Interested Article - Былое и думы

«Было́е и ду́мы» — автобиографическая хроника Александра Ивановича Герцена , по форме близкая к роману. Представляет беспримерную в русской литературе панораму отечественной и европейской жизни середины XIX века. Произведение признано вершиной литературного творчества Герцена и одним из ключевых произведений русской литературы XIX века.

Написана в 1852—1868 годах, посвящена Н. П. Огарёву .

История создания

Написанию предшествовал тяжёлая полоса в жизни Герцена: рушились не только его революционные воззрения, но и семья .

Успех первых глав (про юношескую клятву на Воробьёвых горах, университетские годы и т. д.) был необычайный .

Отдельные главы писались с разрывом в несколько лет и публиковались в « Полярной звезде », главным образом в 1852—1855 года, хотя дописывать и пересматривать свою главную книгу Герцен продолжал практически до конца жизни (до 1868 года).

Уже посмертно увидела свет самая, пожалуй, откровенная и знаменитая глава «Кружение сердца» об отношениях Герцена и его жены с парой Гервегов .

Содержание

  • Часть первая «Детская и университет» (1812—1834) — жизнь в доме отца
  • Часть вторая «Тюрьма и ссылка» (1834—1838) — дело об оскорблении его величества
  • Часть третья «Владимир-на-Клязьме» (1838—1839) — история любви Герцена и Натальи Александровны Захарьиной
  • Часть четвёртая «Москва, Петербург и Новгород» (1840—1847) — о западничестве и славянофильстве
  • Часть пятая «Париж — Италия — Париж (1847—1852): Перед революцией и после неё» — первые годы, проведенные Герценом в Европе, в том числе во время « весны народов »
  • Часть шестая «Англия (1852—1864)» — период жизни писателя в Лондоне после смерти жены
  • Часть седьмая «Русская эмиграция» — очерки о М. Бакунине и В. Печерине
  • Часть восьмая (1865—1868) — впечатления А. Герцена от путешествия по Европе
  • Часть девятая «Старые письма» — письма от Белинского , Чаадаева , Грановского и пр.

Художественные особенности и значение

Для большинства читателей эта автобиография остаётся главной книгой Герцена. Её привлекательность главным образом в её свободе и очевидной искренности. Не то, чтобы в ней вовсе не было позы , — Герцен слишком француз и слишком романтик, чтобы обойтись без позы. Герцен — один из последних великих русских писателей, выросших на французском языке, и ничуть не боится честного и неприкрытого галлицизма . Это язык человека, который одинаково свободно говорит на многих языках. Но это именно его, герценовский язык, и он обладает совершенно стихийной жизненной силой. В нём очарование свободы и непосредственности, это текучая и богатая речь страстного, блестящего собеседника.

Герцен — великий портретист-импрессионист, и его впечатления ( фр. impressions ) об отце и других родных, о московских идеалистах и вождях европейской революции незабываемо-живые. Легкость его прикосновения, скользящего, без всякого нажима, сообщает этим портретам на диво убедительную подвижность. Не менее замечательны те пассажи книги, где он подводит под свой рассказ широкую историческую базу; в первых частях, повествующих о его жизни до ссылки, содержится самый широкий, самый правдивый и самый проницательный обзор русской социальной и культурной истории первой половины девятнадцатого столетия. Это великая историческая классика .

Д. С. Мирский . История русской литературы

Я. Эльсберг в своих статьях «Роман о русском революционере и мыслителе» пишет: «Былое и думы» представляет собой сложное сочетание различных жанровых форм, мемуара и исторического романа-хроники, дневника и писем, художественного очерка и публицистической статьи, сюжетно-новеллистической прозы и биографии. Смешение жанров внутри мемуарного обрамления было связано с особенностями всей стилевой структуры «Былого и дум» ; «Былое и думы» можно назвать романом о русском революционере. Но это роман и о человеке со всеми его личными особенностями, исканиями и заблуждениями, победами и поражениями, со всеми противоречиями его внутреннего мира, это повествование и об его личной жизни, любви, увлечениях и страстях» .

Экранизация

Примечания

  1. А. И. Герцен. Былое и думы / А. Козловский и А. Краковская. — М. : Художественная литература, 1969. — Т. 73. — 924 с. — ( Библиотека всемирной литературы ). — 300 000 экз.
  2. Лидия Чуковская . . — М. : Художественная литература, 1966. 22 декабря 2016 года.
  3. Вл. Путинцев. . 10 марта 2010 года.
  4. Мирский Д. С. от 28 ноября 2020 на Wayback Machine / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 331—339.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Былое и думы