Interested Article - Романс

Василий Тропинин . «Гитарист». В руках музыканта художник изобразил русскую семиструнную гитару

Рома́нс ( фр. romance ) — многозначный музыкальный и литературный термин; в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Испанский романс

Словом «романс» ( исп. romance ) в XV—XVI веках испанцы называли стихотворение на местном «романском», то есть нелатинском, наречии (отсюда название ) эпического и лирико-драматического характера, например, описывающее исторические события, подвиги (полу)легендарных национальных героев, бедствия, войны, сражения с маврами и т. п. Литературоведы часто проводят аналогии между жанром испанского романса и жанром, популярным в других странах — балладой . Оригинальные названия для сборников таких романсов — Cancionero de romances (несмотря на название, «песенник» не содержит нотированных мелодий), Libro de romances, Romancero. Последний термин — романсеро — закрепился в позднейшем литературоведении как типологический для всех подобных «песенников». О жанре романса в литературе см. подробней Романс (литература) .

На стихи такого содержания писались музыкальные романсы — небольшие строфические песни (без рефрена ). Строфа, как правило, 4-строчная, стих — 4-стопный хорей . Многоголосные романсы (вероятно, профессиональные обработки одноголосных мелодий) — жанр «серьёзной» музыки, пригодной для исполнения при королевском дворе — обычно в простой моноритмической фактуре. В знаменитом Дворцовом песеннике (репертуар последней четверти XV — первой четверти XVI вв.; содержит и стихи и музыку) около 40 испанских романсов, анонимных и авторских; среди авторов — известные композиторы Хуан дель Энсина ( Triste España sin ventura , Yo m’estava reposando , Mi libertad en sosiego , Qu’es de ti, desconsolado? и др.), Франсиско Пеньялоса ( Los braços traygo cansados ), Франсиско Миллан ( Durandarte, durandarte ; Los braços trayo cansados ), Хуан де Анчиета ( En memoria d’Alixandre ) и др. Позже в XVI веке романс стал более демократичным. (Одноголосные) романсы в сопровождении модного тогда инструмента виуэлы вошли в сборники и школы игры Луиса де Милана ( Durandarte, durandarte ; Con pavor recordo el moro и др.), Луиса де Нарваэса ( Ya se asienta el rey Ramiro , Paseavase el rey Moro ), Алонсо Мударры ( Triste estaba el Rey David , Durmiendo yva el Señor ), Хуана Бермудо и др. виуэлистов, стали популярными темами для вариационной разработки. К концу столетия в романсе появился рефрен, существенно расширилась тематика; в конечном итоге романс и (другой популярный в Испании музыкально-поэтический жанр) вильянсико стали неразличимы.

Новый европейский романс

Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» ( фр. romance — со ссылкой на испанцев) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Вопрос о том, каким образом это новое (в XX—XXI вв. — доминирующее) понимание романса связано с оригинальным (испанским), остаётся в музыкознании дискуссионным.

Большое влияние на развитие романса оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне . В XIX веке сложились яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская ( Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф ), французская ( Г. Берлиоз , Ж. Бизе , Массне , Гуно ), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт Прекрасная мельничиха » и « Зимний путь »), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман , Брамс , Г. Малер , Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка , Мусоргский , Римский-Корсаков .

Во 2-й половине XIX — начале XX века становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.

Форма романса строфическая, при этом необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни (допускаются расширения, переходы от одной строфы к другой). Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен (припев) в романсе чаще всего отсутствует (хотя бывают и исключения, как, например, романс с припевом «Старый капрал» А. С. Даргомыжского ). В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс обычно пишется для сольного пения с аккомпанементом инструмента (чаще других гитары или фортепиано) и относится к разряду камерной музыки. В романсах академических композиторов (например, С. В. Рахманинова ) инструментальное сопровождение может быть равноправным по значению с вокальной партией.

Романс в опере

Романс иногда встречается в опере, например, Романс Рауля в первом действии « Гугенотов » Дж. Мейербера , Речитатив и романс Синодала в « Демоне » А. Г. Рубинштейна , романс Водемона в « Иоланте » П. И. Чайковского , Романс молодого цыгана в « Алеко » С. В. Рахманинова , Романс Антониды из оперы « Иван Сусанин » М. И. Глинки и т. д.

Романс в инструментальной музыке

Части циклических композиций и (реже) отдельные пьесы с обозначением «романс» встречаются в инструментальной музыке второй половины XVIII—XIX веков, как, например, вторые части клавирного концерта d-moll (KV 466), третьего и четвёртого валторновых концертов (KV 447, KV 495) Моцарта , два романса для скрипки с оркестром и II часть фортепианной сонатины G-dur Л. ван Бетховена , II часть кларнетового концерта Es-dur К. М. Вебера , II часть из струнного квартета № 1 и Романс из фортепианных пьес op. 118 И. Брамса и др.

Русский романс

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев , Варламов и Гурилёв . Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и другие.

Пик популярности русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский , В. Панина , А. Вяльцева , Н. Плевицкая . Традиции романса продолжали Пётр Лещенко , Изабелла Юрьева , отчасти Вадим Козин , позднее Тамара Церетели , Алла Баянова и другие.

Романс в XX веке

В СССР, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Тем не менее, романс продолжал звучать, в том числе и в годы Великой Отечественной войны , позже послужила импульсом для так называемой авторской песни . Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе , Валерий Агафонов и другие яркие артисты сцены.

Во Франции художественные песни (то есть песни, написанные профессиональными композиторами) на французском языке конца XIX и первой половины XX века зачастую именуют «мелодиями» ( фр. mélodies ) . При этом по отношению к одной и той же позднеромантической музыке (например, у Э. Шабрие и Г. Форе ) термины «романс» и «мелодия» употребляются на альтернативной основе . По отношению к художественной песне импрессионистов ( Дебюсси , Равель ) и композиторов « Шестёрки » ( Ф. Пуленк , Д. Мийо и др.) более употребителен термин «мелодия». Городскую лирику XX века, семантически (но не музыкально) близкую русскому городскому романсу, во Франции относят к песенной категории « шансон ».

В XX веке инструментальные пьесы, обозначенные композитором словом «романс», как правило,— стилизации камерной вокальной музыки XIX века, например, романсы из музыки к фильмам « Поручик Киже » С. С. Прокофьева , «Овод» Д. Д. Шостаковича , из сюиты «Метель» Г. В. Свиридова , из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» А. И. Хачатуряна , вторая часть (Романс) из Второго фортепианного концерта Н. К. Метнера , Романс для струнного оркестра Я. Сибелиуса , Романс для флейты и фортепиано А. Онеггера и т. п.

См. также

Примечания

  1. Этимологию подробней см. в статьях: Romanze // Metzler Lexikon Literatur. 3. Auflage. Stuttgart, 2007, S. 666 и Гаспаров М. Л. Романс // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 333.
  2. Гаспаров М. Л. Романсы испанские // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 334.
  3. Рычков С. Ю. Страх и надежда в романсе А. С. Даргомыжского «Старый капрал» и в рукописи А. И. Хатова «О воинской дисциплине» // Отечественная война 1812 года. Источники, памятники, проблемы. Материалы 14 Всероссийской научной конференции. Бородино, 4—7 сентября 2006 г. М. : 2007 г. С. 265—333.
  4. Ср. от 2 июня 2017 на Wayback Machine .
  5. Tunley D., Noske F. Mélodie // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . N.Y., L., 2001.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Романс