Морозова, Маргарита Кирилловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Прометей (Поэма огня) Op. 60 — музыкальная поэма (продолжительность 20 — 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано , оркестра (включая орган ), голосов ( хора ad libitum ) и партии света Luce ( итал. tastiera per luce ) .
В «Прометее» утверждается новая ладогармоническая система, в которой опорным аккордом, устоем и центральным элементом становится диссонирующее начальное созвучие ( Холопов Ю ). Аккорд позднее назвали « прометеевским » .
«Прометей» («Поэма огня») — не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы — программа «Симфонии света» — абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует. Произведение сочинялось в 1908 — 1910 гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого . Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.
О замысле «Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного. Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеревался использовать идею «световой симфонии» . В письме к М. Морозовой от 4.09.1907 г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».
Замысел «Прометея» имеет много общего с идеей «Мистерии». В символическом виде в «Прометее» отразились ключевые вехи концепции «Мистерии». В соответствии с объемностью и многоплановостью замысла сочинения — необычен состав исполнителей: большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветовая клавиатура, сопровождающая музыкальное развитие сменой цветовых волн, освещающих зал
Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца… сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая…
.
Как пишет Асафьев : «Скрябин мыслил параллельными цветомузыкальными образами», «К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» - предвестники музыки с реальным светом. В «Прометее» Скрябин решается на «визуализацию» собственных цвето-тональных представлений, и как воплощение этого, им была придумана так называемая «световая строка».
В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы её будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно.
Световая строка Luce содержит условные обозначения цветов, записанные обычными нотами. Но эти цвета могли быть обозначены и другими символами (например, цифрами, как у Гидони , или другими знаками). В партитуре «Прометея» Luce записана обычными нотами в двухголосии (исключение составляют такты с 305 по 308, т.е. цифры 29-30 партитуры), изложена в пределах одной октавы – от фа# 1 октавы до фа# второй.
Luce – является индикатором тональности. Т.к. на протяжении всего произведения (исключение составляют 12 тактов и 606) эта нотная запись совпадает с основными тонами звучащей гармонии (каждая из которых трактуется композитором как новая тональность). Скрябин обладал цвето-тональным слухом . Именно цветовая визуализация тонального плана лежит в основе замысла «Прометей». Скрябин вносит в Luce основные тоны гармонии в качестве «опознавательного знака» этих гармоний, чтобы исключить возможность в разночтениях классификации и звучащих аккордов.
«Прометей» - одночастное симфоническое произведение, в котором объединены признаки симфонической поэмы, фортепианного концерта, кантаты.
По поводу границ разделов существует несколько мнений: Анализ структуры «Прометея», сделанный Ю. Рагсом и Е. Назайкинским :
Раздел формы | Такты |
---|---|
Вступление | 1 - 26 |
Экспозиция | 27 - 183 |
Разработка | 184 - 370 |
Реприза | 371 - 511 |
Кода | 512 |
Ю. Дельсон считает началом разработки 240 такт (цифра 9 партитуры).
Сам Скрябин считал началом экспозиции не тему Разума (цифра 1 партитуры), а тему Движения (цифра 3 партитуры) . Этого же мнения придерживается С. Павчинский Сам Скрябин считал, что побочная партия начинается не в цифре 7 партитуры (это для Скрябина заключительный раздел хода), а цифру 9 партитуры.
Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 марта 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера . Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола» ( англ. chromola ); исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой. По сообщениям тогдашней прессы, публичной премьере предшествовало приватное исполнение 10 февраля в узком кругу избранных ценителей, среди которых были Анна Павлова , Айседора Дункан и Миша Эльман .
В 60-
70-е
гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес.
В
1962
г., по сообщению режиссёра
Булата Галеева
, полная версия «Прометея» была исполнена в
Казани
,
а в
1965
г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм
.
В
1972 году
исполнение поэмы
Государственным академическим симфоническим оркестром СССР
под управлением Е. Светланова было записано на фирме «
Мелодия
».
4 мая
1972 года в лондонском
Альберт-холле
«Прометей» был исполнен, со световой партией,
Лондонским симфоническим оркестром
под управлением Элиакума Шапиры
.
24 сентября
1975 года
Симфонический оркестр
Университета Айовы
под управлением
Джеймса Диксона
впервые исполнил поэму в сопровождении
лазерного
шоу, установка для которого была сконструирована
(этот концерт был заснят и смонтирован в виде документального фильма, а в
2005 году
перевыпущен на DVD).
Среди наиболее заметных записей «Прометея» — исполнения Берлинского филармонического оркестра под управлением Клаудио Аббадо (партия фортепиано Марта Аргерих ), Чикагского симфонического оркестра (под управлением Пьера Булеза , солист ), Филадельфийского оркестра (под управлением Рикардо Мути , солист Дмитрий Алексеев ), Лондонского филармонического оркестра (под управлением Лорина Маазеля , солист Владимир Ашкенази ).
Миф Скрябина вылился в величественную космогонию, полностью выраженную «Прометеем»
— А. Альшванг