (Бет-Эль) и более знаменитый Черный камень Каабы ) . Широкое распространение солярного культа было связано с переселением значительного количества семитов в Италию, испытывавшую недостаток населения.

Из рода эмесских жрецов происходила Юлия Домна , жена императора Септимия Севера . Таким образом, императоры Гета и Каракалла по женской линии восходили к Сампсикерамидам. После убийства Каракаллы сирийские принцессы Юлия Меса и Юлия Соэмия склонили на свою сторону легионы и облекли в императорский пурпур Вария Авита Бассиана , фанатичного верховного жреца Элагабала, который принял имя этого бога как своё официальное и попытался ввести его культ в качестве государственной религии Рима, подчинив ему остальных богов.

Аурей Гелиогабала. На реверсе колесница с Чёрным камнем Эмесы

Античные авторы, возможно, несколько сгущают краски, представляя императора Элагабала дегенеративной личностью, но восточная религиозность в своих крайних и наиболее разнузданных проявлениях, безусловно, шокировала даже ко многому привычных римлян. Сменивший Элагабала император, носивший одно из родовых имен Сампсикерамидов — Александр , сын Юлии Мамеи , постарался сгладить одиозное впечатление от царствования своего «приемного отца», и вообще заслужил репутацию хорошего правителя.

В дальнейшем один из узурпаторов эпохи солдатских императоров, Ураний Антонин (настоящее имя Сампсикерам), также происходил из династии жрецов эмесского храма, и чеканил изображение этого святилища на своих монетах . На родство с Сампсикерамидами претендовали пальмирские цари Оденат и Зенобия , а также философ- неоплатоник Ямвлих .

Князья и цари Эмесы

В ряде современных реконструкций предполагается, что Гай Юлий Сампсикерам, чья эпитафия , найденная в Хомсе, датируется 78/79 годами, мог быть последним царем Эмесы Сампсикерамом III

Примечания

  1. Диодор. XXXIII. 4a
  2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 5, 1
  3. Warwick Ball, p. 34
  4. Warwick Ball, p. 33
  5. Warwick Ball, p. 37
  6. Bevan, p. 266
  7. Bouché-Leclercq, pp. 441—442
  8. Warwick Ball, p. 36
  9. Seyrig H. Antiquités syriennes (Le culte du Soleil en Syrie a l'époque romaine). // Syria. T. 48 fasc. 3-4, 1971. pp. 337—345
  10. Warwick Ball, p. 37
  11. Seyrig H. Uranius Antonin, une question d’authenticité. // Revue numismatique, 6e série — T. 1, année 1958 pp. 51—57
  12. Sullivan, p. 218—219

Литература

  • Bevan E. The House Of Seleucus. Vol 2. — L.: Edward Arnold, 1902
  • Bouché-Leclercq A. Histoire des Séleucides (323—64 avant J.-C.) T. 1. — P., 1913
  • Birley A. R. Septimius Severus: The African Emperor. — Routledge, 2002. — ISBN 9781134707461
  • Chad C. Les dynastes d’Emèse. — Beyrouth: Dar El-Machreq, 1972
  • Sullivan Richard D. The Dynasty of Emesa // Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Vol. II: Principat, achter Band / Temporini Hildegard. — Berlin : Walter de Gruyter, 1977. — p. 198—219
  • Warwick Ball . Rome in the East: The Transformation of an Empire. — Routledge, 1999. — ISBN 978-0-415-24357-5
Источник —

Same as Сампсикерамиды