Interested Article - Яковенко, Борис Валентинович

Борис Валентинович Яковенко ( 1884 1949 ) — русский философ, историк русской философской мысли, публицист, переводчик.

Биография

Сын народника В. И. Яковенко.

Окончил классическую гимназию в Петербурге (1903) , учился во Франции — в Сорбонне и Свободном русском университете, затем поступил в Московский университет (1903—1905) . В 1905 году участвовал в революционном движении, был арестован. После освобождения в 1906 году уехал за границу и продолжил учёбу в Германии (1906—1908). В Гейдельберге ему преподаёт В. Виндельбанд , а в Фрайбурге Г. Риккерт . Несмотря на то, что в Германии Яковенко учился у Виндельбанда и Риккерта, его философские симпатии были на стороне Германа Когена .

С 1908 года сотрудничал в журнале « Вопросы философии и психологии ». Вернувшись в 1910 году в Россию, совместно с С. И. Гессеном и Ф. А. Степуном создал русское отделение международного ежегодника по философии культуры «Логос» , которое редактировал в 1912 1914 годах . В 1912 году снова арестовывается за связь с эсеровской организацией.

С 1913 года за границей — сначала в Италии (по 1924) и Германии (1922—1929), затем переезжает по приглашению Т. Г. Масарика в Прагу . Здесь до 1939 года редактировал журнал «Der Russische Gedanke» ( «Русская мысль» ) и отдельные тома «Bibliotheque Internationale de Philosophie» ( «Международная библиотека философии» ). В 1938 году на чешском языке вышла его «История русской философии» , а в 1940-м на немецком — «История гегельянства в России» . После отъезда из Италии продолжал сотрудничать с итальянскими издательствами, публиковал книги на итальянском языке, как по философии, так и переводы русской классики, в том числе Гоголя , Достоевского , Чехова , Короленко , А.  К. Толстого и Л. Н. Толстого .

Вклад

Основу философских воззрений Яковенко составило неокантианство , но в значительно трансформированном виде: сам он называл их критическим или трансцендентальным интуитивизмом . Он последовательно критикует религиозную линию в русской философии, полемизируя с Н. Бердяевым , В. Эрном , С. Булгаковым и другими. Также Яковенко известен как автор работ, посвящённых критическому анализу воззрений Э. Гуссерля , Г. Когена , С. Маймона , И. Фихте , истории русской философии. Вместе с тем, выступает за разнообразие философских систем, поскольку они не только не дезориентируют, не истощают философскую мысль, а напротив, обогащают её . Цель философии, по Яковенко, заключается в обнаружении смыслов жизни, в постижении сущего во всех его проявлениях:

Мы гораздо более эпигоны, чем великие послекантианцы, ибо именно по отношению к нам был прав Виндельбанд, когда говорил, что после Канта не было ничего создано принципиально нового. Характернее всего, однако, что это эпигонство обнаруживается на самом Виндельбанде. В разрешении исходного пункта и границы гносеологии мы должны выйти из пределов кантовской философии и таким образом перестать быть эпигонами…

Яковенко видит выход из сложившейся ситуации в онтологии . Собственное бытие вещи следует познавать не трансцендентно, не за пределами познания, а имманентно, внутри процессов познания. По мнению Яковенко, такой подход позволяет преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания.

Семья

Отец — Валентин Иванович Яковенко .

Борис Валентинович с 1908 года был женат на Вере (в девичестве Лифшиц), сестре Розалии Винниченко — супруги писателя и политика Владимира Винниченко .

Сочинения

  • К критике теории познания Г.Риккерта.//Вопросы философии и психологии, 1908, т. 93
  • Теоретическая философия Г.Когена.//Логос, 1910, кн. 1
  • О логосе.//Логос, 1911, кн. 1
  • //Логос, 1911—12, кн. 2, 3
  • О сущности прагматизма.//Труды и дни, 1912, № 2
  • Имманентный трансцендентализм, трансцендентальная имманентность и дуализм вообще.//Логос, 1912—13, кн. 1, 2
  • Современная американская философия.//Логос, 1913, кн. 3, 4
  • Философия Эд. Гуссерля.//Новые идеи в философии, сб. 3. СПб, 1913
  • Философия Вильгельма Шуппе. 1913
  • Учение Риккерта о сущности философии.//Вопросы философии и психологии, 1913, т. 119
  • Путь философского познания.//Вопросы философии и психологии, 1914, т. 122
  • Вильгельм Виндельбанд.//Вопросы философии и психологии, 1916, т. 132
  • Основная идея теоретической философии И. Г. Фихте.//Вопросы философии и психологии, 1916, т. 135
  • Берлин, 1921
  • Очерки американской философии. Берлин, 1922
  • Очерки русской философии. Берлин, 1922
  • История Великой русской революции: Февральско-мартовская революция и её последствия. — 1923.
    • История Великой русской революции. Февральско-мартовская революция и её последствия. — Викмо-М, Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-98854-046-5 , 978-5-98454-029-2
  • Десять лет русской философии.//Логос, 1925, кн. 1
  • Мощь философии.//Логос (Прага), 1925, кн. 1
  • Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. — СПб.: Наука, 2004. — 454 с. — (Слово о сущем) — ISBN 5-02-026859-3
  • La philisophie russe en XX siecle. — Prague, 1935
  • Dejny Ruske filosofie. — Praga, 1939
    Яковенко Б. В. . М. : Республика, 2003. – 510 с. Пер. с чеш. / Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Солодухина. ISBN 5-250-01857-2
  • Geschichte des Hegelianismus in Russland. — Praga, 1940
  • V.G. Belinskij und die russische Philosophie / Library of the Xth International Congress of Philosophy/ Amsterdam,1948.
  • Masaryk’s Conception of Philosophy.- Melbourne, 1967.
  • Vom Wesen def Philosophie.- Melbourne, 1970.

Примечания

  1. от 27 ноября 2010 на Wayback Machine Онлайн-энциклопедия Кругосвет.
  2. Новейший философский словарь. от 14 января 2008 на Wayback Machine Мн.: Книжный Дом, 2003.
  3. , с. 134.
  4. Философская мысль восточных славян. Биобиблиографический словарь. Киев, 1999.
  5. от 5 марта 2016 на Wayback Machine . Русская христианская гуманитарная академия.

Литература

Источник —

Same as Яковенко, Борис Валентинович