Сезоны ФК «Бавария» Мюнхен
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ру́сские сезо́ны» ( фр. Saisons Russes ) — театральная антреприза С. П. Дягилева . Гастрольные выступления артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы по 1908 и до 1921 годов.
Театральным «сезонам» за границей предшествовали выставки, в том числе Русская художественная выставка в рамках парижского Осеннего салона 1906 года и Исторические русские концерты в Париже в 1907 году. В «Русских сезонах» был показан ряд русских опер и новые русские балеты в хореографии М. М. Фокина и других.
19 мая 1908 года в Парижской опере «Русские сезоны» открылись оперой « Борис Годунов » М. П. Мусоргского, под покровительством великого князя Владимира Александровича . За основу постановки была взята редакция Н. А. Римского-Корсакова , в которой опера шла на сцене Мариинского театра , Дягилевым осуществлён ряд купюр и перестановок. Опера с Ф. И. Шаляпиным в заглавной роли имела огромный успех и колоссальный общественный резонанс, «её называли шедевром и находили ей аналогию лишь в созданиях Шекспира» .
Успех «Бориса» окрылил Дягилева и подготовил почву для организации ежегодных Русских сезонов в Париже (предполагалось, что они будут оперными). В сезон 1909 года Дягилев намеревался показать своего рода антологию русской оперной классики: «Руслана и Людмилу» Глинки, «Юдифь» Серова, «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянку» Римского-Корсакова, переименованную в «Ивана Грозного», и снова «Бориса Годунова». Неожиданно планы изменились. Друзья и соратники Дягилева уговорили его представить французам, кроме опер, еще и новый русский балет. К названным операм присоединили четыре одноактных балета. Грандиозный замысел оказался, однако, не по средствам: высочайшим повелением Дягилеву было отказано в субсидии. Пришлось сильно сократить оперный репертуар. Целиком была поставлена только «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Грозного
— Дягилев и музыка Русских сезонов: 1908–1914
.
19 мая 1909 года в парижском театре «Шатле» состоялся первый балетный показ «Русских сезонов»: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (хореограф М. М. Фокин , художник А. Н. Бенуа : повторение спектакля Мариинского театра; в главной роли – В. Каралли ). В 1910 антрепризой С. П. Дягилева были представлены исключительно балеты, а в 1911 году он принял решение вместо балетных гастролей артистов Императорских театров организовать постоянно действующую труппу Русский балет Дягилева . Этой труппой он руководил в 1911–1929 годах .
В 1909 году впервые, наряду с оперными спектаклями, показаны балеты Михаила Фокина: «Павильон Армиды» , « Половецкие пляски », « Сильфиды » на музыку Шопена, «Клеопатра» (« Египетские ночи ») Аренского и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова и Мусоргского. Декорации к этим постановкам готовили именитые российские художники: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст и другие.
Оперные «сезоны» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны летом 1914 года, последняя премьера – «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова (26 июня). Последний спектакль Дягилевской антрепризы состоялся 25 июля 1914 года.
Кроме спектаклей, участники Дягилевской антрепризы участвовали в разного рода концертах с исполнением музыки русских композиторов.
Среди постановок: балеты И. Ф. Стравинского («Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913; «Свадебка», 1923; «Аполлон Мусагет», 1928), К. Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», 1912; «Игры», 1913).
Наряду с солистами оперы и балета Императорских театров , в «сезонах» участвовали: хор Московского императорского Большого театра (1908, 1909 и 1914 гг.; по итогам выступлений в 1908 г. в Париже хор получил от правительства Франции почётную награду за заслуги в области образования и культуры – знак «Золотые Академические пальмы») , хор Петербургского императорского Мариинского театра (1913 г.) , оркестр Большого театра (1909 г.) . В 1908 г. и 1910 г. спектакли исполнялись с оркестром Парижской оперы . В лондонских «сезонах» 1911–1914 гг. участвовали театральные оркестры Лондона, Симфонический оркестр Т. Бичема .
Для показа балетов ещё в 1911 году была образована специальная труппа Русский балет Дягилева . В рамках антрепризы «Русских сезонов» балеты ставились только в 1909 и 1910 годах. Балетные спектакли «Русских сезонов» в русской и зарубежной литературе нередко называют также «Русским балетом Дягилева».